Ищите Шьямалана: гид по фильмам режиссера "Времени"

«Шестое чувство», «Знаки», «Сплит», «Время» объединяет многое.
Ольга Маршева
|
27 Июля 2021
«Время», реж. М. Найт Шьямалан, фото
«Время», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

(Внимание, этот текст содержит множество спойлеров)

М.Найт Шьямалан сложнее чем кажется. Его фильмы часто воспринимаются зрителем как дешевые фокусы с весьма странным чувством юмора на грани (а иногда и за гранью) дурного вкуса. Но в действительности он строит свою вселенную, и все его фильмы, включая самый свежий – «Время» - объединены друг с другом невидимыми ниточками.

«Все неожиданное происходит в самом обыденном» - вот главная мысль, которую Шьямалан закладывает в свои картины. Но если присмотреться, «Шестое чувство», «Знаки», «Сплит», «Время» объединяет и многое другое.

Сам Шьямалан

«Знаки», реж. М. Найт Шьямалан, фото
«Знаки», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Режиссер всегда играет в своих фильмах, а если не играет, то хотя бы говорит (вспомним голос в телефонной трубке в «Явлении»). Обычно это маленькие роли-камео, причем они удаются Шьямалану лучше, чем когда он придумывает для себя большую роль с репликами. Водитель, ставший невольным виновником автокатастрофы, убившей жену главного героя («Знаки»), или писатель, возомнивший себя демиургом в «Девушке из воды» - в любом случае персонажи, которых играет Шьямалан – ключ к происходящему в его фильмах.

Цвет имеет значение

«Таинственный лес», реж. М. Найт Шьямалан, фото
«Таинственный лес», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Обратите внимание: в каждом фильме Шьямалана своя цветовая гамма, и она крайне важна. Иногда об этом говорится прямо: скажем, в «Таинственном лесу» красный цвет символизирует опасность, а желтый – наоборот, своего рода охраняет от опасности. В «Стекле» у каждого из трех ключевых персонажей свой цвет, да и во «Времени» можно увидеть только оттенки голубого и желтого (все, что иного цвета, выглядит чужеродным). И тут нужно разбирать каждый случай по отдельности: к примеру, красный в «Таинственном лесу» - это отсылка к «Красной шапочке», а пурпурный в «Стекле» - ключевой цвет для многих супергероев.

Страх смерти

«Шестое чувство», реж. М. Найт Шьямалан, фото
«Шестое чувство», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Герои всех фильмов Шьямалана – не счастливые, уверенные в себе люди, а наоборот. Почти каждый из них пережил серьезную потерю, личное горе – и почти каждый из них помнит и боится смерти. Шьямалан показывает если не преодоление этого страха, то максимальное примирение с неизбежным. «Шестое чувство» показало это примирение с совершенно иного ракурса – то есть с точки зрения того, кто уже умер. Во «Времени» это уже вообще главная тема, которая проходит красной строкой.

Семья

«Знаки», реж. М. Найт Шьямалан, фото
«Знаки», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Семья – самое важное что у нас есть. Эту банальную, но вечную истину Шьямалан транслирует из фильма в фильм. В «Шестом чувстве» герой Брюса Уиллиса, детский психолог, фактически пытается заменить отца маленькому мальчику. В «Знаках» герой Мела Гибсона, безутешный вдовец, объединяет семью (включая младшего брата), перед нашествием инопланетян. В «Визите» дети едва не попадают в ловушку душевнобольных стариков, потому что в реальности никогда не видели бабушку с дедушкой. Наконец, во «Времени» семья на грани распада получает второй шанс – пусть на недолгую, но счастливую жизнь вместе.

Ракурс

«Неуязвимый», реж. М. Найт Шьямалан, фото
«Неуязвимый», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Шьямалан всегда ставит перед своим оператором необычные задачи. Свои истории он рассказывает с неожиданных ракурсов – и это также всегда имеет значение для сюжета. Круговая панорама и принципиальный отказ камеры смотреть в лица героям, чтобы зритель раньше времени не заметил никаких изменений – великолепная находка в новом фильме. Но стоит также вспомнить диалог героя Брюса Уиллиса с незнакомкой в поезде, увиденный глазами ребенка с заднего кресла («Неуязвимый»), отражение в неработающем телевизоре в «Знаках», или даже на дверной ручке в «Шестом чувстве», в которой видно лицо ребенка, но не его взрослого спутника, потому что на самом деле этот спутник мертв.

Финальный сюжетный твист

«Стекло», реж. М. Найт Шьямалан, фото
«Стекло», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

То, что в связи с именем Шьямалана вспоминают в первую очередь. Причем с самого начала режиссер задал столь высокую планку в «Шестом чувстве», что зритель каждый раз оказывается немного разочарован. Герой «Стекла» оказывается, пусть неосознанным, но все же злодеем, никаких монстров в «Таинственном лесу» не было, а дедушка с бабушкой в «Визите», наоборот, оказались совсем не теми, кем казались. Во «Времени» тоже есть свой сюрприз.

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500