— Екатерина, всегда радуюсь новым женским образам, которые вы создаете, — таким непростым, разносторонним, но всегда ярким. Недавно увидела у вас в соцсетях очень красивые фотографии в исторических костюмах. Это новая роль? Поделитесь?
— Это долгожданная телевизионная премьера исторической драмы «Аманат» режиссеров Антона Сиверса и Рауфа Кубаева. Наконец-то, уже после всероссийского кинопроката, ленту показали на Первом канале! Наше кино рассказывает реальную историю любви сына Шамиля, Джамалутдина, и Лизы Олениной на фоне войны на Кавказе в России начала XIX века.
Фильм о том, как враги могут стать друзьями, а народы — братьями. О том, что можно научиться жить в мире, любви, уважении друг к другу. О становлении многонациональной России. На фоне войны разворачивается тема любви русской дворянки Лизы и мусульманина Джамаля — сына легендарного предводителя Кавказа Шамиля.
Я играю графиню Оленину. В начале кино мои дети маленькие, потом взрослеют, и я вместе с ними.
Дочь Лиза влюбляется в мусульманина — горца, сына кавказского предводителя Шамиля. И мать, видя необыкновенно сильные чувства дочери, сама, как любящая женщина, одобряет этот союз и очень тепло принимает в доме ее возлюбленного. А потом на Кавказе от шальной пули погибает ее сын, и для матери этот человек, который только что был другом, стал врагом... Интересно наблюдать за ее метаниями: каждое появление моей героини в кадре — это безграничное проявление материнской любви.
Она женщина мудрая, сильная. Ее сердце разрывается. И все равно в итоге она находит в себе силы простить и принять выбор дочери, потому что, как ни крути, миром правит любовь. И выше этого чувства на этой земле и нет ничего, ради любви и стоит жить. За этим пониманием приходит и всепрощение. Графиня прощает и благословляет дочь. Конечно, легко гипотетически рассуждать на эту тему, а если такое происходит в твоей жизни, сделать выбор в пользу любви очень тяжело.
— Мне кажется, в вас есть столько разных женщин и в этих ролях они вдруг оживают. Это мое ощущение... Потому что в жизни вы настолько спокойны, но столько всего в вас содержится для того, чтобы сыграть эти характеры...
— Да я хулиганка по сути. Играя атаманшу в «Бременских музыкантах» Театра Моссовета, ловлю такой прилив адреналина! Не только я, вся актерская команда, музыканты и, конечно же, зрители — все кайфуют. Невозможно не заметить, как наши «Бременские» делают людей счастливыми! «Смех и радость мы приносим людям»[1] — это не просто слова из песни, а то, чем мы занимаемся. Хорошее это дело!
— А я от себя добавлю, что вы это добро и радость привносите во всех своих героинь. Сложно вас представить в отрицательной роли...
— Сложно или не хочется? Ведь есть же такой стереотип: «Гусева хорошая». А я разная и не люблю ярлыки, хоть и приятные. Поэтому изредка разбавляю перчинкой или солененького подмешиваю. Хочется играть разноплановых персонажей. Актерская профессия привлекает возможностью быть разной. Понимаю, что, может быть, кому-то и не захочется меня видеть в отрицательной роли. Скажут: «Мы ее так любили, так любили, а она, оказывается, вон какая...» Ведь простые люди часто соотносят актеров с их образами. Это в Москве меня можно увидеть в ролях роковых красавиц Анны Карениной, Настасьи Филипповны... А на гастроли с театром приезжаем в отдаленный уголок России, привозим «8 любящих женщин». Там люди «Романтику романса» на телеканале «Культура» смотрят и ждут моего появления в роскошном платье, уже настроились, а я к ним полулысая выхожу! Шок! Но без этого уродливого паричка сыграть не смогу, у меня от этого внешнего вида внутренний рисунок роли строится.
— А сейчас над чем вы работаете?
— Сейчас снимаюсь в Алма-Ате. Режиссер Акан Сатаев экранизирует пьесу Гоголя «Ревизор». Я — Анна Андреевна, жена городничего, городничий — Андрей Мерзликин. С Андрюшей это у нас уже шестая, наверное, совместная картина. Сладкая парочка, получается. Моя Анна Андреевна — сосредоточение всех женских пороков в одном лице. Наконец-то можно быть собой, ничего не изображая. (Смеется.)
— В кино постановок «Ревизора» не было давно. А вот на сцене он есть в каждом театре. Как вы думаете, почему все ставят одновременно одно и то же?
— Просто время диктует драматургию. Потому что театр в любом случае зеркалит действительность. Когда какие-то вопросы назревают, хочется их обсудить, поговорить об этом, подумать... Режиссеры всегда в поиске, что сейчас ставить, что будет актуальным на сегодняшний день. И потом зрители говорят: везде «Чайки», за ними везде «Ревизоры» с «Женитьбами». То есть какая-то такая есть тенденция... Не потому, что мы друг у друга подглядываем — то время диктует.
— Екатерина, хочу вас спросить как актрису... С одной стороны, у нас говорят о естественности, о том, что нужно принимать возраст красиво. С другой стороны, я вижу, как до сих пор безжалостно общество к актрисам. Вроде как получается, что после тридцати восьми ты должна вообще все время одинаково выглядеть, чуть что — сразу «ну вот сыграйте маму». Нет ли страха перед этим?
