В 1995 году Джоан Роулинг завершила работу над первой книгой о Гарри Поттере и отослала ее нескольким перспективным литературным издательствам. Отказов писательница получила двенадцать, а вот соглашение на сотрудничество только одно. Напечатать роман согласилось лондонское Bloomsbury. Книга вышла 26 июня 1997 года, и уже на следующий год Великобританию (а затем и весь мир) охватила поттеромания. В 2001 году историю о мальчике, который выжил, экранизировали. В день, когда «Философскому камню» исполняется 20 лет, разбираемся, с какими трудностями пришлось столкнуться съемочной группе.
В поисках волшебной сказки
В 1996 году продюсер Дэвид Хейман основал студию Heyday Films. Ее первым фильмом, по замыслу Хеймана, должна была стать экранизация детской сказки, но подходящую историю никак не удавалось найти. После неудачи с произведением Дианы Уинн Джонс «Людоед на первом этаже» одна из сотрудниц компании предложила Хейману прочитать «Философский камень». Продюсера книга впечатлила и в 1998 году он пошел со своим проектом к Warner Bros. Недолго думая, компания начала вести переговоры с Джоан Роулинг.
Сначала писательнице не нравилась идея экранизации истории, потому что ей пришлось бы давать права на развитие сюжета в том числе еще не написанных книг. Однако Роулинг все же уступила: право на съемку фильмов по первым четырем частям «Поттерианы» Warner Bros. выкупил за смешную сумму в 1 млн фунтов стерлингов. При этом писательница оставила за собой полный контроль над всеми стадиями производства и поставила достаточно жесткое условие: все актеры, задействованные в фильме, должны были быть коренными британцами. Изменила своему требованию Роулинг лишь дважды: Ричард Харрис, сыгравший Дамблдора, был ирландцем, а Зои Уонамейкер (мадам Трюк) — американкой, хотя имя она себе сделала как британская актриса.
Стивен Спилберг и Терри Гиллиам против Криса Коламбуса
Сразу же после того, как Warner Bros. заключили с Роулинг соглашение, студия начала искать режиссера, который, по ее мнению, мог лучше остальных воплотить задуманный проект на экране. К тому моменту уже были выпущены культовые «Челюсти», несколько частей «Индианы Джонса», «Парк юрского периода», «Инопланетянин», а Стивен Спилберг оставался одним из самых востребованных и перспективных режиссеров США. Неудивительно, что выбор компании пал именно на него.
Поначалу Спилберг проект одобрил, но уже на этапе подготовки столкнулся с трудностями. В начале 2000-х кинематографисты были ограничены в спецэффектах, поэтому многих беспокоил вопрос, как создать фильм, где есть магия и волшебство. У Спилберга было свое видение: режиссер предложил объединить две книги и сделать ленту анимационной. Это бы, по его мнению, свело все риски к минимуму и значительно упростило бы работу. Однако Роулинг идею не одобрила. Она хотела, чтобы «Гарри Поттер» стал фильмом, в котором играют живые актеры.
Тогда с предложением занять режиссерское кресло писательница обратилась к автору «Монти Пайтона», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» и «12 обезьян» Терри Гиллиаму (выбор весьма неожиданный, согласитесь?). Однако у режиссера на тот момент был существенный недостаток: он никогда не работал с детьми на съемочной площадке, а это являлось одним из условий компании.
Так в «Поттериане» появился Крис Коламбус. К тому моменту он уже зарекомендовал себя в качестве постановщика семейных фильмов («Один дома», «Мисс Даутфайр») и, по его же словам, гонялся за проектом по меньшей мере два года.
Оператор читал книгу всю дорогу до дома, не отрываясь
Когда исполнительный продюсер Дункан Хендерсон обратился к оператору Джону Силу с просьбой принять участие в съемках «Философского камня», Сил еще не был знаком с книгами Джоан Роулинг. Австралиец искал в Лондоне проект, который мог бы его заинтересовать, и Хендерсон настоял, чтобы тот поскорее прочитал первую часть франшизы и позвонил ему. Сил вспоминал, что купил книгу в аэропорту и весь полет до дома не мог от нее оторваться. Как только самолет приземлился, оператор сразу же позвонил продюсеру и согласился стать членом команды.
Родители не хотели, чтобы Рэдклифф играл Гарри Поттера
Роль Гарри Поттера, вероятно, была ролью мечты для многих молодых британских мальчиков. Первым ее получил — нет, не Дэниел Рэдклифф, как вы могли подумать, а Лиам Эйкен, известный по ролям Бена Харрисона в фильме «Мачеха» и Клауса Бодлера в фильме «Лемони Сникет: 33 несчастья». Крис Коламбус лично предложил актеру сыграть Гарри Поттера, так как раньше уже работал с ним на площадке и знал, на что он способен. Шалость могла бы удасться, если бы не одно «но»: Экейн нарушал главное правило франшизы — он не был британцем.
Дэниел Рэдклифф хотел стать актером с раннего детства, но родители не отпускали ребенка на кастинги из-за боязни, что слава в столь юном возрасте может пагубно сказаться на нем в дальнейшем. То же произошло и с «Поттерианой». Съемочная группа была поражена глубиной игры Рэдклиффа, когда увидела его экранный тест. Джоан Роулинг была уверена, он — тот, кто им нужен, и убеждала Коламбуса, что он не найдет кандидатуры на роль Гарри Поттера лучше. Не помешал и тот факт, что у Рэдклиффа глаза голубые вместо зеленых (как у матери), заявленных по сюжету (это впоследствии стало мемом). Режиссеру и продюсеру Дэвиду Хейману пришлось долго убеждать родителей мальчика. Когда же Дэниела официально утвердили в проект, он, по информации из книги ««Гарри Поттер: со страницы на экран», принимал ванну и от радости забрызгал весь пол — настолько был счастлив.
К слову, обсуждая кастинг детей на роли в фильме, Крис Коламбус сразу оговорился, что будет уделять особое внимание взаимоотношению в семьях актеров. Режиссер вспоминал свой опыт работы с Маколеем Калкиным во время съемок рождественской комедии «Один дома». Отец Калкина и до этого оказывал сильное давление на ребенка, но после выхода фильма, принесшего юному актеру огромную популярность, ситуация усугубилась, вспоминал режиссер. Поэтому на роль героев «Поттерианы» Коламбус рассматривал только тех детей, родители которых могли поддержать ребенка в трудный момент.
Руперт Гринт и Эмма Уотсон получили роли не сразу
Претендентов на роль лучшего друга Гарри — Рона Уизли было немало. Чтобы как-то выделится из толпы, Руперт Гринт записал видео, на котором прочитал рэп о себе и о том, почему именно он заслуживает эту роль. Как известно, задумку продюсеры оценили.
Сквозь огонь, воду и медные трубы пришлось пройти и Эмме Уотсон. Юная актриса последней пришла на прослушивание в своей школе — сделать это убедила девочку учительница, а затем Эмма была вынуждена пройти еще восемь кастингов и даже поговорить по телефону с Роулинг. Писательницу впечатлил развитый не по годам интеллект девочки и ее харизма, и она тут же дала актрисе зеленый свет.
Дамблдора мог сыграть другой актер
Альбус Дамблдор — один из знаковых персонажей «Поттерианы». Сейчас уже трудно представить, что мудрого директора Хогвартса в первых двух фильмах мог сыграть кто-то кроме Ричарда Харриса, но актер в свое время трижды отказывался от этой роли. В интервью Guardian актер вспоминал, что продюсеры часто звонили ему и каждый раз повышали гонорар. «Все участники должны были согласиться участвовать в сиквелах. Я не так представлял себе последние годы своей жизни, поэтому снова и снова говорил «нет»». Решающее значение сыграла юная внучка Харриса Элла. Она заявила, что если тот не сыграет Альбуса Дамблдора, то девочка больше никогда не будет с ним разговаривать. Выбора у актера не оставалось — пришлось поддаться на уговоры.
Первой снятой сценой в «Философском камне» оказалась последняя
Вообще Крис Коламбус в графике съемок старался следовать хронологической последовательности истории, чтобы юным актерам было легче работать, но иногда были и исключения из правил. Таким стала первая съемка «Философского камня». Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт еще только начинали работу над проектом, который затянется на без малого 10 лет, но уже должны были сыграть финальную сцену прощания с Хагридом и Хогвартсом до следующего года. Считаем, что получилось у них убедительно. С тех пор заветной мечтой практически каждого ребенка (да и не только, чего уж там) на планете стало письмо из школы чародейства и волшебства.