Дама с камелиями

Сестры покинули дворец на Гагаринской, намереваясь обратиться к государю. Разве решение брата не означает, что он не отдает отчета своим поступкам?
Наталия Клевалина
|
01 октября 2017
Особняк Кушелева-Безбородко
Особняк Кушелева-Безбородко
Фото: предоставлено брокером и консультантом проекта Engel & Volkers

Сестры покинули дворец на Гагаринской, намереваясь обратиться к государю. Разве решение брата не означает, что он не отдает отчета своим поступкам? А если так, можно ли жениться больному? Скоро их известили о дне высочайшей аудиенции.

Лето 1871 года чета Достоевских проводила в любимом Дрездене. Выдалось оно на редкость тревожным. Только что завершилась франко-прусская война, на карте появилась Германская империя, и в стране царил патриотический подъем. Газеты писали о беспорядках, чинимых националистами. Большой русской общине Дрездена жилось неуютно — то и дело слышалось: «Покончили с французами, теперь примемся и за вас». «Русские дрезденцы», как и их путешествующие соотечественники, старались вести себя осмотрительно, не ввязываться в перепалку и не обострять обстановку.

Когда в Дрезден торжественным маршем вернулись немецкие войска, им устроили пышную встречу. На местах для состоятельной публики в числе прочих сидела богато одетая дама средних лет, наблюдавшая за парадом. Услышав, как за ее спиной разгоряченные бюргеры принялись выкрикивать оскорбления в адрес России, она резко обернулась, медленно подняла вуаль и вдруг выругалась крепко, по-простонародному. Затем опустила вуаль и неспешно направилась к выходу мимо ошалевших немцев.

Достоевский с женой, сиди они на трибуне, конечно сразу бы узнали даму. Это о ней записала Анна Григорьевна в своем дневнике: «Графиня Кушелева-Безбородко, сама явившаяся знакомиться с Федором Михайловичем в 1870 году, когда мы жили в Дрездене».

О чем они тогда говорили — неизвестно. Но Анне Григорьевне не нужно было ничего объяснять. Укладывая спать трехлетнюю дочь Любочку, она все думала о том, что должен чувствовать писатель, встретивший во плоти героиню своего романа? Что остается от истории после того как она рассказана и куда уходят персонажи уже написанных книг? Наверное туда же, куда давешние сны и несбывшиеся надежды — в какую-то другую реальность.

И вот героиня здесь, вполне себе настоящая. Его Настасья Филипповна — Любовь Ивановна Кушелева-Безбородко, своими руками загубила собственную жизнь. Когда муж только начал делать наброски, Анна Григорьевна спросила, о чем будет новая книга. Он ответил, что о борьбе любви с ненавистью. Да, чего-чего, а этого в жизни графини было предостаточно...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1,5 млн на салаты и экотропу: как ярославская школа №68 научила учеников читать этикетки и полюбить тимьян
В ярославской школе №68 теперь пахнет не только мелом и школьной столовой, но и мятой, тимьяном и базиликом. Ученики на переменах спешат не в буфет за слойкой, а на собственную экотропу «Здоровое дыхание», чтобы проверить, как подрастает их «чайный» цветник. Этот необычный для обычной школы ландшафтный проект стал возможен после грандиозной победы во всероссийской «Здоровой олимпиаде» и получения гранта в 1,5 миллиона рублей. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая