«Авиатор» Егора Кончаловского: восторг самозабвения

Фильм «Авиатор» Егора Кончаловского — экранизация одноимённого романа Евгения Водолазкина, вышедший в прокат 20 ноября, становится поводом жарких дискуссий.
Николай Ларин
|
03 Декабря 2025
кадр из фильма «Авиатор» Егора Кончаловского
Фото: кадр из фильма

Экранизация романа «Авиатор» — один из самых ожидаемых и спорных проектов сезона. Режиссер Егор Кончаловский взялся за сложную задачу — перенести на экран философский роман Евгения Водолазкина, в котором на фоне научно-фантастического сюжета поднимаются главные риторические вопросы человечества. Но авторы картины, в лице генерального продюсера Сергея Катышева, режиссера и сценаристов, подчеркивают, что фильм создан по мотивам романа. И невозможно в одном, пусть и полнометражном, фильме раскрыть все его смыслы. Да и сам Евгений Водолазкин отмечает, что литература и кинематограф живут по разным законам, поэтому к трансформациям и переосмыслению своего литературного детища он относится благосклонно. 

кадр из фильма «Авиатор» Егора Кончаловского
Фото: кадр из фильма

2026 год. Глава исследовательской лаборатории по крионике Гейгер (Константин Хабенский) со своей супругой и по совместительству ассистенткой Анастасией (Дарья Кукарских) обнаруживают в соловецких катакомбах тела подопытных советского эксперимента «Лазарь». Экспедицию финансирует олигарх Желтков (Евгений Стычкин), мечтающий узнать рецепт безопасной заморозки — он неизлечимо болен и рассчитывает сохранить свою молодость до лучших времен. Один из подопытных — Иннокентий Платонов (Александр Горбатов) на радость ученым пережил эксперимент и благополучно проснулся спустя сто лет, но вот беда — его память смыло временем. Из флешбеков мы узнаем, что родился Платонов в 1900 году в Российской империи и, как многие его сверстники, оказался в советском лагере, где и стал невольным участником исследования. Восстановить память и хронологию жизни ему помогает жена Гейгера Анастасия, обладающая поразительным сходством с его прежней возлюбленной из далекого прошлого. Вспыхнувшие между ними чувства дают Платонову импульс к новой жизни. Но даст ли ему судьба второй шанс?

кадр из фильма «Авиатор» Егора Кончаловского
Фото: кадр из фильма

С многослойной литературной структурой Егор Михалков-Кончаловский работает не впервые — сразу вспоминается его «Антикиллер» 2002 года — тоже экранизация отечественного бестселлера авторства Данила Корецкого. Сложный калейдоскоп героев, жестокая реальность постсоветской России, чувство дезориентации во времени и подмена ценностей… Двадцать лет назад режиссеру удалось отразить и органично соединить характерные черты времени, типажи и их драмы в круто «сваренном» боевике. 

«Авиатор» снят в другом, менее динамичном, скорее медитативном ключе. Длинные планы, паузы, внимание к деталям — все это требует от зрителя определенной концентрации и открытости к диалогу. «Авиатор» — не развлекательное кино, а материал для размышления о вечных вопросах: имеем ли мы право играть со временем? Что важнее — частное или коллективное? Карьера или гуманность? И главное, может ли человек оставаться человеком без Бога и любви?

кадр из фильма «Авиатор» Егора Кончаловского
Фото: кадр из фильма

Кастинг в картине безупречен. Александр Горбатов создает удивительный образ Платонова – человека, чувства мечты и веру которого сперва убивает жестокая действительность, а потом и вовсе стирает время. Его выразительный взгляд, пластика и потусторонний голос передают всю глубину трагедии человека, оказавшегося чужаком в собственном будущем. Константин Хабенский в роли профессора Гейгера демонстрирует тонкую психологическую работу — его герой разрывается между научным азартом, этическими терзаниями и личными драмами. Великолепен и Евгений Стычкин в роли магната, чья прагматичная философия резко контрастирует с душевными метаниями главных героев. Но и его персонаж, не смотря на циничность и расчет, тоже мечтает о чуде — обрести свое благополучное будущее. Работа Илья Коробко в роли антагониста Платонова безусловно заслуживает внимания. Обаятельнейший актер с детскими глазами сумел воплотить настоящего оборотня, которым его герой становится под влиянием собственной зависти, наполеоновских амбиций и трусости. А Дарье Кукарских удалось удачно воплотить сразу два образа — таких похожих внешне, но отличных по сути своей, девушек из разных миров. 

Эффект от столкновения судеб и эпох в картине дополняется и усиливается музыкой, гениально написанной Максимом Фадеевым. Музыка в фильме – не просто фон, она становится полноправным героем картины. Эта работа нашего выдающегося композитора-современника заслуживает отдельного внимания.

«Авиатор» определенно состоялся как качественное авторское кино. Да, он уже вызывает горячие дискуссии — особенно у поклонников книги. Но успешно справляется с главными своими задачами: побуждает каждого зрителя заглянуть внутрь себя — зачем мы все-таки приходим в этот мир, какие ценности являются по-настоящему бессмертными; и напоминает об определяющей роли покаяния в общении с Богом и любви в жизни каждого из нас.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая