Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...»

«Быть артистом — это абсолютно его предназначение. Сцена у него затмевала все».
Наталья Николайчик
|
01 Августа 2024
Андрей Миронов. Фото
Андрей Миронов
Фото: Валерий Плотников

«Быть артистом — это абсолютно его предназначение. Сцена у него затмевала все. И каждый раз перед выходом к публике он страшно волновался. Не так, как многие: ах, у меня что-то не получится. У Андрюши было другое волнение: скорее бы выйти, скорее! Он туда стремился», — рассказывает Лариса Голубкина.

— Лариса Ивановна, мы много раз делали с вами интервью на самые разные темы, но всегда, о чем бы ни говорили, обязательно вспоминали Андрея Миронова. Правда, мы никогда не посвящали статью только ему. Мне кажется, пришло время это сделать: август — месяц памяти, 37 лет, как его не стало.

Знаете, у меня такое ощущение, если бы Миронов сегодня вдруг оказался в центре Москвы, выглядел бы органично и к нему бросились бы поклонники с просьбой сделать селфи или дать автограф.

— Очень может быть. Его любят даже те, кто родился после его смерти. Кто-то даже решил стать артистом из-за него... Андрюшу часто вспоминают. Это меня радует. Но в то же время не нравится, когда люди придумывают то, чего не было.

— Многие думают, что Андрей Миронов — сплошной восторг и брызги шампанского 24 часа в сутки.

— И порхание мотыльком... Андрюша — фигура сложная, в чем-то трагическая. Он долго и тяжело болел. Был трудоголиком, фанатичным в профессии, и при этом оставался человеком светлым, легким, никому зла не делал, не завидовал. В нем была только актерская зависть.

— Как это возможно, ведь, по сути, он был номером один среди артистов?

Андрей Миронов с одноклассниками
Андрей Миронов с одноклассниками, 50-е годы
Фото: из архива музея-квартиры Андрея Миронова

— Это момент спорта. Ему не с кем было соревноваться, но если в его присутствии говорили, что кто-то неплохо что-то сыграл, он мог немножко задуматься и даже пересмотреть это для своего собственного самоощущения. И его мать Мария Владимировна была такой же.

— Я слушала радиоинтервью, которое записали с Мироновым в 1986 году. Он сокрушался, что у него неравномерные пропорции комедийного и драматического материала и это плохо, так как человек многообразен и объемен. Грустил, что многие воспринимают его так: «Миронов, отчебучь что-нибудь! Спляши чего-нибудь!»

— Да, но он знал эту профессию досконально и никаких иллюзий не питал. Родители были артистами, и Андрей все понимал. Осознавал, что выбор невелик: ты или являешься рабом профессии, или не занимаешься ей вообще.

И конечно, быть артистом — это абсолютно его предназначение. Сцена у него затмевала все. И каждый раз перед выходом к публике он страшно волновался. Не так, как многие: ах, у меня что-то не получится. У Андрюши было другое волнение: скорее бы выйти, скорее! Он туда стремился. И недаром. Из театральных актеров совсем немного таких, которые действительно серьезно воздействуют на зал, заставляют зрителей задуматься, пережить серьезные эмоции. У Андрея это было.

Марк Захаров говорил про Миронова, что тот обладает гипнотическим даром. Он крайне редко давал кому-то такую оценку.

— Да, именно. Артист со своей энергетикой становится проводником слов Чехова, Островского, Толстого. Андрюша был таким уникальным проводником, а не просто хорошим исполнителем, который умеет как бонус петь и танцевать. Про свое пение он, кстати, говорил с юмором: «Этот стон у нас песней зовется». И с движением у него изначально не все было идеально. Он балетную школу не оканчивал, как говорится, но в момент своего «проводничества» сам заводился, обретал какое-то новое качество и иногда даже сам себе удивлялся, что у него так получается.

— Как в семье уживались две звезды?

Андрей Миронов и Лариса Голубкина
«Андрюше нравилось приходить в дом, где красиво, тепло, чисто, вкусно, где ждут его и его друзей. Это же прекрасно, когда радуют одни и те же вещи и нет противоречий». Андрей Миронов и Лариса Голубкина,70-е годы
Фото: из архива музея-квартиры Андрея Миронова

— Почему же две? Звездой был он. Я подвинулась. Не встречала никогда, чтобы мужчина был готов, чтоб жена и дома оставалась артисткой с перьями из одного места. Если бы дома репетировала и пела, а не готовила и подавала, никакой семьи не получилось бы. Поэтому я Андрюше не напоминала никогда, что тоже артистка. Он не брал это в расчет.

