«Кукушка»
Сильнейший (да простят нас авторы остальных работ!) фильм фестиваля и просто одна из лучших российских картин года, которую, к сожалению, придется подождать: у продюсеров фильма есть планы на международный прокат до выпуска в России. Это якутский хоррор, напоминающий по стилистике «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау и вообще немецкий экспрессионизм. О том, как молодой мужчина, живущий в доме на отшибе рядом с лесом, вынужден сосуществовать с некой потусторонней сущностью, так или иначе связанной с произошедшей некогда в этих местах трагедией. Жуткая, очень красивая и чертовски кинематографичная картина, в очередной раз доказывающая, что в Республике Саха живут самые талантливые люди.
«Лапин»
Есть такой штамп — «пронзительный фильм». Так вот, про «Лапина» только так и можно выразиться — это крайне трогательная драма о взрослении 15-летнего Вали, недавно переехавшего в новый город после развода родителей. Он вынужден жить с мамой, хотя мечтает перебраться в Канаду к отцу. Друзей среди местных детей он найти не может, поэтому спасается от одиночества при помощи занятий бегом на стадионе, который хочет прибрать к рукам нечистый на руку чиновник. Режиссерский дуэт Влада Краснослободцева и Аси Олешкевич поставил нежное кино о вынужденном переходе во взрослую жизнь. Самая же яркая часть фильма — молодой актер Михаил Иванов, которому пророчат большое будущее.
«Лгунья»
Посредственная комедийная драма о 17-летней продавщице мороженого (ее играет Елизавета Ищенко, и это лучшее во всем фильме), которая однажды решает обвинить нахамившего ей певца в домогательствах и становится настоящей звездой. И про то, что из этого получается. Идеальное кино для тех, кто хотел увидеть ответ этим вашим «митушкам» — крайне однобокое, несмешное и попросту глупое, потому что, честно говоря, шутки над изнасилованиями и домогательствами отдают дурновкусием. Но и как кино «Лгунья» не получилось: в нем отсутствует и интрига, и хотя бы один герой, которому хочется сопереживать.
«110»
Истеричное кино с Елизаветой Боярской в главной роли. Она играет состоятельную женщину-прокурора, чья дочь оказывается вовлечена в трагическую историю с самоубийством одноклассницы, которую неоднократно буллили. Фишка в том, что после этого девушка стала принципиально молчать и не говорит ни слова даже следователям. И поэтому становится одной из главных подозреваемых. Фильм есть за что похвалить: за изобретательную режиссуру, общую атмосферу тревоги и Боярскую, которой давно не доставались хорошие роли. Но есть одна проблема: картина настолько обожает мучить своих героев, доводя их до исступления, что поход в кино рискует превратиться в сознательный сеанс не самого увлекательного садомазохизма.
«Мох»
Медитативный фильм-рефлексия, снятый, по словам создателей, за 40 тысяч рублей на даче режиссера, дебютанта Никиты Миклушова. Почти единственную роль играет еще один дебютант Никита Лохматов, изображающий парня, который живет в изоляции от общества и наслаждается жизнью рядом с лесом: обнимает деревья, купается в речке и собирает растения, в частности, мох, из которого даже в какой-то момент сшивает своеобразную наволочку на кровать. Фильм идет меньше часа, и за этот час почти ничего не происходит. Такое кино о предельном единении с природой, снятое на чистом энтузиазме. Едва ли оно выйдет в прокат, но если вы любитель созерцательности в фильмах, возможно, вам даже понравится.
«Сломя голову»
Сатира на тему маскулинности, снятая знаменитым документалистом Евгением Григорьевым, и это второй его игровой опыт после «Подельников». В этот раз в центре внимания скромный преподаватель античной литературы в екатеринбургском вузе, который становится свидетелем ограбления инкассаторской машины. После этого в его жизни появляется директор охраны пострадавшего банка, его полная противоположность — брутальный мужчина, предпочитающий вопросы решать при помощи кулака и пистолета. К сожалению, кино, которое пытается казаться чем-то вроде фильмов Чарли Кауфмана, страдает от перегруженности и слишком запутанного (а на деле — предельно простого) сценария.
«Рыжий»
Байопик о судьбе поэта Бориса Рыжего, не признанной широкими массами культурной иконы в России 1990-х, которому не повезло с его нежной и ранимой душой жить в самую брутальную эпоху российской истории. Играет меланхолика Рыжего вполне уже признанный во все тех же узких кругах поэт, музыкант, режиссер и актер Евгений Алехин из группы «Макулатура». И после этой роли лишний раз задумываешься о том, что ему бы почаще сниматься. Режиссер и актер Семен Серзин («Человек из Подольска») выводит фигуру Рыжего аккуратно (порой даже слишком), и фильму как будто не хватает некоторой шероховатости и даже грубости, но это все равно хорошее кино о том, каково быть поэтом во времена больших перемен.
«Черный камень»
Как говорят, первый фильм, снятый в Туве и на тувинском языке. Короткая картина о становлении начинающего шамана, который учится искусству хуваанака — гадания на камнях. Помогает ему в этом дух, который и подсказывает ему, что ждет посетителей, пришедших к шаману, однако правду он предпочитает облачать в более обтекаемые и аккуратные формулировки, нежели те, что ведают ему потусторонние силы. И однажды, конечно, из-за этого что-то идет не так. Не хоррор, как может показаться, а, скорее, мистическая драма о тяге человека к сверхъестественному и желанию контролировать свою судьбу во всем. Кино сугубо любительское и крайне бюджетное, но как первая ласточка для возможного тувинского кинематографа — вполне.