Как игры с песком влияют на развитие речи

Воспитатель Ня расскажет о преимуществах игр в песочнице.
Юлия Хазанова
|
18 Июня 2023
Как игры с песком влияют на развитие речи ребенка и как запускать речь ребенка
Фото: 123RF/legion-media.ru

Использование игр с песком дает заметный эффект в развитии речи ребенка. Такие занятия тренируют «ручной интеллект» — ощущения, которые мы получаем через кожу: горячо-холодно, гладко-шершаво, сухо-мокро. Тактильность напрямую связана с мыслительным процессом: так ребенок познает окружающий мир и учится называть свои чувства, предметы и действия.

У детей гораздо более короткая продолжительность концентрации внимания, чем у взрослых. Поэтому быстро переключаться между видами деятельности для них – нормально. Пока им нравится игра, они будут настроены на то, что вы говорите. А это, в свою очередь, повышает вероятность того, что малыши поймут и запомнят новые слова.

Начните с самого простого: предложите малышу положить ладонь на песок и положите свою. Расскажите о своих ощущениях: «Я чувствую, что песок теплый, мне приятно его трогать. Когда я двигаю рукой, то ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?». Пусть и ребенок поделится с вами своими ощущениями.

Устройте поиск сокровищ: закопайте некрупные игрушки и попросите малыша раскопать их, погружая ручки в сухой песок.

Предложите малышу нарисовать пальцами картинку на песке или построить замок. Задавайте вопросы: кто, что, где, когда, почему, как? Это поможет вам стимулировать речь ребенка, пока вы вместе весело проводите время. Расширяйте ответы, например:

— Что ты делаешь?
— Туннель.
— Для чего? 
— Для грузовика.
— Твой туннель будет длинный или короткий?
— Длинный.
— Тогда давай попробуем протолкнуть твой грузовик по туннелю!

Поощряйте разговор. Дайте ребенку возможность ответить на ваши вопросы. Наш первый инстинкт — сказать за них, однако, когда мы даем детям время подумать, они могут удивить нас! 

Способность следовать указаниям является важным навыком для развития речи. Попрактиковаться можно, играя с песком. Начать лучше с простых просьб, вроде: «Дай мне, пожалуйста, красную лопатку».

Кроме правил, детям будет полезно давать последовательные указания. Например: «Возьми, пожалуйста, ведро и совочек. Выкопай ямку, поставь в нее формочку. Наполни ее песком, а потом переверни и сделай фигурку». Проговорите все шаги, необходимые для различных действий, таких как: построить замок из песка, создать дорогу. 

Временное направление – более сложное. Ваш ребенок должен сделать что-то до или после того, как он выполнит какое-либо действие. Например: «Прежде чем наполнить свое ведерко песком, дай мне лопату», «После того, как ты высыплешь песок, проедь по получившейся горе на своем грузовике» и т.д.

Если вы играете в песочнице на детской площадке, то дети, скорее всего, начнут диалог со своими сверстниками, обсуждая идеи и процесс строительства. Это прекрасная возможность для увеличения словарного запаса в веселой и непринужденной обстановке. Разногласия по поводу того, что, кто и как они строят — неизбежны. Детям нужно будет научиться решать конфликты. И, конечно, будут дружеские обсуждения и взаимопомощь. Это способствует развитию эмпатии и помогает научиться распознавать эмоции. Также дети смогут понять, как их действия влияют на эмоции другого человека.

Подпишись на наш канал в Telegram
Признаки проявления стресса у ребенка до года
Ранний возраст – это время, когда дети особенно чувствительны к окружающему миру. Даже в первый год жизни, когда кажется, что ребенок еще не способен осознавать сложные ситуации, он уже активно реагирует на происходящее вокруг. Родители могут заметить первые признаки стресса, если будут внимательны к своему малышу.  

Как понять, что ребенок испытывает стресс?  

Изменения в поведении