«Моя девочка»
Обычно якутское кино принято хвалить, но не в этот раз. Представивший до этого другой свой новый фильм на фестивале «Горький Фест» режиссер Сергей Потапов снял, кажется, образец кино в духе «настолько плохо, что аж хорошо». Это история про таежного охотника, чью дочь довели до самоубийства некие нехорошие ребята. Он приезжает в город, чтобы их покарать, а заодно встречает загадочную девушку, в которую влюбляется. В общем, представьте себе «Ворона», которого снял Томми Вайсо — во время просмотра сложно понять, пародия ли это или все абсолютно всерьез. Кажется, последнее, к сожалению.
«Поводок»
В меру смелый по сюжету триллер, который начисто губит максимально не талантливое исполнение. Принципиальная судья оказывается в заложниках у не самого нормального мужчины — его сын принял ее за умершую мать. За любопытной концепцией (готова ли женщина простить семью людей, переживших утрату, или готова выбраться и выдвинуть им тягчайшие обвинения?) скрывается совершенно любительское исполнение. Драматургия у фильма на уровне табуретки, актеры, несмотря на удачный каст, играют ужасно — особенно не удался персонаж сына. В общем, классическое кино, снятое для того, чтобы просто быть снятым.
«Правила Филиппа»
Напротив, не бесталанное вроде бы кино, главное достоинство которого — Григорий Данишевский, профессиональный актер с синдромом Дауна. Собственно, играет он такого же человека — молодого парня Филиппа, живущий с вечно занятой матерью, которая, чтобы любимого сына у нее не забрали, нанимает сиделку из Таджикистана. У той, к слову, тоже проблемы в семье. Благое дело разрушает страшно манипулятивное наполнение (недавно выходил сериал «Она такая классная», в котором схожая тема поднимается куда более аккуратно) и крайне спорное изображение быта мигрантов — у Романа Каримова в «Неадекватных людях 2» жизнь «приезжих» освещалась гораздо тактичнее.
«Затерянные»
Кстати, о Романе Каримове — некогда открытый «Окном в Европу» режиссер представил свой новый фильм, и он, честно говоря, получился весьма неудачным. Это история четырех столичных яппи, отправившихся на корпоратив за город, после чего успешно потерявшихся посреди ночи в загадочном поселке, откуда, кажется, не выбраться. По задумке это «Город Зеро» Шахназарова (сюрреализм, черный юмор, социальный комментарий между строк), по итогу — очередная притча о кризисе среднего возраста: тайна места сего оказывается предсказуема донельзя, зато березки шумят и ценности традиционные звенят.
«Филателия»
Обладатель главного приза фестиваля — и, честно говоря, с этим хочется активно поспорить. Новый фильм Натальи Назаровой («Простой карандаш») о сотруднице почты в депрессивном городе где-то на севере, которая влюбляется в хромого моряка. Ах да, еще она инвалид и собирает марки. У фильма есть два однозначных достоинства — красивый дуэт Алины Ходжевановой и Максима Стоянова, которые не просто так получили еще и актерские призы. Но, честно говоря, в 2024 году кино про принятие абсолютной беспомощности и безысходности бытия, снятое столичным режиссером для престижного фестиваля, похоже на сущее издевательство.
«Легенды вечных снегов»
Еще один якутский фильм в программе, да не абы какой — это продолжение короткометражки «Мааппа», первого фильма, снятого на якутском языке, от Алексея Романова, одного из основателей кинематографа республики Саха. И, к сожалению, не самый удачный — неоправданно медленная сказка про компанию мужчин, которые должны доставить девушку в невесты для местного князя (а еще они сталкиваются с чем-то мистическим). У фильма нет ни толкового сценария, ни какой-то конечной идеи — лишь красивая форма, но тут надо благодарить костюмеров и прекрасные виды заснеженной Якутии.
«Наступит лето»
Дебютное кино, чтобы запомниться, должно быть эффектным — этого у фильма Кирилла Султанова не отнять. Стилизованная под классические нуары криминальная драма про молодого парня, который бежит в Москву от правосудия и вливается в компанию сомнительного молодого мажора, уверенного, что все и всех можно купить. Кино очень красиво снято, неплохо разыграно (есть Марк Эйдельштейн в роли эдакой очень юной версии Тони Монтаны) и в целом небезынтересно. Но с совершенно никаким сценарием, от которого вся изобретательная режиссура тонет в море воды и не слишком связанных между собой событий.
«Ровесник»
Еще один фильм, которому не очень повезло со сценарием — зато очень повезло с формой. Стилизованная под мокьюментари комедия о компании молодых предпринимателей, в конце 1990-х организовавших громкий технологический стартап — эдакий «Это — Spinal Tap!», но с довольно смелым высмеиванием штампов о «лихих временах» с вечным жонглированием форматами (от вертикального кино до скринлайфа). Жаль, что «дипломная работа» главного героя, молодого балбеса-повесы лет двадцати, оказывается не творческим осмыслением кризисного времени глазами зумеров, что его не застали, а фильмом, снятым взрослым и сознательным режиссером. Так было бы, конечно, гораздо ироничнее.
«Особенности национальной больницы»
Второй фильм Станислава Светлова. После сугубо артовой драмы «Ада» вдруг снявшего сугубо же зрительскую комедию по нереализованному сценарию Александра Рогожкина. И да, это практически «Особенности национальной охоты» — с историей про молодого немца, случайно оказавшегося волонтером в слегка сумасшедшей больнице, ехидным юмором про специфику русского менталитета и Аркадием Укупником в неожиданном (и уморительном) камео. Кино морально немного устаревшее, но доброе и действительно смешное. Недаром фильм получил приз зрительских симпатий (иначе и быть не могло).
«Ласточка»
Приз жюри прессы (в которое входил и ваш покорный слуга — самый эстетский и спорный, а от того наиболее интересный фильм фестиваля). Про молодую жену, скучающую в затерянном посреди казахской степи коневодческом хозяйстве, куда однажды случайно заезжает такой же скучающий француз. Дебютантка Малика Мухамеджан сняла драму в духе фильмов раннего Терренса Малика и Шанталь Акерман — получилось намеренно лишенное какой-либо событийности кино о том, как непросто женщине быть в браке, который ее тяготит. Фильм сугубо для фестивального зрителя — но, без преувеличений, вполне международного масштаба.