И это же счастье, что Миронов мне попался. А на его месте какой-нибудь средненький артист — можете себе представить? Или вообще не артист — меня знают, а его нет. Был бы пожизненно в статусе «мужа Голубкиной». Я знаю только одно удачное исключение из правил, где это не било по самолюбию мужчины: Александров и Орлова. Ему нравилось, приходя куда-нибудь, представляться: «Здравствуйте, я муж Орловой». Это была игра в поддавки, которая их обоих устраивала. Он был режиссером, который Орлову создал.

Андрюша — нормальный мужчина, ему не был важен мой голос в три октавы.

— А что было важно?

— Что дома хорошо ему и нашим друзьям. Он говорил: «Поехали зарабатывать деньги. Гостей много, надо кормить».

Часто мы мотались по три дня по разным городам. Уезжали на пятницу, субботу, воскресенье. Работали разные отделения. И я рада, что ему за меня не было стыдно. А то говорили бы: вот, жену таскает, а она еле рот раскрывает. Мы любили эти короткие отъезды. Тогда были ближе всего друг к другу. Никто нам не мешал. Андрюше это нравилось.

— Как строились обычные дни, когда вы были в Москве и никуда не ехали?

Лариса Голубкина
Лариса Голубкина в фильме «День счастья», 1964 год
Фото: «Советский экран»/FOTODOM

— Андрюша вставал в 7.30, перешагивал через меня, комментируя со смехом: «Опять зарядку делает». Потому что с семи утра у меня уже шел 40-минутный воркаут с Джейн Фондой. Это мне давало силы на весь день. Потом он завтракал, уходил на репетицию, днем иногда приходил на обед, потом снова в театр, а вечером играл спектакль. Вернувшись домой, садился в гостиной в кресло и звонил Грише Горину. Разговаривал с ним час, а то и два. Это было его любимое время. И эти долгие разговоры про какие-то свои дела мне очень нравились. Гриша его обожал, и он обожал Гришу. Они слышали и понимали друг друга. Гриша его всегда поддерживал. Помню, когда Андрей гениально сыграл Чацкого, все пришли в гости, но про спектакль не говорили, а он жаждал детального разговора, реакции. И только Гриша сказал: «Андрюшка, такое впечатление, что вот такой хороший приехал артист в провинциальный театр и сыграл «Горе от ума».

— Лариса Ивановна, а как Миронов оценивал вашу артистическую карьеру?

— Не комментировал. Я ни разу, никогда не подчеркнула Андрюше, что тоже артистка. Он это знал, зачем повторять? Было очень удобно устроено: ты в этом театре, я в другом, ты работаешь, я работаю, все прекрасно, у нас замечательная семья, хороший дом. Когда меня звали в Театр сатиры на роль Сюзанны в «Женитьбу Фигаро», я отказалась, и правильно сделала. Это бы нам мешало.

Но если бы вдруг сказала, допустим: «Андрюша, а у меня ведь больше диапазон, чем у тебя, я пою в целых три октавы», — это была бы глупость несусветная. И это счастье, что он брал меня выступать в свои концерты. А так могли бы кататься по отдельности, и он был брал с собой какую-то другую поющую актрису. Когда он был на сцене, все были его. Андрей имел магическое воздействие на зал. Люди его обожали.

— Как вы думаете, почему он вызывал какой-то безумный ажиотаж у зрителей, особенно у женщин? Что в нем было такого?

— Он был очень обаятельным, очень хорошо пел, заигрывал с людьми. Он нравился, он влюблял в себя. В нем была эта редкая энергия, которая забирает целиком, и уже никто другой не интересен. Не люблю это слово — «магия», но в нем она была.

— Он ведь мог реализоваться не только на сцене, в советском кино Миронов был очень востребованным...

