Павел Чернышев: «На сцене важна не бумажка о высшем образовании, а профессиональные навыки, которые у вас есть»

Актер о роли профессионального образования.
7days.ru
|
08 Декабря 2021
Павел Чернышев

Вы всегда хотели стать актером?

– Нет, конечно! Я же парень почти из деревни: родился в поселке городского типа в Челябинской области. Я всегда мечтал быть спортсменом – благодаря моему папе. У него в юности была мечта о большом спорте, но она не реализовалась. И папа решил воплотить ее во мне. Поэтому с самого раннего детства я занимался спортом – баскетболом, волейболом, футболом (в него и сейчас играю). Но больше всего времени уделял хоккею. В три года меня поставили на коньки, потом мне дали в руки клюшку и отправили в секцию – я был нападающим. Делал успехи, меня даже хотели отправить в Челябинск, в детскую команду знаменитого клуба «Трактор». Кстати, серьезная травма у меня была одна, когда я учился в 8 классе. Причем сначала я сломал руку – не в хоккейной коробке, а в школе, бегая на перемене. Рука быстро зажила. Сняли гипс – и тут меня тренер спрашивает: «У нас через неделю соревнования. Поедешь?» «Конечно, поеду!» Я поехал на турнир и там сломал ногу. Тут пришлось делать операцию, ставить аппарат Илизарова.

«Лично мне не понять непрофессионалов на сцене. Я потратил на освоение ремесла четыре года, часто ночами не спал – репетировал…» 

И вы ушли из спорта…

– Да нет, продолжал играть – я неугомонный… А стал актером благодаря бабушке, которая отдала меня в театральную студию, и тете, которая живет в Москве. Она где-то прочитала, что в Челябинске идет региональный отбор в Школу Табакова и что набирает сам Олег Павлович. Тетя обратила на это внимание, потому что я со второго класса ходил в театральную студию. Просто чтобы занять свободное время. После школы я очень быстро – за час – делал домашние задания, а потом меня уже до позднего вечера не было дома. В студии мы занимались речью, художественным словом – я занимал на конкурсах чтецов приличные места. Выступать мне нравилось, но особой мечты стать актером не было. Все случилось само собой: поездка в Челябинск на региональный отбор, потом в Москву, где было еще три тура. Я поступил.



А в чем уникальность Школы Табакова?

– Сейчас в ее расписании появились предметы, которые не изучают ни в одном театральном училище или вузе: ударные инструменты, фокусы, психология (когда я учился, их еще не было, были только привычные «актерское мастерство», «танец», «сценическая речь»). Но самое важное, что в нашей школе будущие актеры раньше начинают осваивать профессию: поступают не после 11 класса, а после 9-го. А так как учащиеся постоянно заняты в спектаклях Театра Табакова, получается, что с девятого класса мы уже в профессии. Актеры, уже чего-то добившиеся, да и сам Владимир Львович Машков (художественный руководитель театра), постоянно показывает студентам, как надо. Поэтому у нас всегда был хороший пример перед глазами. То есть это уже не теория, а практика.

Когда вы окончили школу, она еще не была вузом, как сейчас. Не хотите получить высшее образование?

– Нет! А зачем оно мне, я ведь уже работаю в театре. Вот если захочу быть режиссером, тогда подумаю. Хотя у Владимира Львовича нет диплома режиссера, он – актер, а ставит спектакли. На сцене важна не бумажка о высшем образовании, а профессиональные навыки, которые у вас есть.

«Учащиеся школы постоянно заняты в спектаклях Театра Табакова, получается, что с девятого класса мы уже в профессии»

Павел Чернышев

Кстати, о профессионализме. В нашей стране каждый год диплом «Актер театра и кино» получают тысячи людей. Но на сцену все чаще выходят люди без актерского образования: бывшие кавээнщики, телеведущие, блогеры. С другой стороны, всегда были таланты, которые стали актерами, не получив соответствующего образования: Юрий Никулин, Сергей Бодров-младший, Мария Шукшина. В конце концов, у Бреда Питта и Джима Керри тоже нет дипломов…

– Обратите внимание: говоря о хороших актерах без дипломов, вы прежде всего упоминаете кино. Если ты только на экране, может, и не нужно изучать актерское мастерство. Если человек фотогеничен, если у него интересный типаж, шикарная «фактура», он в кадре может смотреться вполне органично. А режиссеры и искусство монтажа ему помогут.

А в театре?

– В театре без профессионального образования, думаю, играть будет очень сложно. Кстати, мы с друзьями и коллегами много обсуждаем эту проблему. Лично мне не понять непрофессионалов на сцене. Я потратил на освоение ремесла четыре года, часто ночами не спал – репетировал… А тут люди просто пришли и стали актерами. Профессия актера – это не только про талант, но и про огромный труд. Зритель в театре видит результат гигантской работы, вживую, без монтажа, его невозможно обмануть. А кино в последние годы было в большей степени продюсерское. Продюсер – тот человек, который очень многое определяет, начиная с кастинга. Раньше кино зависело от режиссера, его вкуса, таланта, а сейчас – как продюсер скажет. Поэтому в кино сейчас часто стали брать именно за типажность, а она есть и у непрофессионалов, а не за талант. И это мне не нравится. Ведь хороший артист может перевоплощаться, сыграть и то, и другое, и третье. Но продюсеры иногда смотрят не вглубь, а поверхностно, не на талант, не на мастерство, а на лицо. Думаю, со временем – уже на нашем веку – появится баланс.

«Если человек фотогеничен, если у него интересный типаж, шикарная «фактура», он в кадре может смотреться вполне органично»

Павел Чернышев

А как вы вообще оцениваете современное российское кино и театр? Ведь сейчас наши сериалы стал покупать Netflix, Россия даже сняла кино в космосе…

–Российское кино явно растет, и хорошо, что оно растет! Сколько появилось онлайн-платформ, на которых выпускаются качественные фильмы, которые, как вы правильно сказали, покупают мировые компании. Мы уже многому научились и начинаем делать это хорошо. А театр в России всегда был на очень высоком уровне. У нас же были и Станиславский, и Немирович-Данченко, и Ефремов, и Табаков! И театров – и стационарных, и антреприз становится не меньше, а больше. И они не пустуют!

А какие темы, поднимаемые на экране или театральных подмостках, вам интересны?

– Мне всегда нравится, когда герои это люди из глубинки. Мне все это знакомо. Когда в кино или театре рассказывают про реальные проблемы. Вот недавно я снялся в полнометражном фильме про школьный буллинг «Тысяча дешевых зажигалок». Мне очень понравился сценарий: это интересная тема, история о том, что происходит вокруг нас – можно сказать, о наболевшем. Вот такой интерес сценаристов и режиссеров к реальной жизни меня очень радует!

Названы три причины вернуть ковер на стену — в СССР не ошибались
В последние годы наблюдается возрождение тренда на использование ковров на стенах, несмотря на то что еще недавно большинство людей стремились избавиться от них. Новое поколение дизайнеров осознает, что ковры могут не только украшать пространство, но и решать ряд практических задач, пишет эксперт Дзен-канала «DOMEO».