Театр «Кремлевский балет» готовит к показу спектакль «Раймонда» А.К. Глазунова. Постановку для знаменитой труппы осуществляет народный артист России Андрис Лиепа.
«Раймонда» А. Глазунова – из числа спектаклей, составляющих золотой фонд русского классического балета. Впервые ее увидели зрители в Петербурге, в 1898 году, – премьера состоялась на сцене Мариинского театра. И это, по сути, последняя значимая работа выдающегося балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа (1818-1910), ставшая в известной степени кульминацией эстетики, характерной для золотой эпохи балетного театра в XIXвеке.
Либретто «Раймонды» основано на старинной рыцарской легенде. Действие происходит в Провансе во времена Средневековья. Графиня Раймонда де Дорис и ее жених рыцарь Жан де Бриен любят друг друга и с нетерпением ждут встречи – Жан де Бриен вот-вот должен вернуться из военного похода под знаменами венгерского короля Андрея. На празднестве в честь именин Раймонды прибывший в замок в качестве гостя арабский шейх Абдерахман пытается похитить девушку, но в этот момент неожиданно появляются Жан де Бриен и король Андрей. В поединке Жан де Бриен побеждает Абдерахмана, после чего разворачивается свадебное торжество.
По мере развития событий, вниманию публики предлагались три танцевальные сюиты, каждая из которых предусматривала традиционные по форме классические и характерные номера. Мощным завершающим аккордом становилось финальное Гран па, в котором соединялись элементы классической балетной лексики и венгерского народного танца. Кстати, партия главной героини Раймонды по сей день считается одной из самых сложных в мире: Мариус Петипа сочинил для нее семь вариаций, требующих от исполнительницы высочайшего профессионального мастерства.
На протяжении ХХ века известные хореографы не единожды предлагали свое видение «Раймонды». Вслед за Петипа, к «Раймонде» обратился другой знаменитый мастер, Александр Горский. В первой редакции, осуществленной в Москве, на сцене Большого театра, Горский сохранил хореографию своего знаменитого предшественника, хотя постановка и дополнилась вставной мазуркой, которую поставил балетмейстер Иван Хлюстин. В 1945 году появился спектакль, поставленный Леонидом Лавровским, включивший в себя лучшее из постановок и Петипа, и Горского. А в 1984 году свою редакцию «Раймонды» предложил Юрий Григорович – он вернул в этот балет многие из находок Мариуса Петипа, не отказавшись при этом от ряда номеров, созданных Александром Горским, и, конечно же, дополнил новую версию авторской хореографией.
«Раймонда» – вершина классического балета, это спектакль, который по праву занимает место в ряду с такими признанными шедеврами, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского. Вообще, музыка, которую Глазунов создал для «Раймонды» – одна из лучших в истории балетного искусства. И в симфоническом плане она ничуть не уступает музыке Чайковского. Это красивейший и очень сложный в техническом отношении балет, станцевать главные партии в котором – задача максимум для любого профессионала. Надеюсь, что зрителей нашей «Раймонды» впечатлит и «Вальс» из первого акта – мы сохранили его в постановке самого Мариуса Петипа, и, конечно же, сцена сна Раймонды. Эта сцена, кстати, является шедевром ничуть не меньшим, чем легендарная картина «Тени» в «Баядерке», и у нас она к тому же предстанет в невероятно красивых костюмах и декорациях, которые вряд ли кого-то оставят равнодушным. Не буду раскрывать всех секретов, но сюрпризы будут».
» — говорит народный артист РФ Андрис Лиепа.
Это уже не первый опыт сотрудничества Андриса Лиепы с «Кремлевским балетом» – восемь лет назад в репертуаре коллектива появилась поставленная им «Баядерка» Л. Минкуса, которая идет с неизменным успехом. И вот теперь хореограф решил предложить авторскую версию «Раймонды».
По словам Андриса Лиепы, в свою версию «Раймонды» он также намерен включить ряд фрагментов из постановок Мариуса Петипа и Александра Горского, так как без них сегодня уже практически невозможно представить себе этот спектакль.
Автором декораций и костюмов выступает известный театральный художник-постановщик Вячеслав Окунев. Балет будет идти в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Сергей Кондрашев).
Когда: 19 сентября
Где: Государственный Кремлевский Дворец
Возрастное ограничение: 18+