Татьяна Гаврилова, Анатолий Папанов и Андрей Миронов
Татьяна Гаврилова, Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме «Берегись автомобиля», 1966 год
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Он был востребованным, но не могу сказать, что Андрюшу заваливали сценариями. И даже когда приглашали на пробы, не всегда он получал роль. Мы вместе пробовались с ним в «Кавказскую пленницу», но режиссер выбрал Демьяненко и Варлей. Дважды в свои картины Миронова не утверждал Эльдар Рязанов... Андрюша очень хотел сыграть Сирано де Бержерака — тоже не получилось.

Ему важно было вырваться из своего амплуа. Были порывы, часто неудачные, но иногда получалось. Мне очень нравится его работа в фильме «Мой друг Иван Лапшин». А сам он обожал и ценил «Фантазии Фарятьева». Снимал этот фильм Илья Авербах, а он ведь из «первых» режиссеров. В СССР четко был очерчен этот круг: первые, вторые, третьи. И если ты снимаешься у Кончаловского, Рязанова или Авербаха, — и престижно, и Андрюше это было важно.

— Миронов говорил, что ему горько смириться с тем, что высшим его достижением в кино считается «Бриллиантовая рука».

— Андрюша вообще считал, что в кино он крайне однообразен. В театре — совсем другое дело... Но ему тоже было непросто. Попытаюсь объяснить. Театр — это такой коллектив... Если можно уколоть, оттоптаться на самолюбии, это обязательно сделают. Террариум единомышленников — это реальность, а не какие-то сказки. Вот пример: как-то Андрей пришел домой очень грустный. Я спросила, что с ним. «Представляешь, сегодня 25 лет, как я служу в театре, а про это никто не вспомнил!» Для него это был тяжелейший удар.

— Какие отношения были у него с худруком театра Валентином Плучеком?

— Валентину Николаевичу не все в Андрее нравилось. В первую очередь то, что в нем ярко и настойчиво проявились режиссерские амбиции. Он поставил пять спектаклей, среди них особенно удачными были «Бешеные деньги» Островского, «Прощай, конферансье!» Горина, «Тени» Салтыкова-Щедрина. «Тени», последняя Андрюшина постановка, была гораздо сильнее, чем многие постановки Театра сатиры тогда.

— Я читала, что это оценивали даже как заявку на возможность стать худруком, ведь Плучек сдавал позиции...

Лариса Голубкина
Лариса Голубкина в фильме «Дайте жалобную книгу», 1965 год
Фото: «Советский экран»/FOTODOM

— Послушайте, есть фантазии, а есть факты. Первый — критики не очень замечали и не очень жаловали Андрея, даже не представляю, кто такое мог выдать при его жизни. Второй и решающий, все перечеркивающий факт — это противоречило реальности, а она более чем жестокая: в декорациях «Теней» на сцене стоял гроб с телом Андрея. Какой новый худрук, что вы говорите? Кстати, почти сразу после смерти Андрея «Тени» закрыли. Миронова любили только зрители...

— Слышала, что даже если его хвалили или спектакли были удачными, он мог сказать: «Меня снимут!» И вообще занимался самокопанием, искал что-то, что нужно исправить, и нередко был недоволен игрой...

— Ему хотелось быть лучше, лучше и лучше. Все должно быть перфектным, и он работал над собой постоянно. Многое в себе преодолевал.

— Что, например?

— У него не было в юности особенного музыкального слуха и голоса. Даже близкие не думали, что может петь, но Андрей научился. Он от природы не был пластичным, но работал над собой буквально адски. И стал универсальным артистом, ему были подвластны комедия, драма. Если нужно петь, танцевать, бить чечетку — это все он мог. Заставил служить неприспособленное тело как балетный аппарат. Работал в разы больше других, но этой пахоты не было заметно, зрители видели легкость. Выкладывался на сто процентов, даже если выступал в каком-то ДК. Он пахал. Помню, на какой-то спектакль пришла его мама и, стоя за кулисами, говорила: «Он нереально выкладывается, так нельзя... Нельзя... — а потом добавила: — Но и по-другому нельзя».

А Андрюша всегда говорил: «Наша профессия — это пот».

— И кровь... Я видела отрывок интервью с одним из его коллег, он рассказывал, что Миронов менял по несколько рубашек за выступление и они были в крови.

