Этот материал нам помогли подготовить клинический психолог, нейропсихолог, специалист по краткосрочным методам психотерапии, сказкотерапевт, руководитель семейного клуба психологии и развития «Древо», ведущая женских кругов Дарья Живина и герои мультсериала «Команда «МАТЧ» Гена, Лена и Лев Борисович.
Конфликты в школе — явление распространенное и является неотъемлемой частью жизни. Большинство разногласий возникает между учениками, и они стараются и способны разрешить их самостоятельно, так что родитель может даже и не заметить, что был какой-то прецедент. Но порой конфликты между учениками переходят на уровень выше и затрагивают уже учителя. Причин таких конфликтов немало и рассматривать их стоит с разных сторон: особенности характера ребенка, в каком возрастном периоде он находится, уровень его комфорта во время учебного процесса.
Учитель может обладать личными качествами и подходом, которые идеальны для одного ученика, но совсем не соответствуют вашему ребенку. Недовольство педагогом может серьезно повлиять на учебный процесс и успеваемость.
Есть вещи, которые вы, как родитель, можете сделать, чтобы улучшить ситуацию и наладить общение ребенка с учителем.
Независимо от того, кто стал провокатором конфликта и каковы его первопричины, необходимо пошагово и спокойно во всем разобраться и разрешить ситуацию, ведь конфликт с учителем может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме.
В первую очередь стоит разобраться, какие причины возникновения конфликта могут быть именно в вашей ситуации:
Низкая успеваемость и нарушение правил: учителю может показаться, что ребенок недостаточно старается, педагог из благих побуждений выразит свое недовольство, возможно, довольно резко. В младшем школьном возрасте критические замечания могут привести к тому, что ребенок просто замкнется в себе. А у подростка подобная критика может вызвать агрессию и привести к конфликту.
Несоответствие учебной программы возможностям ребенка: некоторые дети требуют специальной образовательной программы, однако по ряду причин оказываются в обычной школе, а иногда и гимназических классах. Учитель не может подстроить программу под каждого и вынужден требовать выполнения заданий на общих условиях, что рано или поздно приводит к конфликту.
Борьба за авторитет среди школьников: особенно подобные проявления характерны для подростков 13–15 лет, когда противостояние преподавателю расценивается как путь к завоеванию уважения одноклассников.
Да, иногда я могу зайти слишком далеко в желании «показать себя»!
семейные проблемы: если у ребенка негативная атмосфера дома, он может транслировать данные эмоции на учителя, создавая из него проекцию своей семьи. Порой это выражается в агрессии, хамстве, провокациях. По сути, данный конфликт — это призыв о помощи, но не каждый учитель способен это понять, и большой ошибкой является встречная агрессия.
Что же делать, если конфликт все же случился?
Первое, что необходимо сделать, — это выслушать ребенка. В спокойной обстановке провести беседу, спросить, как, по мнению ребенка, эта ситуация выглядит в глазах учителя, и поинтересоваться, готов ли ребенок к компромиссу. Необходимо дать ребенку высказаться, не перебивайте и не критикуйте ни его, ни учителя. В любом случае вы должны показать ребенку, что, кто бы ни был прав или виноват, вы на стороне ребенка и всегда готовы его поддержать и помочь.
Слушайте внимательно, задавайте ребенку открытые вопросы, а затем попросите привести конкретные примеры, которые подскажут вам, с чем вы имеете дело. Будьте осторожны в высказываниях, чтобы не подорвать авторитет учителя. Даже если вы испытываете негативные чувства по отношению к преподавателю, постарайтесь не показывать этого ребенку.
Только после разговора с вашим сыном или дочкой следует выслушать версию учителя, и желательно сделать это лично. Важно идти на разговор с целью разобраться, а не учинить скандал и обострить конфликт. Если учитель обвиняет ребенка в хамстве, плохом поведении, постарайтесь смоделировать с учителем всю ситуацию, которая предшествовала подобному поведению.
Помните: ваша цель — не найти виноватого, а устранить конфликт.
Можно вместе придумать решение! У меня тоже есть идеи, как уладить конфликт. И, когда родители просят меня поделиться, я чувствую, что мое мнение важно.
После того как вы пообщались отдельно с каждой из сторон и эмоции выплеснуты, можно поговорить втроем – вы, ребенок и учитель. Роль родителя — посредническая: собрать информацию и найти компромисс. Важное правило: никогда не ругайте ребенка в присутствии учителя и не "поддакивайте", даже если обвинения справедливы. Скажите, что во всем разберетесь, иначе сами потеряете доверие ребенка — и, скорее всего, последующими своими проблемами он с вами делиться не будет.
После разрешения ситуации в дружеской форме поговорите с ребенком на тему того, что не стоит ссориться с учителем, особенно по мелочам, а в случае серьезного недовольства первый, кому ребенок должен рассказать о ситуации, — это вы.