
Говорят, российскую культуру в Америке отменили. Не знаем, не знаем — по крайней мере, «Анора», снятая американским режиссером, но с русскими актерами (и почти полностью на русском языке), получила шесть номинаций на «Оскар».
И главная сенсация — это, конечно, Юра Борисов, которого мы через считанные недели увидим в роли Александра Сергеевича Пушкина (фильм «Пророк»). Так вот Юра поборется за золотую статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана с Эдвардом Нортоном («Совершенный незнакомец») и Гаем Пирсом («Бруталист»).
Мы страшно рады за Юру, хотя, на наш взгляд, можно было бы номинировать за роли второго плана и великолепных армян (Карен Карагулян и Ваче Товмасян) — в «Аноре» именно они отвечают за правду жизни, в которой к сломанному носу нужно приложить пакет пельменей, найденных в морозилке сыночка олигарха.

«Анора» вообще вся состоит из таких вот деталей, безошибочно узнаваемых человеком с постсоветским ДНК: да вообще-то и главная героиня (Майки Мэдисон, номинация за лучшую женскую роль) тоже отчасти из «наших» — узбечка по бабушке.

Присутствие этого фильма в доброй половине номинаций с лихвой компенсирует отсутствие российского кино в категории «лучший фильм на иностранном языке». Этот «Оскар» сделает именно «Анора», и даже неважно, победит ли Юра Борисов.
А лучшим иностранным фильмом, скорее всего, признают «Эмилию Перес» (Франция) — у этого абсурдного мюзикла рекордные 13 номинаций.
В категории «Лучший фильм» мы будем болеть за «Субстанцию» и немного за «Конклав» — не потому что эти картины были в нашем официальном прокате, а потому что они действительно достойны победы. «Конклав» — психологический детектив, показывающий закулисные интриги Ватикана (следствие ведет Рэйф Файнс, и у него тоже номинация на «Оскар»). А «Субстанция» — психодрама, как и «Анора», поделившая зрителей на два лагеря — одни просто в восторге от того, как режиссер Корали Фаржа показала объективацию женщины, другие выбегают из зала на свежий воздух с использованными рвотными пакетиками.

И да, мы ответственно заявляем, что Деми Мур, впервые в карьере получившая «оскаровскую» номинацию за главную роль, заберет награду: в «Субстанции» она в самом прямом смысле выворачивается наизнанку, избавляясь от дряблой кожи и превращаясь в кровавую морскую звезду на голливудском асфальте.

Интересно, что академики номинировали на «Оскар» Себастиана Стэна за роль Дональда Трампа («Ученик. Восхождение Дональда Трампа») буквально через пару дней после второй инаугурации 47-го президента США.
Светлана Ходченкова (Бастинда из «Волшебника Изумрудного города») наверняка будет «болеть» за одну из своих американских «сестер» — Синтию Эриво (номинация «лучшая женская роль») или Ариану Гранде («лучшая женская роль второго плана»). В мюзикле «Злая» (тот же самый «Волшебник Изумрудного Города», только «Оз») первая сыграла колдунью Эльфабу, а вторая — добрую волшебницу Глинду.

Категория «Лучший анимационный фильм» вряд ли преподнесет нам сюрприз. Даже фанаты сиквела «Головоломки» и новой части «Уоллеса и Громита» признают, что самый интересный и обсуждаемый мультфильм этого года — латвийский «Поток»: без единого слова, но с множеством смыслов. Всемирный потоп, библейская катастрофа, которую обычно рассказывают через праведника Ноя, здесь показана глазами черного котика, а ковчег в «Потоке» — просто старая лодка, на которой пытаются выжить неочевидные представители животного мира вроде лабрадора, лемура и капибары. Это определенно тот мультфильм, который стоит увидеть и показать своим детям — он как раз про то, что наш мир хрупок, а жизнь слишком коротка, чтобы делить на своих и чужих тех, кто рядом.