Дневники «Кинотавра». Часть 6: Достойная замена новогодней «Иронии судьбы»

Хватит уже смотреть на Новый год «Иронию судьбы»! У нас есть для вас кое-что новенькое.
Иван Афанасьев
|
25 Сентября 2021
«Купе номер 6» фото
«Купе номер 6», реж. Юхо Куосманен
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

В последний день зрителей сперва долго мариновали не самыми удачными картинами, чтобы в конце зайти с лучшего козыря – лысины Юры Борисова в лучшей роли в своей карьере. Да, это уже пятое появление актёра на «Кинотавре», и он продолжает влюблять в себя зрителей. Посмотрели тягостную драму про раннее материнство, винтажную комедию и финско-российскую мелодраму из Канн. Обо всём рассказывает кинокритик Иван Афанасьев.

«Ничья»: ни себе, ни людям

«Ничья» фото
«Ничья», реж. Лена Ланских
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Вика – девочка с взглядом волчонка: ей 14 лет, она живёт в небольшом уральском городке, собирает ягоды в лесу, ходит на танцы и… воспитывает грудную дочь. Боящаяся всего мама настрого запрещает ей говорить про ребёнка, опасаясь навлечь на себя гнев окружающих. Такая жизнь совершенно невыносима для девочки, и однажды она решает уехать. Но что делать с ребёнком? Где найти деньги? И вообще – как жить?

Ответы на эти вопросы, кажется, не знает и режиссёр Лена Ланских; и это, на самом деле, очень грустно – не в плане того, что от кино щемит в душе тоска, а, скорее, начинает щемить в скулах, которые в процессе просмотра того и гляди сведёт зевотой. Вместо нормального повествования – набор сцен без какой-либо драматургии, вместо развития героев – толкотня и две с половиной актёрских эмоции на весь фильм, вместо хотя бы мнимой визуальной стройности – разреженная камерой реальность, задокументированная без ума и фантазии.

Но главное – такая тема подразумевает хоть какую-то рефлексию; в «Ничьей» её нет; куда там, у нас тут всё серьёзно, хоть улыбку Джокера делай. Не кино, а какая-то манная каша, размазанная по невыносимому, совершенно бесконечному хронометражу в 109 минут, которая того и гляди застрянет сама в себе. Не совсем понятно, на что рассчитывают Sony, купившие этот фильм для проката – в нынешнем положении, когда даже вытащить зрителя из дома то ещё испытание, заманить его на «Ничью» – задача, которая под силу разве что Итану Ханту.

«Портрет незнакомца»: неуместная ретрокомедия

«Портрет незнакомца» фото
«Портрет незнакомца», реж. Сергей Осипьян
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Москва 1970-х. Актёр-неудачник Олег, которого выгнали из театра и не взяли в кино, работает голосом на радио, озвучивая главного героя мыльной оперы про советского шпиона в американском тылу. Однажды лавочку закрывают и герой оказывается на улице. В этот же момент он по чудесному стечению обстоятельств сталкивается со Львом – писателем, написавшим бестселлер о фронтовиках, у которого всё никак не выходит сотворить вторую книгу (трудно мыслить, когда ты не просыхаешь днями и ночами). Вместе они решают помочь друг другу.

Глядя на предыдущую «Ничью» и новый фильм Сергея Осипьяна (до этого отметился милой комедией «Парень с Марса», которую, как и «Портрет незнакомца», написал со сценаристом «Братства» Александром Лунгиным), складывается ощущение, что их задвинули напоследок, чтобы не распугать гостей фестиваля раньше времени. Были, конечно, разные фильмы, но чего все ожидали увидеть меньше всего – так это ретрокомедию про пост-оттепельную интеллигенцию.

Этот фильм отличает от других как минимум то, что он будто бы приехал в Сочи прямиком с одного из госканалов – именно там любят такие вот винтажненькие истории, которые можно не смотреть, а слушать, как ту самую радиопьесу, что озвучивает главный герой. Ближе к финалу появляются какие-то намёки на критическое осмысление советской реальности (КГБ, диссидентство), но всё это выглядит столь же необязательным, сколь и сам «Портрет незнакомца». Если это и картина, то из тех, что продают на Арбате за тысячу рублей и рисуют за время, равное истлевшей сигарете.

«Купе номер 6»: «Ирония судьбы» с финским характером

«Купе номер 6» фото
«Купе номер 6», реж. Юхо Куосманен
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Лора – финская студентка, приехавшая в Россию учиться археологии. У неё несчастная любовь, от которой она сбегает на поезде Москва – Мурманск, чтобы поехать изучать петроглифы. В купе её встречает поддатый шахтёр Лёха, грубоватый, слегка смешной, но, на самом деле, такой же одинокий, как и она. Постепенно их угловатое и неловкое знакомство перерастает в дружбу и любовь на перронах, в вагонах-ресторанах и на попойках с неожиданными людьми во время ночных стоянок.

После двух странных и неказистых фильмов, закрывших своими бренными телами конкурс, «Купе номер 6», финско-российская картина Юхо Куосманена, получившая Гран-при в Каннах (плюс приз поменьше), смотрится, как карельский бальзам на измученную нарзаном душу. Это кино про любовь и счастье, которые могут зародиться где угодно, даже в вагоне поезда.

В нём есть всё, что нужно фильму, от которого душа тает даже в холодные ночи: тонкий житейский юмор, очаровательные герои, лаконичная режиссура (снять кино в движущемся поезде – тот ещё вызов) и совершенно непередаваемое ощущение человеческого тепла. Ну и Юра Борисов (простите), наш Леонардо ДиКаприо, который теперь просто обязан уехать с актёрским призом – его Лёха должен стать таким же каноничным героем, как Женя Лукашин. А «Купе номер 6» – в идеале, свергнуть наконец «Иронию судьбы» с пьедестала любимого новогоднего фильма россиян.

Подпишись на канал 7Дней.Кино в Телеграм

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500