Экранизация романа «Авиатор» — один из самых ожидаемых и спорных проектов сезона. Режиссер Егор Кончаловский взялся за сложную задачу — перенести на экран философский роман Евгения Водолазкина, в котором на фоне научно-фантастического сюжета поднимаются главные риторические вопросы человечества. Но авторы картины, в лице генерального продюсера Сергея Катышева, режиссера и сценаристов, подчеркивают, что фильм создан по мотивам романа. И невозможно в одном, пусть и полнометражном, фильме раскрыть все его смыслы. Да и сам Евгений Водолазкин отмечает, что литература и кинематограф живут по разным законам, поэтому к трансформациям и переосмыслению своего литературного детища он относится благосклонно.
2026 год. Глава исследовательской лаборатории по крионике Гейгер (Константин Хабенский) со своей супругой и по совместительству ассистенткой Анастасией (Дарья Кукарских) обнаруживают в соловецких катакомбах тела подопытных советского эксперимента «Лазарь». Экспедицию финансирует олигарх Желтков (Евгений Стычкин), мечтающий узнать рецепт безопасной заморозки — он неизлечимо болен и рассчитывает сохранить свою молодость до лучших времен. Один из подопытных — Иннокентий Платонов (Александр Горбатов) на радость ученым пережил эксперимент и благополучно проснулся спустя сто лет, но вот беда — его память смыло временем. Из флешбеков мы узнаем, что родился Платонов в 1900 году в Российской империи и, как многие его сверстники, оказался в советском лагере, где и стал невольным участником исследования. Восстановить память и хронологию жизни ему помогает жена Гейгера Анастасия, обладающая поразительным сходством с его прежней возлюбленной из далекого прошлого. Вспыхнувшие между ними чувства дают Платонову импульс к новой жизни. Но даст ли ему судьба второй шанс?
С многослойной литературной структурой Егор Михалков-Кончаловский работает не впервые — сразу вспоминается его «Антикиллер» 2002 года — тоже экранизация отечественного бестселлера авторства Данила Корецкого. Сложный калейдоскоп героев, жестокая реальность постсоветской России, чувство дезориентации во времени и подмена ценностей… Двадцать лет назад режиссеру удалось отразить и органично соединить характерные черты времени, типажи и их драмы в круто «сваренном» боевике.
«Авиатор» снят в другом, менее динамичном, скорее медитативном ключе. Длинные планы, паузы, внимание к деталям — все это требует от зрителя определенной концентрации и открытости к диалогу. «Авиатор» — не развлекательное кино, а материал для размышления о вечных вопросах: имеем ли мы право играть со временем? Что важнее — частное или коллективное? Карьера или гуманность? И главное, может ли человек оставаться человеком без Бога и любви?
Кастинг в картине безупречен. Александр Горбатов создает удивительный образ Платонова – человека, чувства мечты и веру которого сперва убивает жестокая действительность, а потом и вовсе стирает время. Его выразительный взгляд, пластика и потусторонний голос передают всю глубину трагедии человека, оказавшегося чужаком в собственном будущем. Константин Хабенский в роли профессора Гейгера демонстрирует тонкую психологическую работу — его герой разрывается между научным азартом, этическими терзаниями и личными драмами. Великолепен и Евгений Стычкин в роли магната, чья прагматичная философия резко контрастирует с душевными метаниями главных героев. Но и его персонаж, не смотря на циничность и расчет, тоже мечтает о чуде — обрести свое благополучное будущее. Работа Илья Коробко в роли антагониста Платонова безусловно заслуживает внимания. Обаятельнейший актер с детскими глазами сумел воплотить настоящего оборотня, которым его герой становится под влиянием собственной зависти, наполеоновских амбиций и трусости. А Дарье Кукарских удалось удачно воплотить сразу два образа — таких похожих внешне, но отличных по сути своей, девушек из разных миров.
Эффект от столкновения судеб и эпох в картине дополняется и усиливается музыкой, гениально написанной Максимом Фадеевым. Музыка в фильме – не просто фон, она становится полноправным героем картины. Эта работа нашего выдающегося композитора-современника заслуживает отдельного внимания.
«Авиатор» определенно состоялся как качественное авторское кино. Да, он уже вызывает горячие дискуссии — особенно у поклонников книги. Но успешно справляется с главными своими задачами: побуждает каждого зрителя заглянуть внутрь себя — зачем мы все-таки приходим в этот мир, какие ценности являются по-настоящему бессмертными; и напоминает об определяющей роли покаяния в общении с Богом и любви в жизни каждого из нас.