Хоакин Феникс известен как актер выдающегося таланта, но скромной маркетинговой привлекательности. К уровню профессионализма юбиляра вопросов давно ни у кого нет. С другой стороны, его недавние проекты потерпели и финансовый, и репутационный крах. Так, лента «Камон, камон» при бюджете в 8,3 миллиона долларов заработала в прокате только 4,5 миллиона, «Все страхи Бо» — 11,5 миллиона при бюджете в 35 миллионов. «Наполеон» Ридли Скотта во время кинотеатрального проката принес Apple убытки в размере 16 миллионов долларов. Сиквел «Джокера» же вообще оказался главным кинопровалом года.
И тем не менее авторитет Хоакина в киноиндустрии стремится к плюс бесконечности. И правда, мало кто еще из актеров столь истово отдается своему делу и, что еще важнее, способен к столь радикальным преображениям. О фильмах, продемонстрировавших миру всю мощь творческого потенциала Феникса, рассказываем в нашей подборке.
«Умереть во имя», 1995
Первая крупная роль актера. Играет он Джимми Эмметта — подростка, вовлеченного в убийство, которое планирует героиня Николь Кидман. Критики сразу разглядели в Фениксе будущую звезду, отметив его нестандартную манеру и как будто одновременно и отталкивающую, и притягательную харизму. К слову, на этой одиозной двойственности Хоакин в итоге и сделает себе имя.
«Гладиатор», 2000
В роли римского императора Коммода Феникс создал запоминающийся образ деспотичного и неуравновешенного правителя, антагониста персонажа Рассела Кроу. Игру Хоакина отметили как одну из сильнейших в фильме, актер получил номинацию на «Оскар» и «Золотой глобус». Всего же картина удостоилась от Американской киноакадемии пяти статуэток, включая главную, что придало карьерам всех ведущих исполнителей мощнейшее ускорение.
«Переступить черту», 2005
В этой биографической драме Феникс воплотил образ легендарного певца Джонни Кэша — человека, всю жизнь боровшегося с внутренними демонами и запутавшегося в сетях сложных взаимоотношений с окружающими. Актер самостоятельно исполнил вокальные партии, чем вызвал восторг и критиков, и зрителей, да и вообще продемонстрировал вполне сформировавшееся и зрелое мастерство, несмотря на 30-летний возраст. За эту работу он был номинирован на «Оскар» и получил «Золотой глобус».
«Любовники», 2008
Феникс сыграл Леонарда — заурядного и меланхоличного нью-йоркского мужчину, после неудачной попытки свести счеты с жизнью разрывающегося между двумя женщинами. В игре Хоакина обратило на себя внимание то, как тонко он может передавать внутреннюю драму героя без лишних слов, показывая при этом ранее почти не свойственные его персонажам мягкость и уязвимость. Пожалуй, именно после «Любовников» за Фениксом закрепилась репутация одного из самых разносторонних актеров своего поколения.
«Я все еще здесь», 2010
Кейси Аффлек снял картину в жанре мокьюментари, то есть псевдодокументалки. Феникс играет по сути самого себя, делая вид, что оставляет актерскую карьеру ради рэпа. Получилось настолько убедительно, что многие зрители приняли происходящее на экране за чистую монету. Эксперимент в целом удался: несмотря на смешанные отзывы, лента со временем приобрела статус культовой.
«Мастер», 2012
Отдельной главой в творческой биографии Феникса идет его сотрудничество с мэтром американского авторского кино Полом Томасом Андерсоном. В «Мастере» актер воплотил на экране образ Фредди Куэлла — попавшего в секту ветерана Второй мировой войны с посттравматическим синдромом, блистательно передав психологическую глубину и выразительность персонажа. За что был был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
«Она», 2013
Феникс сыграл одинокого писателя, который влюбляется в искусственный интеллект, управляющий операционной системой. Картина Спайка Джонса — это трогательная история о большом чувстве в эпоху технологий. Хоакин понял и принял своего персонажа. И перенес его на экран со всей тщательностью, не побоявшись выглядеть слабым.
«Врожденный порок», 2014
Роль частного детектива Ларри Спортелло во «Врожденном пороке» Пола Томаса Андерсона показала Феникса в новом, комедийном амплуа. Сама картина получила смешанные отзывы — сюрреализм и гротеск в эстетике 70-х пришлись по вкусу далеко не всем. При этом критики справедливо заметили, что Хоакин идеально выдержал баланс комичности и психологизма, и его актерская игра стала главный козырем проекта.
«Тебя никогда здесь не было», 2017
В роли Джо, ветерана, спасающего детей от торговли людьми, Феникс создал сложный образ обремененного хтоническим прошлым человека, живущего на грани насилия и отчаяния. За эту работу он получил приз Каннского фестиваля и заодно — визитную карточку самого психологичного голливудского актера, пропускающего изображаемый им характер сквозь себя и до остатка сжигающего себя же на съемочной площадке. Чтобы потом — восстать из пепла.
«Джокер», 2019
Безусловно, «Джокер» — кульминация карьеры Феникса. И дело даже не в давно заслуженном «Оскаре». Режиссер Тодд Филлипс открыто признал, что сценарий картины писали специально под Хоакина. И действительно, никого другого представить в этой монструозно сложной роли нельзя. Ее Феникс не сыграл, а прожил. Пугающая естественность, с которой актер воплотил образ аутсайдера, бросающего вызов обществу, производила ошеломляющее впечатление. Картина собрала в прокате больше миллиарда долларов, вызвала острый общественный резонанс. И закрепила за Хоакином Фениксом славу, которая уже не поблекнет.