Юрий Веденеев. Баловень судьбы

Случай редкостный, если не уникальный: артист оперетты четверть века совмещает «легкий жанр» со...
Ирина Майорова
|
03 Сентября 2021
Татьяна Шмыга
Будто слышу голос Татьяны Шмыги: «Юрка, я задыхаюсь рядом с тобой! У тебя по две фразы на одном дыхании». Отвечал, смеясь: «Спорт, сударыня, великая вещь!»
Фото: Наталья Логинова/7 Дней

— Познакомились и подружились с Образцовой на съемках «Веселой вдовы»? Какой она осталась в вашей памяти?

— Елена Васильевна сыграла в моей жизни огромную роль. О существовании друг друга мы, безусловно, знали, но лично познакомились, когда я пришел пробоваться на графа Данило в фильм-оперетту «Веселая вдова». Прослушивание проходило в дирижерской комнате Большого театра, присутствовали Георгий Павлович, Елена Васильевна и ее муж — дирижер Альгис Жюрайтис. Первой высказалась Образцова, под которую в роли Ганны Главари, собственно, и делался фильм: «Слушайте, мне понравилось, шикарно звучит». Мужчины закивали: дескать, согласны, берем!

К тому моменту Света уже была утверждена на роль Валентины, Володя Богачев — Камила, собрана компания замечательных драматических актеров: Борис Иванов, Юрий Катин-Ярцев, Нелли Пшенная, Александр Леньков. Елена Васильевна мгновенно расположила к себе всех. От нее исходила сумасшедшая энергетика, иногда казалось, неземная — недаром Роман Виктюк говорил о ней: «Это космос!» Уникальная работоспособность, преданность музыке, высочайший профессионализм. Девять-десять часов в день (утром — на репетиции, в обед — на записи грампластинки, вечером — на спектакле или концерте) петь в полный голос! Я таких примеров больше не припомню.

Елена Васильевна знала себе цену. Одна ее фраза «Я в Италию учиться не поеду — я поеду туда петь!», сказанная еще в начале вокальной карьеры, чего стоит. Коллеги рвались на стажировку в Ла Скала, а она от именного приглашения отказалась. Дирижер Караян называл Образцову «великой русской тигрицей», точно охарактеризовав ее как личность, полную достоинства и достоинств.

Чем бы ни занималась, Елена Васильевна ставила себе самую высокую планку. Снимали финал «Веселой вдовы», где дамы-аристократки преподносят сюрприз мужьям и кавалерам: на сцене ресторана-варьете, обустроенного по образцу знаменитого Maxim’s, танцуют канкан. Увидев, что партнерши делают шпагат, Образцова заявила: «Я тоже так буду!» Уговаривали всей киногруппой: «Елена Васильевна, не надо! Вполне достаточно полушпагата!» Ну да, как же... Выкинув высоко ногу, она так сильно потянула внутреннюю часть бедра, что едва не потеряла сознание. Все бросились к ней, но услышали: «Ничего страшного. Никаких проблем». Однако Ансимов объявил перерыв — в гримерку Елена Васильевна удалилась легкой походкой и только там, закрыв за собой дверь, разрыдалась от боли. Никто не решался войти, предложить помощь — ведь Образцова ясно дала понять, что не хочет показывать другим свою слабость. Когда спустя полчаса в дверь робко постучалась ассистент режиссера, Образцова бодрым голосом ответила: «Да-да, минуточку! Уже иду». Вскоре появилась на площадке и отработала, не позволив гримасе боли отразиться на лице, даже когда объектив камеры был направлен на кого-то из партнеров.

Как-то она возвращается на съемки после двухдневных гастролей в Болгарии, и мы разом в ужасе ахаем: одна сторона лица распухла и по цвету напоминает спелый баклажан. Оказалось, по прилете в Софию у Елены Васильевны нестерпимо разболелась челюсть. Организаторы уговорили показаться врачам, те настояли на срочной операции, после чего расплывшийся на половину лица синий флюс стал неизбежен. А вечером — концерт. Ведущий выходит на сцену, вкратце рассказывает об испытаниях, которые выпали на долю певицы, и обращается к публике от ее имени:

Елена Образцова просит прощения за свою наружность и спрашивает, готовы ли вы ее слушать в таком виде?

Зал взревел:

— Готовы! — и устроил сумасшедшую овацию.

«Ко второму концерту заплывший глаз уже немного открылся, но все равно — морда была еще та! — рассказывала Образцова. — Сейчас я уже почти красавица, но, — продолжила, обращаясь к оператору: — Ты меня только с той, здоровой стороны снимай».

Во время гастролей в Нью-Йорке, где на сцене Метрополитен-оперы двадцать один раз (небывалый случай!) при полных аншлагах давали «Аиду», на одной из репетиций Образцова упала в открытый люк, сломав ногу и руку. «Стали думать, что делать, — вспоминала Елена Васильевна. — Отменять спектакли нельзя — все билеты проданы. Костюмеры сшили широкий хитон, под который пристраивали костыли. Так я, стоя на них, и пела».

А какой драматический талант был в ней заложен! Мы много раз выходили вместе в «Пиковой даме»: я пел в этой опере и Томского, и Елецкого, и каждый раз как завороженный смотрел на Образцову в сцене смерти старой графини — ее изящные кисти становились похожи на паучьи лапы. Она роняла руку с клюкой, дрожащие скрюченные пальцы разжимались — палка со стуком падала на сцену. Актерски это было сделано потрясающе!

«Пиковую даму» Елена Васильевна спела более тысячи раз, но перед каждым спектаклем переживала ужасно. Я выходил ее встречать, брал за руки, а они даже в летнюю жару от волнения были ледяными. Провожал до гримерки, надевал туфельки на ее изящные ножки...

Мы много вместе гастролировали, но одна поездка запомнилась особенно. В самом конце восьмидесятых в рамках проекта «Звезды балета и оперы Большого» нас пригласили в Сургут. Из вокалистов были Образцова, Маквала Касрашвили, Зураб Соткилава и я. На дальний перелет согласились, потому что сургутчане заплатили ну очень хорошие гонорары.

Из аэропорта нас доставили на окраину города и высадили возле четырехэтажного кирпичного здания, похожего на огромный сарай. Переглянулись: «И здесь нам предстоит поселиться? Черт-те что!» Входим и понимаем, что семизвездный отель отдыхает: посередине рецепции — фонтан из мрамора, по стенам — чучела редких зверей, наверх к номерам ведет широкая сверкающая позолотой лестница. Ну хоть фильмы про арабских шейхов снимай! Всем выделили по огромному люксу. Ходим с открытыми ртами, хотя каждый до этого пожил в лучших европейских и заокеанских отелях.

Вдруг прибегает Образцова, стучит во все двери: «Ребята, пойдемте ко мне в номер — посмотрите!» Думаем про себя: «Она-то чего удивляется, если на зарубежных гастролях останавливалась в покоях из разряда президентских и королевских?» Входим. Пять комнат в стиле Людовика, кругом — мрамор и золото, в коврах нога утопает чуть ли не по колено. Да, наши люксы на этом фоне смотрятся бедненько. «Это все г... — машет рукой Образцова, — вы вот сюда посмотрите!»

Открывает небольшую дверь в стене, за которой вниз идет лестница. Спускаемся вслед за хозяйкой, а там бассейн метров пятнадцать длиной, фитнес-зал, хаммам, финская и русская бани. И полный всяких яств и вин стол. Не успели вдоволь повосторгаться невиданной роскошью, зовут завтракать. Расселись, официантка спрашивает:

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram
Конец ретроградного Меркурия: знаки зодиака, которые окажутся неуязвимыми перед проблемами с 25 апреля
Ретроградный Меркурий заметно подпортил жизнь некоторым представителям гороскопа. Люди испытывали сложности в общении с коллегами и боссом, личные отношения тоже оставляли желать лучшего. 

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог