Дневники «Кинотавра». Часть 4: Россия моя коммунальная!

Зимний уральский вестерн, плюс две притчи: одна хорошая, другая не очень.
Иван Афанасьев
|
23 Сентября 2021
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев, фото
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Четвертый день «Кинотавра» начался ударно – с Павла Деревянко в образе бандита; снежные просторы «Подельников» Евгения Григорьева нехило так контрастировали с солнечным Сочи. Потом пришло время вернуться в прошлое – к «Общаге» Романа Васьянова. А потом и вовсе попасть в безвременье у черноморского побережья – в «Море волнуется раз» Николая Хомерики. Об удачах и провалах четвертого дня рассказывает кинокритик Иван Афанасьев.

«Подельники»: волк волку не человек

Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев, фото
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

В сибирскую глухомань, на свою родину, приезжает Виктор, мастер спорта по биатлону, и его жена Настя. В первую же ночь они становятся свидетелями преступления: местный  криминальный авторитет Витя Людоед убил художника во время пьянки. Оставшийся без отца мальчик Илья сразу понимает, кто тому виной, но окружающие предпочитают отмалчиваться, а полиция смотрит на это сквозь пальцы. Заручившись поддержкой Виктора, Илья решает убить Людоеда.

Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев, фото
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Удивительная, бьющая ключом (в данном случае – разводным, по голове, с размаху) екатеринбургская энергетика знакового документалиста Евгения Григорьева чудесным образом нашла применение и в его игровом дебюте. В «Подельниках» рассказывается реальная история, поэтому и актеры у него, в основном, непрофессиональные, взятые из жизни: главного героя, мужественного и хрупкого одновременно мальчика Илью, играет 13-летний Ярослав Могильников из пермского города Лысьва.

Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев, фото
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Эта история о мести наполнена удивительной теплотой и человечностью, несмотря на мрачную основу. Хоть все вокруг занесено снегом, а борода Павла Деревянко регулярно зарастает инеем, от «Подельников» не тянет холодным флером классических revenge-триллеров а-ля «Убить Билла» или «Олдбой». Это фильм, в первую очередь, о человеческом неравнодушии, центром которого является герой Юры Борисова – у которого, кажется, талант играть вообще кого и что угодно, но оставаться собой.

«Общага»: панельного неба краюха

Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов, фото
Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Свердловск, 1984-й год. В общежитии неназванного университета трагедия: спрыгнула с крыши местная студентка. Перед этим Забела, отличник-первокурсник, увидел, как девушку пытался изнасиловать (видимо, успешно) муж комендантши. Незадолго до этого ему был передан ключ от чердака, с которого, очевидно, и прыгнула девушка, потому что дверь была не заперта. Отличника и его друзей, ответственных за чердак, выдворяют из общаги, но они пытаются вернуться и выяснить, что же произошло.

Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов, фото
Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Снятый по дебютному роману Алексея Иванова «Общага-на-крови», режиссерский дебют российского и голливудского оператора Романа Васьянова, работавшего до этого над «Отрядом самоубийц» и «Стилягами», поражает своей скромной выразительностью. Как говорил он сам, «ничего, кроме стен и лиц героев в фильме нет, но есть стиль». Это правда: «Общага» говорит о России как о большой коммуналке и делает это лаконично и без обвинений.

Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов, фото
Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Прекрасные артисты – особенно хорош Илья Маланин, у которого до этого толком не было выдающихся ролей – разыгрывают маленькую модель нашей с вами родины, в которой все от мала до велика живут под постоянным страхом выселения. Не обязательно буквального – вернуться в общагу не так уж и сложно, да и можно договориться, устроившись «шестеркой» для грозной комендантши (очередное блистательное чудовище Юлии Ауг). Сложно при этом что-то не потерять по дороге.

«Море волнуется раз»: я волна, новая волна

Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики, фото
Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики
Фото: Пресс-служба "Кинотавтра"

Саша и Коля – молодые ребята в отношениях, решившие попробовать пожить на отшибе цивилизации в маленьком домике у берега Черного моря. По прибытии выясняется, что они не были готовы к такому серьезному шагу. Но деваться некуда и вечно ссорящиеся влюбленные учатся притираться друг к другу. В один момент они отправляются разведать территорию вокруг и натыкаются на дом, где живет взрослая пара, уж больно напоминающая им самих себя, но в будущем.

Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики, фото
Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Притчеобразной структурой можно (попробовать) оправдать все. Отсутствие внятной драматургии: «у нас тут сюжет вне времени, товарищи!». Отсутствие внятного развития персонажей: «это про архетипы, господа!» (или стереотипы, ага). Общую неудачу от фильма: «попытайтесь это почувствовать» – такой совет дал Николай Хомерики зрителям перед показом. Спасибо, Николай, что бы мы без вас делали. Но мы бесчувственные сволочи, а потому не смогли проникнуться вашей новой картиной.

Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики, фото
Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Вслед за своим идейным вдохновителем Леосом Караксом Хомерики, режиссер мудреного авторского кино («Сердца бумеранг»), решает превратить абьюзивные отношения двух не стреляных молодых людей в эдакую романтическую виньетку. У них нет прошлого, нет настоящего, а их будущее в лице Андрея Смолякова и второй за день Юлии Ауг тоже скоро умрет. Во снах Саше (ее играет в полутора эмоциях Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова-младшего) является гигантская волна, которая вот-вот ее накроет. Вот бы и нас, зрителей, накрыло этой волной и вымыло из зала, где показывают такое прекрасное кино.

Подпишись на канал 7Дней.Кино в Телеграм

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500