
— А как изменились условия работы за эти годы? Вы же застали еще советское кино...
— Конечно, сегодня условия в корне отличаются от того, что было. Особенно если речь идет о востребованных артистах, которые в обойме... Помню, как в 17 лет поехал в Одессу сниматься в фильме «Фотографии на стене» режиссера Анатолия Васильева, где моей партнершей была Марина Неелова. Меня поселили в «Куряже», знаменитом общежитии Одесской киностудии, в четырехместном номере вместе еще с тремя молодыми артистами, с удобствами «на этаже».
В этом старинном двухэтажном здании до революции находилось киноателье. Во время войны дом пострадал, но его восстановили и поселили там работников киностудии, которые назвали общежитие «Куряж», как в романе Макаренко о беспризорниках. Там подолгу жили Марлен Хуциев, Петр Тодоровский, Евгений Ташков, Григорий Поженян, Станислав Говорухин. Во время съемок на студии там останавливались Василий Шукшин, Влади*мир Высоцкий с Мариной Влади*, Булат Окуджава... А сейчас на съемках предоставляют фешенебельные гостиницы, номера «люкс». На съемочной площадке у звезд — отдельный вагончик с душем и туалетом. И гонорары у артистов выросли. Ну, тут понятно: чем больше востребован артист, тем выше у него ставка...
Изменилось само кино. В советское время оно было режиссерским, а в роли продюсера, финансирующего съемки, выступало государство, киностудия. Тогда на площадке главным был режиссер, который за все отвечал. А сейчас кино продюсерское. Концептуальные и идеологические вопросы решают продюсеры, а остальные члены съемочной группы являются скорее инструментами в их руках. Тут важно, как договорятся режиссер с продюсером, какую степень творческой свободы даст первому второй. Но с артистами в любом случае работают именно режиссеры.
— Сейчас существует некая ностальгия по советскому кино, когда создавались настоящие шедевры....
— Думаю, тут имеется в виду не только высокое качество советского кино, но и темы, которые оно исследовало. Все-таки советские фильмы прежде всего отличаются гуманным началом, когда в финале всегда есть надежда на лучшее, есть утешение. Тогда кинокартины показывали или лучшую жизнь, или ту, к которой нужно стремиться. Главными героями были хорошие люди, человек труда. Возьмите ранние фильмы того же Хуциева — «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Мне двадцать лет». Там именно такие герои.