Как в мультфильме «Русалочка» Ариэль совершает типичную ошибку сепарации от родителей

Разбираемся вместе с психологом.
Екатерина Романова
|
Марина Яковлева
|
01 Октября 2021
«Русалочка», 1989
Фото: Кадр из мультфильма

Знаменитый анимационный фильм производства Disney «Русалочка» вышел на экраны в 1989 году и стал классикой мультипликации. За приключениями морской принцессы Ариэль и ее историей любви с земным принцем Эриком с интересом следит уже не первое поколение зрителей. По сюжету дочь властного правителя подводного мира Тритона влюбляется в того, с кем ей не суждено быть вместе. Но ради любви юная бунтарка готова на все – пойти против воли отца, покинуть родной океан, принести в жертву свое бессмертие и свой ангельский голос…

Эксперт «7 Дней. Кино», психолог Екатерина Романова проанализировала мотивы поведения Ариэль и пришла к выводу, что главная героиня мультфильма совершает ошибку сепарации от родителей, типичную для тысяч людей в реальной жизни. В чем она заключается и какой важный этап на пути к счастью и внутренний гармонии пропустила Ариэль? Объясняет наш эксперт.

«Русалочка», 1989
Фото: Кадр из мультфильма

Ариэль живет с влиятельным патриархальным отцом, который запрещает ей даже думать о том, чтобы куда-то деться из его дома. В отличие от сестер, она бунтует против этого и пытается сбежать. Как сепарироваться от властного родителя, она не знает, поэтому решает выбрать путь, который выбирают многие люди: из родительского дома уйти в дом супруга. Конечно же, никакой сепарацией тут и не пахнет. Свобода здесь лишь мнима.

Сепарация – это процесс отделения. Ребенок отделяется от родителей и становится самостоятельным и свободным. И в своей новой отдельной жизни человек уже волен выбирать, заводить ему семью или нет, когда, как и с кем это делать.

«Русалочка», 1989
Фото: Кадр из мультфильма

Что же не так с Ариэль?

Ей хочется автономности, поэтому она протестует против родителя. Это естественный этап сепарации. Но она застревает в протесте и попадает в когнитивную ловушку, где оказываются многие из нас: «Если я завожу свою семью, значит, я взрослый».

К сожалению, это не так. Ариэль пропускает процесс настоящей сепарации, из-за чего попадает из одной неудовлетворяющей системы в другую. В доме отца у нее нет свободы передвижения, а в доме мужа нет свободы самовыражения. Ее судьба зависит то от папы, то от Урсулы, то он Принца, то от обстоятельств. Почему? А потому что она так и не стала самостоятельной личностью, которая ни от кого не зависит. Она пропустила этот наиважнейший этап.

«Русалочка», 1989
Фото: Кадр из мультфильма

Она думала: «Ну и что, что я буду немая! Ну и что, что моя участь во власти ведьмы! Зато новый мир, жизнь, замужество!». Так же думают и реальные женщины: «Ну и что, что бьет/изменяет/ограничивает/обижает/забыла о реализации/надо измениться ему в угоду, зато (вставить свои? вариант)».

Сначала за нее решал отец, потом Урсула, затем принц Эрик (именно он, а не Ариэль побеждает Урсулу, хотя по законам драматургии в кульминации с ней должна была сражаться героиня).

Жертву чем-то ради чего-то совершают как раз тогда, когда не имеют настоящей самостоятельности. Если я действительно взрослый человек, то, неся за себя ответственность, могу организовать себе и свободу, и любовь, и жилье, и все остальное. Без серьезных жертв. В своих интересах.

«Русалочка», 1989
Фото: Кадр из мультфильма

Ариэль увидела возможность побега от отца, и в этом была ее ошибка. Прежде чем переезжать, жениться и заводить детей, нужно стать самостоятельным. И тогда вами не смогут управлять ни родители, ни злые ведьмы, ни кто-либо еще.

Вывод: родителям стоит отпускать своих детей гулять, не удерживать рядом с собой и позволять им бунтовать, если необходимо. А детям не следует бояться становиться самостоятельными не только в правах, но и в ответственности за себя.


Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500