Юрий Яковлев и Лариса Голубкина
«За границу я стала ездить со своими фильмами: «Гусарской балладой», «Сказкой о царе Салтане» и «Освобождением». Юрий Яковлев и Лариса Голубкина в фильме «Гусарская баллада», 1962 год
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Андрюша тяжело болел много лет. У него был фурункулез, требовались перевязки. И его фирменный стиль — водолазки с пиджаками — был вынужденным, они закрывали шрамы на шее. Никто ничего не замечал, внешне он всегда выглядел идеально. Заражал жизнью. Рядом с ним как будто бы все становились молодыми и прекрасными. У него часто очень сильно болела голова, но об этом и всяких других недомоганиях никто не догадывался. Только я знала.

— Это правда, что в Риге в 1987 году был не первый инсульт?

— Да, второй. Первый, но, к счастью, не такой сильный, был в Ташкенте, за девять лет до этого. Мы снимались в прекрасном фильме «Трое в лодке, не считая собаки». Компания отличная — Андрюшины «сатирические» друзья Ширвиндт и Державин. Снимали на границе с Литвой, в городке Советске. Лето стояло сырое, холодное, но провели мы его счастливо. Даже катались на лодках ночами. У нас с Андрюшей тогда был прекрасный любовный период, сентиментально-лирические отношения. Буквально в последний день съемок компания из Сатиры полетела в Узбекистан на гастроли. У Андрея уже в самолете сильно разболелась голова. Когда прилетел, я позвонила, а он говорит: «Не могу с тобой разговаривать», — и повесил трубку. Я даже обозлилась. Потом снова позвонила, он снова говорит: «У меня очень болит голова, меня кладут в больницу».

Я срочно вылетела в Ташкент, Машу оставила с нянькой. И месяц провела с ним, потому что он сильно заболел: тогда, в 1978 году, у него было первое кровоизлияние. Правда, сначала поставили неправильный диагноз — менингит. Никто долго не мог ничего толкового сказать, в Ташкенте даже пункцию нормально не получилось сделать, пришлось мне связываться с нейрохирургом из Москвы, и он уже оттуда по телефону координировал лечение.

— Скажите, а почему Миронов так и не решился на операцию?

— А ему разве предлагали? Нет. Аневризму головного мозга еще не оперировали. А сейчас бы его спасли, уровень медицины совсем другой. Но это не наша жизнь, это другая история, фантастическая, в которой Миронов до сих пор жив. Глупо рассуждать.

— Лариса Ивановна, вы трижды отказывались выйти за Миронова замуж, и это не фантастика, хотя верится с трудом. Объясните, пожалуйста, почему?

Андрей Миронов и Роман Ткачук
Андрей Миронов и Роман Ткачук в спектакле «Прощай, конферансье!», Театр сатиры, 80-е годы
Фото: пресс-служба Театра Сатиры

— У меня было, видимо, что-то психологическое — не хотелось замужества ни с Мироновым, ни с кем-то еще. И очень долго. Я ощущала внутреннюю окрыленность и не собиралась ее терять. Была свободна и счастлива. Но даже не это главное.

— А что же?

— Я не влюбилась в него с первого взгляда. Когда мы познакомились, нам было по 22 года. Я была девочкой, Андрюша — милым мальчиком. Мы встретились на дне рождения у подруги. Андрей за ней ухаживал, но так как там все затухало, резво переключился на меня. Помню, как мы шли по улице, и он двигался не просто так, а в танце. Танцевал мазурку. Мне с ним было очень весело. Андрюша был симпатичным юношей из хорошей семьи. Ничего еще в профессии не сделал, летал по жизни. Вот зачем мне было за него выходить? Какие аргументы? Потому что он сын Мироновой и Менакера? Бред! Или выгоду искать, потому что у него своя квартира в Москве? Так и у меня была своя квартира! Я ему отказала, он это легко принял. Потом делал еще несколько подходов. А затем я согласилась. Но значительно позже — нам уже было за тридцать, каждый многое хлебнул и пережил. Андрюша очень серьезно сказал: «Семью надо строить», — с ударением на «е». Это была здравая мысль. Он понимал, о чем говорит, знал, что ему надо.

— Есть какой-то секрет счастливого и гармоничного брака?

— Все очень просто: кто-то кому-то должен уступить, и будет семья.

— В чем вы уступали?

— Во всем. Мужчина может уступить чисто физически — пропустить тебя вперед, придержать дверь и надеть пальто, но ни в чем другом. И надо это закладывать с детства женщинам. Если ты хочешь быть женой, у тебя должно быть забито гвоздями правило: муж — всегда номер один. Андрей был номером один.

