Отмечающая 20-летний юбилей франшиза «Пила» стала одной из самых знаковых и долговечных хоррор-серий 21 века. Известная своими психологическими ужасами, изобретательными ловушками и моральными дилеммами, представленными харизматичным антагонистом, серия эволюционировала из местечкового явления в мировое. И то, что начиналось в 2004 году как малобюджетный независимый фильм, быстро превратилось в целую киновселенную с сиквелами, спин-оффами и перезапусками.
Истоки «Пилы»
Идея оригинальной картины возникла у двух австралийских кинематографистов Джеймса Вана и Ли Уоннелла, когда оба еще только пытались пробиться в индустрию. Они придумали историю о двух мужчинах, запертых в ванной комнате под контролем жестокого манипулятора и вынужденных разгадывать загадки, чтобы выбраться. Бюджета для проекта наскребли всего 1,2 миллиона долларов, так что полагаться пришлось не на спецэффекты и графику, а на креативность, делая акцент на психологизме, внутреннем напряжении, моральных дилеммах и шокирующих поворотах сюжета.
Первая «Пила» стала внезапным и обескураживающим хитом, собрав в прокате по всему миру более 100 миллионов долларов. Зрители были в восторге: свое дело сделали мрачный реализм ленты, заставляющие съеживаться от страха концепции ловушек и, конечно, сейчас считающийся культовым финальный твист. Критики же невнятно бурчали что-то про излишнюю жестокость, но их никто не слушал — феноменальным стартом «Пила» сделала заявку на статус хоррор-империи.
«Пила II» (2005) и рождение франшизы
«Пила II» взяла за основу все, что обеспечило успех первому фильму, и умножила это на десять. Снятая Дарреном Линн Боусманом картина расширила рамки, перейдя от замкнутого пространства с двумя людьми к группе пленников, а заодно глубже раскрывала характер Пилы и его извращенной философии. Несмотря на смешанные отзывы прессы, лента стала еще одним кассовым хитом, закрепив будущее франшизы.
«Пила III» (2006) и «Пила IV» (2007): углубление мифологии
Третий и четвертый фильмы продолжили развитие истории Пилы, раскрывая его мотивацию и отношения, особенно с ученицей Амандой Янг. «Пила III», отчетливо сфокусировавшаяся на экстремальном экранном насилии, стала самым кровавым фильмом франшизы на тот момент. Что касается четвертой части, то она представила очередной ломающий стереотипы сюжетный поворот: смерть Пилы не означала конец его игр. Наследие маньяка продолжили новые персонажи, а зрители погружались в еще более сложные психологические и криминальные интриги. Кассу проекты все еще делали исправно, но все чаще стали звучать замечания о том, что повторяющаяся формула начинает приедаться.
«Пила V» (2008) и «Пила VI» (2009): спад и возрождение
К пятому фильму серия начала демонстрировать явные признаки творческого истощения. Снятая Дэвидом Хаклом «Пила V» получила вялые отзывы, многие критики жаловались на искусственное переусложнение сюжета, который при этом оказался предсказуем на своих основных поворотах. Шестая картина же несколько оживила франшизу, вновь сосредоточившись на социальной критике (здравоохранение и корпоративная жадность) и обозначив таким образом некое возвращение к корням, а точнее — к самой первой части. «Пилу VI» провозгласили лучшим фильмов франшизы со времен оригинала, хотя по сборам она и продемонстрировала спад, проиграв конкуренцию еще одному внезапному инди-хиту «Паранормальное явление».
«Пила 3D» (2010): первый конец франшизы
Под лозунгом «финальная глава» фильм «Пила 3D» (также известный как «Пила VII») пытался завершить историю франшизы в грандиозном 3D-формате. Действо и правда оказалось весьма зрелищным, правда, сюжет подкачал: повествование шло хаотично и разрозненно. Было очевидно, что авторы увлечены шокирующими сценами, а нарратив задвинули на второй, а то и на третий план. Выдав противоречивый и скомканный финал, серия на семь лет погрузилась в молчание.
«Пила VIII» (2017): перезапуск наследия
После семилетнего перерыва франшиза вернулась с фильмом «Пила VIII» — перезапуском, который стремился познакомить новое поколение зрителей с миром ловушек и извращенной морали. Снятая братьями Спиригами картина предложила свежий взгляд, но осталась верной ключевым идеям оригинала. Что и вызвало недовольство многих критиков. Те указали на недостаток инноваций и упрекнули создателей в попытках выдать самокопирование за перезапуск.
«Пила: Спираль» (2021): новый подход
В 2021 году франшиза пошла в новом направлении с фильмом «Спираль», где засветились звезды первой величины Крис Рок и Сэмюэл Л. Джексон. Сценарий отошел от личной мести Пилы и сосредоточился на полицейской коррупции, добавив элементы криминального триллера. Проект удовлетворил далеко не всех олдскульных фанатов, но все же «Спираль» удостоилась похвалы за попытку оживить серию новым социальным подтекстом.
Франшиза сегодня
На 2024 год серия все еще живее всех живых. «Пила X», вышедшая в 2023 году, по-настоящему вернула зрителей к истокам, вновь представив Тобина Белла в роли антагониста, в приквельном сеттинге исследуя его ранние годы. Поклонники встретили такой эксперимент с энтузиазмом, очевидно, напитавшись от картины ностальгией. Критики же благосклонно отметили, что акцент наконец-то вновь делается на персонажах и нарративе, а не жестокости ради жестокости.
Будущее франшизы выглядит надежным: ведутся разговоры о новых сиквелах, спин-оффах, потенциальных адаптациях для сериалов. То, что начиналось как независимый фильм, снятый полулюбителями едва ли не на коленке, превратилось в культурный феномен, не просто расширивший границы жанра, а, по сути, создавший свой собственный. Остра ли «Пила» сегодня так же, как в 2006-м? Вероятно, нет. Но и сдавать ее на металлолом пока рано.