— «Моника Беллуччи в 20, Моника Беллуччи в 50 лет. Найди десять отличий!» И мне не избежать подобных мемов — и меня будут сравнивать, и во мне искать изъяны... Это пока я слышу фразу: «Со времен «Бригады» вы не изменились». Но сколько еще мне так будут говорить — не всю же жизнь. Это неизбежно, нормально. Моему сыну 27 лет, я не могу выглядеть на 17. Стану играть матерей, характерные роли, будет переход. Он уже наступает. У меня станет меньше киносъемочных дней, буду допперсонаж: учительница, врач, тетя, бабушка... Я взрослею, и роли мои будут взрослеть. У меня нет цели быть «девушкой Бонда» до скончания века.
— А есть какие-то две-три вещи, ваши личные секреты, которые помогают привести себя в форму быстро? И есть какие-то такие вещи, которые для вас важны и помогают сохраняться?
— Я не трудоголик, стараюсь себя не загонять, минимум два раза в год отключаться дней на шестнадцать от своей профессиональной деятельности. Предпочитаю находить баланс и жить гармонично. Если говорить об уходе за собой, люблю аптечную косметику Librederm, она помогает сохранять молодость и красоту в домашних условиях. Я долго искала средство, которое бы восстанавливало мою кожу после съемок и выступлений. Средства линейки Collagen, которыми я пользуюсь, — это пептидная косметика, она делает кожу гладкой, упругой и такой сияющей, что в повседневной жизни мне вообще не требуется макияж. Я амбассадор Librederm и очень довольна, потому что уверена в качестве марки. Знаю, что ни у меня, ни у тех, кому я ее рекомендую, не будет ни аллергии, ни раздражения — только комфорт и удовольствие при использовании и от результата. Повторюсь, эти средства продаются в аптеках, они сделаны с научным подходом и проходят серьезные клинические испытания. Для меня нет смысла использовать бабушкины рецепты, если есть качественный продукт.
— Катя, расскажите, пожалуйста, о своей дочке. Она так выросла, профессионально занимается спортом. Аня очень занята, как я понимаю. Во-первых, как удается успевать? И как вы считаете, правильно, что наши дети, можно сказать, с юности уже работают? Хотя, наверное, это ее желание?
— Нет, Анечка пока не работает, за ее труды ей зарплату не платят. Она учится. В трех школах: музыкальной, спортивной и общеобразовательной. Она очень талантливый ребенок, в разных направлениях. Еще папа мой когда-то говорил: «Кому многое дано, с того много и спросится».
Вот выучится и выберет себе дело по душе, которое, возможно, станет ее судьбой.
— Катя, а нет такого страха, что дети вырастут, они уже взрослые практически, скоро вылетят из гнезда?
— Ничего, внуки пойдут! Нет у меня никакого страха.
— У нас еще очень мало актрис, которые столько лет живут в одном браке. А у вас редкий случай, честно скажу.
— Просто у меня генетика хорошая. Наследственность. Мама с папой, бабушки с дедушками по одной и другой линии — все жили душа в душу, не разбегаясь, крепко держась друг за друга.
— У вас многое от ваших предков. И голос хороший, и слух...
— И это природа. Все в родне пели. А недавно я узнала от родственников из Хабаровска, что мой прадед был регентом в хоре.
— Катя, еще такой вопрос. Расскажите, что за последнее время дало вам самое сильное впечатление?
— Я побывала под землей! Спустилась в угольную шахту на глубину минус 600 метров — как шахтеры говорят, ниже уровня моря.
В Ленинск-Кузнецкий, небольшой шахтерский городок на Кузбассе, я приехала с поэтической чтецкой программой в канун Дня Победы. Читала Ольгу Берггольц, Роберта Рождественского... И обратила внимание, что меня очень внимательно слушают дети, подростки, их мамы, бабушки. После концерта спрашиваю: «А где мужчины?» Мне говорят: «Внизу». А потом предложили: «Хотите туда?»
Я и еще два человека из нашей группы рискнули. Вначале нас экипировали в специальную одежду: выдали утепленную пижаму с начесом, довольно плотные штаны и теплую куртку, перчатки, высокие резиновые сапоги, подшлемник и шлем с фонарем. И кислородный баллон с воздушной подушкой, которая сначала надувается, потом уже включается приборчик с подачей кислорода. Он во время работы сильно нагревается, поэтому подушечка и необходима, чтобы не обжечься... Зажим для носа, как у синхронисток, черные очки. На шлеме есть маячок, и, куда бы я ни спустилась, он на компьютере показывает, где нахожусь...
Затем, пройдя подробный инструктаж по технике безопасности и записавшись в журнал, мы стали спускаться на лифте. В нем есть поручни, за которые можно было держаться, ведь лифт летел вниз довольно стремительно, с ветерком. Не свободное падение, конечно, но что-то около того! Затем все уселись в вагонетки и часа полтора ехали по узенькому тоннелю. Угольная шахта — это целая подземная страна со своими улочками, проспектами, закоулочками подземными... Внизу достаточно прохладно... Я хотела поснимать, но телефон пришлось сдать. Говорят, айфоны там взрываются, а вот у начальника шахтерской бригады был с собой специальный телефон, в суперпрочном чехле-кофре. Несколько кадров все же сделали на память!
А шахтеры показали нам следы птеродактиля! Во время вибрации от работы комбайна при добыче угля отслоилась порода, и обнажились гигантские следы какой-то четырехпалой птицы! Я отправила видео знакомому профессору с факультета почвоведения МГУ и спросила: «Вы мне скажите, минус 600 метров — это минус сколько лет?» И вот ее резюме: она сказала, что, возможно, это юрский период и, вероятно, да, птеродактиль, почему бы и нет.
— Удивительно!
— Мы добрались до недр, до самой глубины, до лавы, где работает комбайн, который своими когтями выгребает угольную породу. Так что в коллекции моих впечатлений теперь есть и такая поездка, можно сказать, факт в биографии.