Последний роман королевы иронического детектива Иоанны Хмелевской

Ранним утром 1995 года, когда в Варшаве еще толком не рассвело и за окном серело нечто унылое и влажное, за пани Хмелевской приехало такси.
Пэгги Лу
|
03 Июля 2014
В семье Иоанны, когда отец стал директором банка, денег хватало. У нее в детстве даже была собственная лошадь
В семье Иоанны, когда отец стал директором банка, денег хватало. У нее в детстве даже была собственная лошадь
Фото: EastNews.ru

После войны семья переехала в Варшаву, богатая благоустроенная жизнь канула в Лету, да и общественный строй поменялся и теперь назывался какой-то непонятной «народной демократией». Бабушка, высокомерно подняв брови, называла этот порядок «охлократией», на что дед разводил руками и прикладывал палец к губам. Как бы там этот строй ни назывался, но семье Иоанны пришлось весьма остро почувствовать перемену: после просторного дома в Груеце они переехали в Варшаву и поселились в бывшей больнице, в так называемой сепаратке. Это были выдающиеся апартаменты: семиметровая палата, рассчитанная на одного человека, в которую входили из длинного коридора. Прямо в комнате находились кран с раковиной, а также стояла широкая кровать с тумбочкой, крошечный столик и стул; отец на ночь ставил раскладушку впритык к двери. И вот однажды в эти «роскошные апартаменты» к матери Иоанны явилась разгневанная возмутительным сочинением Иоанны учительница французского.

Девчонка написала в школьной работе «Мой день», что ей подают завтрак прямо в постель! И это в тяжелейшие послевоенные годы, когда другие дети после школы работают, чтобы помочь родителям! Вошла, да так и застыла с в дверях.

— Но ведь я написала правду, пани Ирэна, — оправдывалась девочка. — Тут можно подать завтрак только в постель!

Наверное, Иоанна пошла в какую-то неизвестную трудовую ветвь своей многочисленной родни, в которой перемешались польские, украинские и немецкие корни, потому что в отличие от матери ей всегда жутко хотелось работать.

Ну да, Марек всегда возмущался тем, что она не женщина, а трудоголик! И всегда подпевал ее матери, полагавшей, что желание женщины работать совершенно патологично, возможно, с этим стоило бы даже обратиться к врачу. Сама пани Беккер попыталась было устроиться в Варшаве секретаршей, но через три месяца заявила, что не позволит никому собой командовать и распоряжаться своим временем. В принципе мать была согласна на то, чтобы после школы Иоанну удачно сбыть замуж — и дело с концом, но в социалистической Польше прижилась эмансипация, стало модно девицам поступать в институты ради неведомо зачем понадобившегося высшего образования. И Иоанна поступила в Архитектурную академию. Впрочем, лето после окончания школы ознаменовалось не только сплошными экзаменами, но и тем, что 18-летняя Иоанна забеременела от брата своей подруги — Станислава Кюна и тогда же, в июле 1950 года, вышла за него замуж.

Станислав был чистеньким 21-летним мальчиком, аккуратистом и педантом — словом, полной ей противоположностью. Его отец — проректор Варшавского политехнического института, на дух не выносил шумную неряху Иоанну. Молитвы перед едой она не признавала, тарелку за собой, как принято в их семье, не мыла. Свекор с издевкой называл невестку «королевой». Ничего, время ему отомстило: теперь Иоанну именовали «королевой детектива» совершенно официально, а что касается мужа Станислава, то тот так и похоронил свои дарования на каком-то чахлом польском радио, хотя знал языки, был суперобразованным и небездарным.

…— Пани Хмелевская? — неожиданно раздался изумленный голос у Иоанны над ухом.

Она подняла голову.

Господи, да она замечталась в аэропорту, у нее же вот-вот самолет! Вечно она витает в облаках! Над писательницей стояла полная крашеная блондинка с дорожной сумкой, в спортивных брюках и всматривалась в Иоанну с таким восторгом, словно ожила статуя Богородицы.

— Матка Боска! Нет, я просто не верю своим глазам! Это в самом деле вы?

Пани Иоанна заставила себя улыбнуться своей фирменной заговорщицкой улыбкой, какой всегда оборонялась от поклонников. Сейчас, допустим, ей было не до улыбок, но почитательница не должна этого заметить, ведь Хмелевская — это психотерапия для всей страны! Иоанну обожают психиатры, ее не раз приглашали читать лекции в неврологические и психиатрические отделения больниц, в одной из них даже вручили шутливый диплом почетного доктора, потому что ее книги не просто приключенческие, они еще и смешные.

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог