«Пиратам Карибского моря» — 20 лет: как создавался первый фильм культовой франшизы

К юбилею «Проклятия Черной жемчужины» рассказываем о внутренней кухне производства фильма и отдаем должное его авторам.

20 лет назад состоялась мировая премьера картины «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» (2003). Серия зрелищных фэнтезийных фильмов плаща и шпаги о невероятных приключениях Джека Воробья и его экранных современников за прошедшие годы стала одной из самых популярных и кассовых в кинематографе XXI века и не завершена до сих пор.

Сегодня в США продолжается работа над лентой «Пираты Карибского моря: День в море» (2023) — уже шестым по счету эпизодом долгоиграющей франшизы. Успех последней был в значительной степени задан стартовым фильмом 2003 года, неслучайно получившим наиболее высокие оценки (по версии портала IMDb) среди всех ее частей. Как создавалось «Проклятие Черной жемчужины», запустившее пиратскую сагу в долгое счастливое плавание, рассказываем в нашем материале.

кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003 фото
«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003
Фото: кадр из фильма

Важную роль в зрительском успехе картины сыграл удачный выбор локаций. После долгих поисков натуры в странах Латинской Америки авторы остановились на Сент-Винсенте — живописном острове в Карибском море, выгодно отличавшемся умеренной плотностью застройки. Съемочная группа не только скупила все гостиничные номера в округе, но и наняла несколько сотен местных жителей, согласившихся помочь кинематографистам в качестве разнорабочих. На Сент-Винсенте художники продлили, отремонтировали и построили несколько причалов. Параллельно в закрытом морском парке развлечений в Калифорнии были построены «форт» (искусная фикция из бетона, гипса и фанеры) и фасад «резиденции», а интерьеры манхэттенской студии в Нью-Йорке превратились во «дворец губернатора». Но, пожалуй, самой амбициозной локацией проекта стала огромная «пещера» с пиратскими сокровищами.

кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003 фото
«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003
Фото: кадр из фильма

Поскольку аутентичных предметов материальной культуры, исторически относящихся к Новому времени, сохранилось немного, художникам пришлось не только провести масштабную ревизию голливудских складов с реквизитом, но и собственноручно изготовить копии необходимых вещей на основе известных прототипов. В жанре фильмов плаща и шпаги, да еще и на пиратскую тему, ключевое значение для визуальной стилистики экранного зрелища приобретает оружие — холодное и огнестрельное. В «Пиратах Карибского моря» его хватает — как подлинного, так и бережно воссозданного: короткие абордажные сабли, прямые сабли, офицерские клинки, мушкетоны, карабины, длинные мушкеты и, конечно, пушки — сердце морской артиллерии.

кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2000 фото
«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2000
Фото: кадр из фильма

Флотилия «Пиратов Карибского моря» — безусловное достижение художественного цеха. Быстроходный бриг «Перехватчик» (его «сыграло» реальное судно «Леди Вашингтон»), королевский линкор «Разящий» и пиратский галеон «Черная жемчужина» (корабль-призрак с посеченными парусами) убедительно смотрятся в кадре и отличаются друг от друга благодаря ярким визуальным маркерам — разным цветам, конструктивным решениям и не только. Не менее впечатляюще выглядят обитатели этих судов, в первую очередь — пираты команды Гектора Барбоссы. Цинга, протекающие корабли, кишащие крысами, и прочие малоприятные издержки жизни в море, предопределенные сюжетом, предоставили гримерам поле для экспериментов. Так, для «зафактуривания» внешности корсаров использовалась техника точечного пунктира, при которой грим наносился не губкой, а щеточкой, и попадал во все морщинки, заметно состаривая и огрубляя лица. Кожа актеров-«пиратов» смазывалась загрязняющими чернилами, накладные зубы имитировали гниение, специальные контактные линзы делали глаза больными, а взгляд — страшным. Все для того, чтобы придать персонажам пущей выразительности.

кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003 фото
«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003
Фото: кадр из фильма

Трюки и визуальные эффекты — еще одно украшение фильма и всей «карибской» франшизы. Впрочем, в подготовке боев на саблях не было ровным счетом никаких лайфхаков. Финальный результат, продемонстрированный на экране, стал возможен благодаря упорному труду актеров, прошедших через изнурительные тренировки с мастерами-инструкторами. Последние с первых дней работы учили подопечных тому, что в драке, помимо зрелищности, должен проявляться язык тела, а в нем — характер героя, его индивидуальность. И если фехтовальные поединки артистов проводились с минимумом производственных хитростей, то многочисленные кадры с кораблями не обошлись без комбинированных съемок и оптического обмана.

кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2000 фото
«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2000
Фото: кадр из фильма

Ничуть не меньше, а то и больше хлопот создателям доставило прописанное в сценарии проклятие, наложенное ацтеками на похитителей сокровищ. Закон крупнобюджетного кино: там, где начинается серьезное фэнтези, в дело вступает сложный и дорогой CGI (изображения, сгенерированные при помощи трехмерной компьютерной графики). Чтобы из корсаров получились скелеты-призраки, моушн-дизайнеры взяли за основу моделирования черепа актеров, послужившие фоном для последующей анимационной обработки. В этом смысле одним из сложнейших эпизодов фильма стала «Лунная серенада» — фрагмент истории, в котором Элизабет узнает страшную тайну пиратов Барбоссы и воочию лицезрит их жуткое преображение в лунном свете. Как это сделано? Сначала сцену разыгрывали живые актеры, причем снимали ее как конечный чистовой вариант. Потом оператор отдельно снимал так называемое «опорное изображение» — ровно те же планы, с теми же объектами, светом, ракурсами и крупностью, но уже без артистов. Затем на основе этих кадров аниматоры размещали фигуры компьютерных героев, моделировали их движения и копировали схему освещения. Другими словами, замещали реальных «пиратов» нарисованными «скелетами» буквально один в один.

кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003 фото
«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003
Фото: кадр из фильма

Во второй части франшизы — «…Сундуке мертвеца» (2006), где впервые появляется Дэйви Джонс (тот самый пират с щупальцами на лице) — авторы пошли еще дальше и использовали новую технологию iMocap. По существу, это совмещенный с обычными съемками захват движения (motion capture), о котором мы подробно рассказывали в нашем материале, посвященном «Аватару» (2009) Джеймса Кэмерона. При такой схеме актеры, исполняющие роли анимируемых персонажей, снимаются уже не в одиночестве и не в закрытой студии на фоне одноцветного экрана, но передвигаются среди декораций, бок о бок с другими артистами. Таким образом, ключевое техническое достижение вторых «Пиратов…» состояло в том, что захват движения был реализован не в стерильной обстановке пустого павильона, где актер снимался отдельно от остальных, а прямо на натуре, в окружении коллег. Достичь этого удалось благодаря усовершенствованным костюмам со светочувствительными точками-маркерами и переносным цифровым камерам, считывавшим данные с датчиков и передававшим их в компьютер. Получив в распоряжение виртуальный «каркас» персонажа, аниматоры на постпродакшне доводили его до ума, дорисовывая его окончательный облик.

кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», 2006 фото
«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», 2006
Фото: кадр из фильма

Как понятно теперь, все эти старания определенно стоили того. Совершит ли новая часть «Пиратов Карибского моря» очередной технический прорыв в коммерческом кинопроизводстве, узнаем совсем скоро, а пока вспомним добрым словом первый фильм знаменитой серии и поблагодарим Джерри Брукхаймера, Гора Вербински и прочих причастных за творческую дерзость, которую они продемонстрировали миру 20 лет назад. Киношная смелость, помноженная на профессионализм и солидный бюджет, берет не только города, но и кассы кинотеатров, а с ними — зрительские сердца.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Конец ретроградного Меркурия: знаки зодиака, которые окажутся неуязвимыми перед проблемами с 25 апреля
Ретроградный Меркурий заметно подпортил жизнь некоторым представителям гороскопа. Люди испытывали сложности в общении с коллегами и боссом, личные отношения тоже оставляли желать лучшего. 




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог