По мнению нашего эксперта, семейного психолога Ольги Романив, в кино и сериалах мы частенько сталкиваемся с самыми разными стереотипами, которые не всегда положительно сказываются на нашем восприятии мира в дальнейшем. Например, посмотрев сериал «Секс в большом городе», можно решить, что туфли Manolo Blahnik, люксовую одежду и квартиру в Нью-Йорке можно позволить себе, если писать по небольшой колонке в неделю, не прикладывая к этому особых усилий, просто тусуясь с подружками по разным кафе и ресторанам, обсуждая их личную жизнь, устраивая попутно свою и где-то к концу недели, все суммируя, выдать нетленный труд, благодаря которому твое фото обязательно окажется на автобусе.
Понятно, что сериалы, в которых герои числятся на каких-то работах, вовсе не про то, как они сводят концы с концами, а про нечто большее — отношения между людьми, партнерами. Но здесь вредных стереотипов еще больше.
Если в истории есть героиня, руководящая компанией, то ее обязательно представят в облике стервы. И это не случайно, ведь ей приходится строить свою карьеру в «мире мужчин», где иначе никак. Этому мы находим подтверждение в том же «Сексе в большом городе», в «Дьявол носит Prada», в «Предложении». Даже героиня Дженнифер Энистон в «Несносных боссах» хоть и комедийная, но стерва — эдакий собирательный образ начальницы, которая пытается подминать под себя слабых и безвольных мужчин-подчиненных.
Еще один стереотип был озвучен в «Дьявол носит Prada»: если у героини происходит что-то плохое в личной жизни, значит, у нее налаживается карьера. И мы видим, как начинает ценить начальница героиню Дженифер Энистон из «Развода по-американски». Как растет и развивается в личностном плане героиня Джулии Робертс в «Ешь, молись, люби». В «Отпуске по обмену» после расставания и Айрис, и Аманда устроили не только карьеру, но и личную жизнь. А у героини Робин Райт в фильме «Частная жизнь Пиппы Ли» вообще все меняется, как только она решается уйти от мужа. В реальности же правило «В одном месте убыло — в другом прибыло» работает лишь в физике — в законе сохранения энергии.
Если говорить об отношениях мужчины и женщины, то здесь всплывает сразу множество стереотипов. Во-первых, каким бы ловеласом ни был главный герой («Призраки бывших подружек», «Правила съема: Метод Хитча», «Эта дурацкая любовь», «Чего хотят женщины», «Сердцеед» и т.д.), встретив ту самую, он обязательно изменится.
Мы еще удивляемся, почему женщины верят в то, что могут изменить понравившегося им мужчину в реальной жизни — а нам постоянно показывают это в кино.
Еще один стереотип — это инфантил или «плохиш», которого обязательно полюбит невероятно классная, со всех сторон успешная девушка. И все у них будет хорошо — инфантил повзрослеет, а «плохиш» станет идеальным семьянином. Подтверждение тому можно найти в таких фильмах, как «Голая правда», «Золото дураков», «Охотник за головами», «Любовь и прочие неприятности». Основываясь на таких историях, многие девушки, к сожалению, даже не сомневаются, что токсичные поначалу отношения обязательно станут лучше, и страдают в ожидании годами.
Очередной стереотип — противоположности, которые якобы притягиваются. Более того, любовь возникает там, где люди еще 15 минут назад друг друга просто терпеть не могли. Достаточно посмотреть «Законы привлекательности», «Три метра над уровнем неба», «Привет, Джули!», «Жизнь, как она есть», чтобы понять, что настоящая любовь только такая — через тернии к звездам (нет).
Еще один стереотип, с которым часто можно столкнуться в кино — это заметно улучшившиеся отношения супругов после измены или развода. У них в буквальном смысле начинается новая жизнь — как у героев Мэрил Стрип и Алека Болдуина в «Простых сложностях» или Стива Карелла и Джулианы Мур в «Эта дурацкая любовь». Возможно, это не самый вредный из вышеперечисленных стереотипов, и нужно стараться сохранять хорошие отношения с бывшими и нынешними партнерами, но надеяться на то, что будет как в кино — все-таки не стоит, ведь реальная жизнь гораздо сложнее и многограннее, чем сценарий фильма или сериала.