Владимир Финогеев: Лично каждому

Какая информация «зашифрована» в известном портрете Пушкина кисти Василия Андреевича Тропинина.
Владимир Финогеев
|
22 ноября 2018
Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин
Фото: East News

«После того как Василий Андреевич Тропинин перешел из крепостных в свободного гражданина, а это случилось под давлением общественности в 1823 году, он поселился в доме на углу Волхонки и Ленивки. В 1827 году в этот дом приезжал Пушкин и позировал для портрета. Александр Сергеевич изображен в халате, надетом на белую рубашку с большим мягким воротником, с темным длинным шейным платком на шее. Но есть несколько странностей, — Слава строго блеснул очками. — Во-первых, почему Пушкин приезжал к Тропинину в халате?» — «Может, была зима? В халате теплее. Накинул поверх тулуп, сел в повозку...» — «В те времена немыслимо, чтобы человек выехал в свет в халате». — «Почему ты так уверенно говоришь?» — «Это же очевидно». — «А мне не очевидно». Слава неуверенно начал: «Мнения разные. Некоторые говорят, что портрет заказал друг Пушкина Соболевский. Он же просил, чтобы поэт был изображен в халате». — «Может, Соболевскому нравился халат Пушкина? Роскошный, из дорогой ткани, с бархатными голубыми лацканами. Я бы и сам не отказался от такого». — «Иронизируй, но, может, Соболевский хотел, чтобы изобразили Пушкина в домашней обстановке». — «Тут есть резон. Человек в домашней одежде всегда роднее и ближе». Но Слава шел дальше: «А вот что пишет Саша Жуковская. Мне нравится, как она излагает. Портрет был заказан самим поэтом. Соболевский уезжал за границу, и Пушкин решил подарить товарищу свой портрет. Он чувствовал, вернее, даже наверняка знал, что погибнет, потому и хотел оставить другу память о себе». — «Об этом предзнании смерти Жуковская тоже пишет?» — «Нет, это я от себя добавил». — «Вернемся к профессиональному разбору», — попросил я. «О’кей, — недовольно бросил Слава. — Она пишет, что Соболевский перед отъездом «желал получить портрет Пушкина в его обычном виде, а не при полном параде» и далее: «Поэт тайком заказал картину и преподнес ее в качестве подарка». И еще вот: «Портрет в окончательном варианте изображал скорее не интимную непринужденность и естественность позирующего, как того хотел Соболевский, а поэтический беспорядок, с которым в романтическом искусстве часто ассоциируется вдохновение». — «Видишь, как тонко вскрыт замысел художника и самого поэта! Теперь ты понял, почему Пушкин в халате?» Слава кивнул. «Поэтический беспорядок — как символ вдохновения. Но я бы добавил одну черту. Пушкин был гений, он вводил в сочинения, особенно прозаические, знаковую систему, предваряющую события. Знаки «сшивают» произведение от начала до конца, снизу вверх, вдоль и поперек и крест-накрест». — «Как-то сложно, — засомневался Слава. — Мне кажется, гений на это не пойдет, ибо всесторонняя «прошивка» создает искусственную среду». — «Ошибаешься. Это доступное лишь гениям понимание реальности и ее тайного устройства. Реальность сама себя предсказывает. Будущее въезжает в настоящее как символ, потом как знак и, наконец, как событие. А все потому, что она устроена иерархично и системно». — «Ну, это я знаю, — махнул рукой Слава. — Сначала реальность разворачивается как мысль, потом как энергия и наконец как вещество. Но знаки в произведениях?!» — «А вспомни «Моцарта и Сальери»! После монолога Сальери, где он признается в мучительной зависти к Моцарту, входит Моцарт и приводит с собой слепого музыканта. Этот слепой старик — символическое изображение Сальери, которым Пушкин предваряет замысел Сальери отравить Моцарта, знак, что деяние Сальери попадает в евангельское «не ведают, что творят». Слепец — это выражение слепоты Сальери. И дальше каждому изменению предшествует свой знак. Перечитай — и ты увидишь, как Моцарт шаг за шагом угадывает намерение Сальери. Сделано мастерски, естественно, обоснованно и красиво. Пушкин рассыпал много меток приближающегося деяния. Но эти метки — еще и предупреждения Сальери не совершать преступление». — «Подожди, подожди, — Слава нахмурил лоб. — Взгляни на портрет Пушкина, я хотел спросить тебя про руку и пальцы, а теперь поду­мал: может, кольца на указательном и большом пальцах Пушкина не случайны?» — «Верно! Мало можно сказать про руку: сжата в кулак, пальцы подогнуты, хотя видно, что масса указательного и большого существенна и превышает массу остальных пальцев. Это указывает на харизму, самостоятельность мышления и поведения. Нам не известна длина пальцев, их форма, наличие или отсутствие узелков, соотношение пальцев по длине, поэтому здесь мы не можем уверенно двигаться дальше. Но ты прав, кольца на пальцах, в которых Тропинин изобразил Пушкина, — тоже знаковые послания. И Пушкин это тщательно продумал. Кольцо на указательном пальце — это сообщение нам с тобой и каждому, что поэт живет по принципу: честь превыше всего». — «Думаешь?» — «Через 10 лет он докажет это своей смертью, а Лермонтов скажет: «Погиб поэт! — невольник чести». Тогда среди молодых дворян ходило правило: душа — Богу, жизнь — за царя, честь — никому. Указательный палец — носитель чести, кольцо — знак служения чести. Кроме того, указательный выражает стремление к справедливости. Если палец массивный (а это мы видим), кольцо подчеркивает желание отстаивать справедливость. А если он прямой, длинный и правильной формы, то это вера в Бога». — «Подожди, Пушкин же был атеистом!» — «В молодости — да. Из-за кипения крови, избытка сил, протестной природы юности отрицал Бога, посмеивался, иронизировал над священнослужителями. Но пожив, повидав, поразмышляв, пришел к единственному выводу: Бог существует». — «В 1827 году Пушкину было всего 28? Он еще был молод!» — «Интеллект Пушкина развивался скачками, перепрыгивал через три ступеньки». — «Ты полагаешь, что кольцо на указательном показывает, что Пушкин верит в Бога?» — «Не впрямую. Кольцом Пушкин сообщает важнейшую истину: чтобы достичь высшего результата, требуется отказаться от себя, раствориться в деле. Указательный палец — это еще и честолюбие, за которым жажда превосходства. А кольцо есть ограничение. Ибо написано: «Хвалящийся, хвались Господом». Перейдем к кольцу на большом пальце: здесь призыв ко всем — опираться на свое мышление, здравый смысл и логику». — «Но это перстень!» — «Он гениально владел этими инструментами, а перстень показывает, что он делал это изящно».

События на видео
Налоговый вычет — это не страшно: как ИИ-помощник от Сбера помогает вернуть деньги
Представьте, что вы можете вернуть часть денег, потраченных на фитнес, лечение у стоматолога или обучение ребенка. Звучит как несбыточная мечта? Для миллионов россиян так оно и было. Большая часть людей в нашей стране не возвращает 13% — 15% от своих расходов (за 2024) и 13% — 22% с 2025 года — просто потому, что не хотят разбираться в бюрократии, тратить время на очереди и заполнение деклараций. По статистике, лишь каждый десятый (!) житель страны пользуется своим правом на налоговый вычет.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая