
Речь — один из главных навыков, который ребенок осваивает в раннем возрасте. Важно не торопить события, а помогать малышу двигаться в своем темпе и обучаться через игру.
Предлагаем подборку логопедических игр, в которые можно играть дома без подготовки и специальных материалов. Они развивают артикуляцию, дыхание, фонематический слух и активный словарь.

А главное — эти игры такие веселые!
1. Дуй-дуй-ветерок
Развиваем дыхание и учимся управлять выдохом.
Что понадобится: легкий мячик (можно также использовать вату, салфетку или перышко)
Как играть: нужно положить мячик на стол и попросить ребенка дуть на него, двигая в нужную сторону. Можно устроить гонки, воздушный футбол или попробовать пройти шариком по нарисованному маршруту.

Эх, шарик опять улетел со стола… Потихоньку… Попробуем еще раз!
2. Логопедические стишки
Развиваем слух, речь и чувство ритма.
Что понадобится: короткие ритмичные стихи.
Как играть: читаем стихи вслух ребенку. Сначала — полностью, затем с паузами, чтобы малыш сам произносил последние слова. Это развивает фонематический слух, чувство ритма и словарный запас. Например:
Соне снится сладкий сон —
С ней смеется синий слон.
Смех — как стоголосый стон,
В нос смеется синий слон.
Шмыг, мышонок, в капюшон,
Словно в свой шалаш зашел.
Только б Кеша не нашел...
Кеша — это кот. Вот!
Жужжалица прибежала,
На жужжалочку нажала.
Жужжалочка зажужжала —
Жужжалица убежала.

А еще можно сочинить стихи самим! Попробуете?
3. Кто что ест
Развиваем словарный запас и логику
Что понадобится: картинки животных и еды (по желанию).
Как играть: взрослый задает вопрос: «Кто ест морковку?» — ребенок отвечает: «Заяц». «А собака?» — «Косточку».
Иногда взрослый специально предлагает неправильный вариант: «А кошка ест лимон?» — ребенок отвечает.

Ой, нет, не ест, не видел я таких кошек!
4. Пирожок
Развиваем моторику, телесную чувствительность и тактильный контакт. Также игра отлично снимает тревожность и улучшает отношения между родителями и детьми.
Что понадобится: плед, одеяло или пеленка.
Как играть: взрослый говорит ребенку, что будет «выпекаться» пирожок, и спрашивает: «Какая будет начинка?»
Ребенок называет любую: варенье, яблоко, капуста. Затем его аккуратно заворачивают в плед — «тесто». Взрослый гладит тело ребенка через одеяло, катает его, берет на руки, создает ощущение уюта и тепла. В какой-то момент ребенок говорит «дзынь» — это сигнал, что пирожок готов!

Эта игра очень уютная и нравится не только малышам!
5. Лошадка, грибок и гармошка
Развиваем подвижность языка и готовим артикуляционный аппарат
Что понадобится: зеркало.
Как играть:
– Грибок: широкий язык прижимается к верхнему небу. Нужно задержаться на 2–3 секунды и почувствовать натяжение.
– Гармошка: из положения «грибок» ребенок открывает и закрывает рот, не отрывая язык от неба и не смыкая зубы. Уздечка растягивается как гармошка.
– Лошадка: ребенок цокает языком, рот приоткрыт.
Упражнения нужно выполнять перед зеркалом.

Я цокаю как настоящая лошадка! Цок-цок-цок! Как здорово!
Такие игры — важная часть речевого развития. Они помогают ребенку чувствовать себя увереннее, расслабляться и укреплять эмоциональную связь с близким взрослым. По своей значимости они не уступают совместному чтению или упражнениям на звукоподражание.