Психология отношений тирана и жертвы: разбираем фильм «В постели с врагом»

Семейный психолог анализирует абьюзивные отношения, в которых застряла главная героиня.
Ольга Романив
|
28 Июня 2022
кадр из фильма «В постели с врагом», 1991 фото
«В постели с врагом», 1991
Фото: кадр из фильма

В криминальной драме 1991 года под названием «В постели с врагом» (реж. Джозеф Рубен) нам демонстрируются непростые отношения, сложившиеся у супружеской пары с четырехлетним стажем. Главную роль в этом фильме мастерски сыграла Джулия Робертс, которой удалось показать зрителям психологический портрет жертвы мужа-психопата.

кадр из фильма «В постели с врагом», 1991 фото
«В постели с врагом», 1991
Фото: кадр из фильма

Нередко в социальных сетях, на форумах и просто в интернете можно встретить недоуменные возгласы: «Почему терпят? Почему не уходят от таких мужей? Может, жертва сама во всем виновата — позволяет поднимать на себя руку и так к себе относиться?». Фильм «В постели с врагом» как раз и дает нам ответы на эти вопросы. 

кадр из фильма «В постели с врагом», 1991 фото
«В постели с врагом», 1991
Фото: кадр из фильма

Как всегда, в самом начале истории мы видим почти идеальную картинку: роскошный дом у моря, семейная пара, где женщина может ни о чем не беспокоиться, ведь у нее прекрасный, заботливый и состоятельный супруг. О чем еще можно мечтать? Таких историй и в жизни много: где за внешне красивым фасадом скрываются не очень здоровые отношения между людьми. При просмотре мы понимаем, что героиня Джулии Робертс Лора страдает в этих отношениях, так как систематически подвергается разным вариантам домашнего насилия – ее муж манипулятор, готовый опуститься не только до придирок, но поднять на нее руку. Женщина фактически боится оставаться с ним один на один. В конечном итоге Лора, инсценировав свою смерть, бежит от мужа, чтобы начать новую жизнь, но он находит ее…

кадр из фильма «В постели с врагом», 1991 фото
«В постели с врагом», 1991
Фото: кадр из фильма

Глядя на Лору, мы понимаем, что открыто противостоять своему мужу она не способна — не может уйти, заявить о насилии в полицию, т.е. решить вопрос какими-то доступными способами (отмечу в скобках, что большая часть женщин с синдромом жертвы даже в том случае, когда подают заявление в полицию, через день его забирают, простив своего обидчика). Поэтому поведение Лоры можно назвать виктимным – она жертва и действует согласно определенным поведенческим паттернам, которые, конечно же, закладываются в детском возрасте благодаря деструктивному воспитанию (авторитарное воспитание, подавление личности ребенка) или пережитой травме (психологическое или физическое насилие со стороны родителей).

кадр из фильма «В постели с врагом», 1991 фото
«В постели с врагом», 1991
Фото: кадр из фильма

Люди с синдромом жертвы крайне не уверены в себе, имеют заниженную самооценку, боятся быть отвергнутыми и, по сути, готовы на любые унижения ради того, что в их понимании является любовью. В детском возрасте эти люди, скорее всего, сталкивались не с безусловной родительской любовью, а с тем, что любовь нужно как-то заслужить — нужно быть хорошим, нужно слушаться, подчиняться. Если ты недостаточно хорош, тебя никто любить не будет — тебя отвергнут. Жертва боится быть отвергнутой, поэтому она испытывает страх и вину. Для тирана это отличный способ доминирования и управления жертвой — он получает в руки полный контроль и демонстрирует свою власть. Это мы и наблюдаем в отношениях Лоры и ее мужа, который после «ссоры», как любой домашний абьюзер, становится вдруг ласковым и нежным и дарит жене цветы и подарки, чтобы «загладить свою вину». 

кадр из фильма «В постели с врагом», 1991 фото
«В постели с врагом», 1991
Фото: кадр из фильма

Спустя четыре года унижений, страха и страданий Лора все-таки понимает, что так дальше продолжаться не может, и устраивает побег из дома. Но, как это обычно и бывает, тиран-муж не готов проститься с «любимой» и потерять всю полноту власти, которую она сама ему предоставила. Он находит ее, но героиня, успев вдохнуть воздух свободы и попробовав нормальные отношения с другим мужчиной, внутренне изменилась — стала более уверенной в себе. Хотя она по-прежнему испытывает страх перед абьюзером, но это уже иной страх — она боится вернуться к нему, потому что больше она себя с ним не видит, поэтому решает сказать ему «нет» по-своему: она его убивает. В этом фильме у героини нет другого выхода, как победить психопата. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая