«Никто» Ильи Найшуллера бьет рекорды в американском прокате: в нем Алексей Серебряков поет «Бухгалтер, милый мой бухгалтер», а «русский негр Паша» выглядит старшим братом «негра Вити» из «Ассы». Вспоминаем наших режиссеров, не только догнавших, но и перегнавших Америку.
Илья Найшуллер
Герой дня. 37-летний режиссер-самоучка без высшего образования, зато выросший в англоязычной среде. Детство провел в Лондоне, юность – в Ясенево, где учился в Британской международной школе. Как режиссер снял сериал «Барвиха» и боевик «Хардкор» с Шарлто Копли («Район номер 9», «Малефисента»). «Хардкор» привлек внимание голливудских продюсеров тем, что был снят как в компьютерной игре, «от лица» главного героя. Благодаря «Хардкору» и появился «Никто».
Интересно, что в первом варианте сценария у фильма не чувствовался отчетливый русский акцент: все условные злодеи были выходцами из Южной Кореи. Найшуллер сказал продюсерам, что ничего не знает про южнокорейскую мафию, зато знает про русскую. Так в фильме появились актер Александр Паль и певец Шнур (которому показательно отстреливали мужское достоинство), а главный антигерой в исполнении Серебрякова стал держателем «общака» русской мафии.
Интересно, что следующим фильмом Найшуллера будет фильм про Москву, но снимать он его собирается на английском языке и с голливудскими актерами. Встретим со всем гостеприимством.
Тимур Бекмамбетов
Первое поколение не советских людей выросло на серии рекламных роликов «Всемирная история. Банк «Империал» — на этой серии начинал Тимур Бекмамбетов. Потом был «Ночной дозор», имевший огромный успех в нашем кинопрокате – и на этом этапе Бекмамбетовым заинтересовались уже в Голливуде. «Дозоры» были выпущены на большом экране в Америке, и заработали там 34-38 млн.долларов за каждую часть. «С этим парнем можно делать деньги!» — решили американские продюсеры, и доверили ему сразу боевик со звездами и большим бюджетом. «Особо опасен» заработал в американском прокате 340 млн.долларов, а в главных ролях в этом фильме, напомним, снялись Анджелина Джоли и Морган Фримен.
Тимур Нуруахитович работает и в Голливуде, и в России, дружит и с Константином Хабенским, и с Тимом Бертоном. Но бюджеты его американских фильмов («Авраам Линкольн: Охотник на вампиров», «Бен Гур») столь высоки, что ограничивают творческую свободу и не позволяют напомнить о его происхождении. Остается только ждать, когда Голливуд «дорастет» до ремейка «Черной молнии» (о летающей «Волге» 1966 года выпуска), и разрешит Тимуру снять уже, наконец, Константина Хабенского вместо Джеймса Макэвоя.
Вадим Перельман
В кинотеатрах выходят «Уроки фарси» Вадима Перельмана – еще одного из «наших». Вадим Валерьевич Перельман родился в советском Киеве, вырос в обычной коммуналке, и вместе с мамой эмигрировал в Канаду, когда ему было четырнадцать. Его малобюджетная драма «Дом из песка и тумана» была профинансирована Стивеном Спилбергом, и номинирована на три «Оскара» — для выходца из СССР это большой успех. Несмотря на то, что Перельман живет в Лос-Анджелесе, снимает он и у нас тоже – например, нашумевший сериал «Перевал Дятлова».
В отличие от своего коллеги Бекмамбетова, Вадим Перельман никогда не увлекался коммерческим кино – поэтому в «большом» Голливуде у него нет особых связей. Но его камерные драмы неизменно привлекают внимание критиков и фестивальных отборщиков, да и звезды его любят. В главной роли в «Уроках фарси» снялся, например, Ларс Айдингер (он же Николай II в «Матильде» Алексея Учителя).
Сергей Бодров
Уроженец Хабаровска, выпускник ВГИКа, и папа Сергея Бодрова-младшего. Между прочим, это он написал сценарий фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», ставшего бенефисом Людмилы Гурченко.
«Прорыв» Бодрова-старшего состоялся в 1997-м, когда его «Кавказский пленник» по рассказу Льва Толстого (но с действием, перенесенным в Первую Чеченскую войну), номинировали на «Оскар». Потом Сергей Владимирович написал сценарий для фильма «Восток-Запад» (где кроме Олега Меньшикова играла, например, Катрин Денев), и снял «Монгол» про юные годы Чингисхана. «Монгол» тоже был номинирован на «Оскар» и имел большой успех в Америке и Европе. Самым масштабным фильмом Бодрова-старшего на сегодняшний день считается «Седьмой сын» с Джеффом Бриджесом и Джулианной Мур.
Бодров-старший женат на американке, живет в Лос-Анджелесе (как и Вадим Перельман), но снимает по обе стороны океана. «Я понимаю, что нахожусь в особом положении, — говорит он, — Делаю то, что хочу, и живу, где нравится».