Николай Стоцкий: «Серега был и остается космосом...»

Актер Николай Стоцкий прожил бок о бок с Сергеем Колтаковым больше тридцати пяти лет, был первым...
Ирина Майорова
|
03 Ноября 2021
Николай Стоцкий
Другого раза, когда захотел бы пойти с избранницей в ЗАГС, у меня не случилось. Хотя многочисленные романы — да, были
Фото: из архива Н. Стоцкого

— Сереженька! Мой дорогой!

Обнял, расцеловал и долго не отпускал, расспрашивая о здоровье, хвалил за роли в кино и сериалах.

Колтаков ценил партнеров, которые ответственно относятся к работе, приходят на площадку абсолютно подготовленными и готовыми с ходу войти в кадр. Потому что сам был таким и терпеть не мог тех, кто выбирался из машины с листочками в руках, на ходу повторяя реплики, тех, кто являлся, чтобы не напрягаясь и не выкладываясь пересказать текст, и тут же мчался на другую площадку — в очередной раз схалтурить и получить за это деньги.

После окончания ГИТИСа Сергей сезон служил в Маяковке и потом долгие годы считал учителями блиставших в театре в ту пору актеров: Владимира Самойлова, Джигарханяна, Лазарева, Мизери, Гундареву.

В 2000 году Колтаков написал замечательную пьесу для антрепризы и хотел показать ее Наталье Георгиевне Гундаревой. Мечтал, чтобы она там сыграла. Договорился о встрече после спектакля — это была «Жертва века» по Островскому. Едва отсидев первый акт, мы даже не пошли за кулисы. Михалыч выглядел очень расстроенным: «Замечательная, великая была актриса, сейчас же играет, а в глазах — доллары. Потому что нужно быстренько управиться здесь и бегом — на «Красную стрелу», сняться в Питере, потом обратно, чтобы через день снова выйти на сцену и отработать без отдачи». К сожалению, не единственный случай, когда талант сгубила чрезмерная занятость, стремление ничего не пропустить и не упустить.

Что касается Колтакова — он был очень разборчив. Когда я еще работал в Театре Станиславского, на служебном входе и на мое, и на его имя постоянно лежали стопки киносценариев. Приносил их домой и слышал: «Коляныч, ты мои тоже почитай — вдруг найдется что-то интересное?» Моей оценке он доверял беспрекословно. Если слышал: «Это полное дерьмо!» — тут же отправлял на растопку, а после слов «Вот тут что-то есть» брал сценарий, внимательно читал и приняв решение сниматься, все реплики и монологи своего героя переписывал от руки. Видимо, это помогало ему войти, «вписаться» в образ.

Знаю, откуда пошли слухи о тяжелом характере Колтакова. Он действительно мог, услышав в телефонной трубке:

— Здравствуйте, я режиссер такой-то... — ответить:

— Нет такого режиссера! — и дать отбой.

И заметьте, ни разу не ошибся — никто из отвергнутых ничем достойным так не выстрелил.

Единственное, о чем Серега жалел, так это о том, что не сыграл Пушкина у Марлена Хуциева. Они три года готовились к съемкам, репетировали, однако все уперлось в финансы. Я нашел фотопробы Сергея — при минимуме грима он был удивительно похож. Уверен, лучше него Александра Сергеевича не сыграл бы никто.

Полное внутреннее перевоплощение — редчайший дар. Вспомните картины, где Колтаков играет исторических персонажей: Сталина, Жданова, Ельцина. Гримерам практически ничего не приходилось делать: разве что причесать по-другому, добавить седину. Сергей выходил на камеру со знаменитым сталинским прищуром — и все, никто уже не сомневался, что именно таким и был «вождь народов».

Приступая к работе над каждым образом, тем более историческим, он перелопачивал горы литературы и приходил на площадку со словами «Все, я готов, давайте снимать!»

Повторюсь: не переносил тех, кто работал спустя рукава, но благосклонно, можно сказать, по-отечески относился к молодым актерам, которые в его присутствии зажимались. Просил режиссера: «Давайте сделаем перерыв на полчасика», — уводил партнера в сторонку и благожелательно что-то объяснял. После беседы эпизод снимали с первого дубля, а актеры смотрели на мастера с бесконечным обожанием и благодарностью.

— Как Сергей Михайлович попал к Ефремову во МХАТ? И почему, будучи ведущим актером легендарного театра, ушел?

— Что значит «попал»? Его пригласил Ефремов, сразу с прицелом на главные роли. А Колтаков еще сомневался: идти или не идти.

Накануне встречи с худруком он возвращался со съемок в одном вагоне с Олегом Борисовым, который незадолго до этого уволился из МХАТа. Сосед принялся отговаривать Михалыча от «опрометчивого шага»: «Поверь, не надо тебе туда. Все от него уходят — я вот ушел, Настя Вертинская...»

Колтаков все же встретился с Ефремовым, перепутал отчество, назвав Олегом Ивановичем, и без обиняков заявил: «Вот вы меня зовете, а от вас ведь все уходят». Ефремову удалось убедить его написать заявление о приеме в труппу.

Через год, когда Колтаков уже играл на сцене МХАТа Треплева в «Чайке», Чацкого в «Горе от ума», Львова в «Иванове», Ефремов сказал:

— Сергей, подаю тебя на звание заслуженного. Играешь главные роли, а до сих пор нетитулованный — непорядок.

На что получил ответ:

— Олег Николаевич, если сделаешь это, я сразу уйду из театра.

1 2 3 4 5 6 7 8
Подпишись на наш канал в Telegram
Кульбит Плутона: знаки зодиака, которых ждет переломный период с 5 мая
В этот период Плутон окончательно обоснуется в ретроградности и начнет менять судьбы людей. Его неправильное движение продолжится до 12 октября, но до начала сентября «карлик» будет особенно суров, поскольку находится в мятежном созвездии Водолея. Только после 3 сентября он перейдет в Козерога, а значит, представители гороскопа смогут выдохнуть и больше не ждать подвоха от судьбы.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог