Кино — это не просто отдых и развлечение. Это искусство, благодаря которому дети учатся говорить о выборе, дружбе, любви, ценностях и ответственности. Фильм может быть сильнее любой беседы. Но далеко не каждый стоит смотреть ребенку без взрослого.
Хорошо, если рядом есть тот, кто спросит: «Что ты понял? Как бы ты применил это знание в жизни?»
Почему растет влияние кино?
Сегодня фильмы и сериалы приходят к нам «сами» — онлайн-кинотеатры предлагают подборки по аналогии с нашими прошлыми просмотрами. Это удобно, но такой подход может создавать как полезный, так и вредный эффект.
На фоне общего интереса к кино, как к инструменту воспитания в семье и школе, нужна не киноцензура, а навигация — осознанный выбор контента и разговор о смыслах и героях после просмотра.
О чем важно помнить родителям и педагогам:
Следите не только за сюжетом, но и за моделями поведения героев: что они считают для себя нормой и как показано, например, отношение к учебе, труду.
В сегодняшних реалиях важно, какой образ семьи транслирует фильм. Если подросток не видит у героев теплых, уважительных супружеских отношений, примера родительской любви — как он будет строить свою взрослую жизнь?
Чем кино полезнее разговоров?
В кино происходит полное погружение — ты как будто сам становишься его частью!
На экране дети видят, как человек делает выбор и какую платит за это цену. В этом — педагогический эффект кино.
Полезно или деструктивно?
Простая проверка фильма — «пять строк»: перескажите сюжет в пяти фразах и ответьте себе на вопрос, чему он учит и какого результата добился главный герой.
Осторожность нужно проявить, если в картине:
- романтизируется жестокость;
- высмеиваются взрослые, профессионалы или родная страна;
- герои обучаются воровству и иному криминалу;
- они употребляют вредные вещества;
- ничего полезного не делают и заняты пустым потреблением.
Хороший знак, когда:
- показан последовательный путь героя к заслуженному успеху (учеба, труд, дисциплина, поддержка и уважение коллектива, благодарность общества);
- на уровне ощущений сразу после фильма присутствует бодрость и легкость, появляется ясность в мыслях и желание сделать шаг вперед.
Семейный киновыбор: короткая памятка
Возрастной ценз - не догма. Важнее эмоциональная готовность вашего ребенка и его способность обсудить фильм после просмотра.
Пять рекомендуемых вопросов после просмотра:
1. Что задело сильнее всего — и почему?
2. Каков результат главного героя?
3. К чему привел сюжет, и чему учит фильм?
4. Как бы ты поступил на месте героя и почему?
5. Какой один шаг сделаешь ты сам?
Сначала — только вопросы и ответы ребят. Дети понимают, что многие вещи увидели по-разному или не отразили. Затем свои выводы озвучивает взрослый, стараясь объективно оценивать сюжет.
Отдельно стоит сказать о мультфильмах. Они соприкасаются с ребенком в самые чувствительные периоды его становления! Поэтому и принцип выбора произведения тот же: важно смотреть на суть сюжета и модели поведения героев.
Пять простых примера для старта
- «Белый снег» (спортивная драма, 6+) — про путь и цену побед. Хорош для разговора о воле и поддержке.
- «Профессии будущего» (документальный, 6+) — реальные истории подростков, удобно вдохновить ребенка на учебу и развитие.
- «Фиксики» (анимация, 0+) — безопасный контент для маленьких зрителей. И поучиться можно, и полезные модели отношений почерпнуть.
- «Команда Флоры. Экопатруль» (анимация, 0+) — приключения девочки Флоры и ее друзей-растений, они путешествуют по России, помогают природе и показывают, как бережно относиться к своему дому и стране.
- «Тикабо» и «Дракошия» (анимация, 0+) — для легкого изучения слов и понятий.
Как «приручить» онлайн-кинотеатр
Платформы «подстраиваются» под выбор семьи. Чем больше вы смотрите достойные картины, тем больше похожих фильмов попадают в ваши рекомендации. Ищите разделы с хорошим кино. А еще, спрашивайте у педагогов и ребят — что их действительно воодушевило и помогло стать лучше.
Показами качественного кино с ценностным посылом занимаются и некоторые общественные проекты. Так, фильмы с правильными героями, отмеченные призами одной из российских кинопремий, жюри которой применяет не вкусовую оценку, а научный подход при оценке кинопродукции для детей и подростков, пополняют «банк семейных фильмов». У таких кинопроектов высокие рейтинги, а родители на их примере могут поговорить со своими детьми об их будущем, о добре и зле, о служении и верности высоким идеалам.
Если на экране — тяжелые темы…
Полностью оградить подростка от негатива невозможно. Но можно подготовить его к жизни в мире, полном и полезной, и деструктивной информации. Для этого важно развивать навык осознанного просмотра: понимать цели и замысел авторов и задавать себе вопрос «Зачем я это смотрю?»
Кино — удобный инструмент: доступный, увлекательный и действенный.
Выбирать и смотреть вместе хорошее кино - обязательно!
Не жалейте времени на короткий разговор после просмотра, поддерживая желание ребенка развиваться. Тогда фильмы станут не только общим семейным досугом, а реальным инструментом воспитания.