
Сентябрь подошел к концу, а, значит, уже прошли первые фазы адаптации детей после летних каникул. Поэтому, если вы замечаете некоторые изменения в поведении ребенка, следует обратить на них более пристальное внимание.

Существует множество тревожных признаков, которые могут указывать на то, что ребенок подвергается травле. Их распознавание— первый шаг к скорейшему устранению ситуации!
Вот некоторые признаки, которые могут указывать на буллинг:
Ребенок не общается с одноклассниками, в классе у него нет друзей, он чаще сидит один.

Одиночество – это тяжело!
Ребенок говорит, что одноклассники его игнорируют или высмеивают.
Ребенок рассказывает, что часто подвергается насмешкам, агрессии, обзывательствам, издевательствам. Вы можете находить какие-то посторонние предметы в портфеле, хотя ребенок их туда не клал (например, мусор).
Вещи ребенка портят, одежда и принадлежности могут быть испачканы или повреждены.
Ребенок приходит домой с ссадинами, синяками и другими повреждениями.
Ребенок грустит, замыкается в себе, плачет без видимой причины, проявляет страх, тревогу, суетится, переспрашивает, перепроверяет.
У ребенка ухудшается аппетит, сон, появляются перепады настроения, он «взрывается» без видимой причины.
Ребенок отказывается ходить в школу, просыпает, придумывает причины, чтобы пропустить уроки.
У ребенка пропадает желание общаться с одноклассниками: раньше звонил, гулял, играл, а теперь – игнорирование друзей.
Ребенок жалуется на угрозы, обиды, говорит, что его дразнят, и что он боится идти в школу.

Три и более таких признаков могут указывать на травлю (буллинг) в школе. Пожалуйста, отнеситесь к этому внимательно. Не обвиняйте ребенка в обмане, излишней мнительности и неспособности постоять за себя. Важно дать ему поддержку, обнять, поговорить о жизни, рассказать о своем опыте. Так вы выстроите доверительные отношения и поймете, сможет ли ребенок справиться сам или вам нужно сходить в школу, поговорить с классным руководителем.
В начальной школе именно классный руководитель может показать детям правильную модель отношения к кому-то, помочь скорректировать их поведение и исправить ошибки.

Школьные психологи в случае подозрения буллинга в классе, проводят социометрию - понимание кто с кем дружит, а кто – изгой в коллективе. А затем устраиваются тренинги, объединяющие детей и помогающие наладить взаимодействие.

Издевательства могут сделать беспомощным даже самого бойкого из нас. Именно поэтому не все дети готовы рассказать о проблемах своим родителям – хочется справиться самостоятельно или есть страх прослыть ябедой!
Буллинг на сегодняшний день – одна из самых актуальных проблем в школе. Мы не можем ее полностью искоренить, но помочь своему ребенку – в наших силах!