Александр Ширвиндт и Андрей Миронов
Александр Ширвиндт и Андрей Миронов в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Театр сатиры, 60-е годы
Фото: пресс-служба Театра Сатиры

— Когда говорят о Миронове, сразу возникает в голове образ поезда, где он паровоз, а женщины — вагончики, и их прямо много...

— По рассказам некоторых героинь, нет ни одной женщины, которая бы просто на Андрюшу посмотрела и чтобы он с ней не переспал. «Доброжелатели» с ног сбивались, чтобы сообщить мне подробности. При этом полный бред. Допустим, мы весь август провели в Голландии вдвоем, но меня пытаются убедить, что именно в это время у него случился страстный роман. Миронов вообще вызывал какой-то безумный ажиотаж.

— Почему? Ведь вокруг было много интересных мужчин.

— Нет, немного. А таких, как Миронов, вообще не было. Я же не встречала ни одного, с кем бы у меня настолько совпадало чувство юмора. Мы с ним постоянно хохотали, можно сказать, с нашей первой встречи. А вы знаете, как я смешно пришла к нему впервые в гости?

— Как?

— Он пригласил меня в свою квартиру в Волков переулок. Звоню, открывается дверь, и Андрюша почему-то стоит в домашнем сером халате, с воротничком-шалькой в клеточку. Модный такой барский халат. Я даже порог не переступила, сказала: «Подожду на улице, ты переоденься, и я вернусь», — и ушла.

Возвращаюсь, звоню в дверь. Андрюша открывает в смокинге с бабочкой и начищенных до блеска ботинках.

Виктор Мосиенко и Андрей Миронов
Виктор Мосиенко и Андрей Миронов в фильме «Следопыт», 1987 год
Фото: из архива Киностудии им. М. Горького

— В одном интервью вы назвали Миронова главным понтярщиком Советского Союза.

— Так и было. Андрюша любил понт. Одевался в модное, качественное и заграничное. Все это ему очень шло. Пожалуй, из всех знакомых артистов он был самым модным и элегантным. И аккуратист просто невероятный. Какая бы ни стояла погода на улице, Андрюшины замшевые сапоги были вычищены идеально. Он включал чайник, из носика шел пар, и он держал обувь над паром. Мне эту работу не доверял: Андрея не устраивало, что я могла пропустить какую-то вмятинку. Был повернут на чистоте. Его машина была патологически чистой в любую погоду. В салоне у него имелся миллион специальных тряпочек для разных мест — для салона, для окон, багажника, ручек и так далее. И все он протирал только сам.

Все у него должно было быть самое лучшее. Андрей курил только определенные сигареты, пил только виски. Ни то ни другое в нашей стране не продавалось. Разве что кто-то привезет из заграничной командировки или имеет доступ к «Березке». Я как-то сказала:

— Андрюш, странная все-таки страна Советский Союз. Наступит момент, когда вообще ничего не будет.

Он рассмеялся:

— Ну тогда бросим курить и пить.

И он обожал слушать джаз.

Лариса Голубкина
Лариса Голубкина в фильме «Освобождение», 1971 год
Фото: «Мосфильм»

— Что еще Миронов любил?

— Вкусную домашнюю еду. У меня дома было очень вкусно, хотя никаких особенных блюд я не готовила. Как-то в Париже нашу делегацию пригласил французский импресарио Алекс Оттава. Дом у него был роскошнейший, очень богатый. Конечно, там имелся полный набор: и кухарка, и домработница. Мы очень вкусно ели и восхищались блюдами. На что хозяин поделился секретом. Оказывается, когда в дом принимают новую кухарку, просят приготовить котлеты. И если они получаются такими, как они любят, кухарка остается. И я все наматывала на ус и поняла, что нужно готовить простые блюда, но очень вкусно. 

Моими фирменными стали домашние котлеты (а как же без них!), щи с белыми грибами и голубцы. Как-то, когда родители Андрея были у нас в гостях и мы обедали, он выдал: «Мама, пожалуйста, не обижайся. У тебя очень вкусные котлеты, но Ларискины я люблю больше». Ради такой похвалы побежишь и расшибешься, но сделаешь еще что-нибудь вкусное. Это очень важно, когда в доме дети, муж, родственники тебе благодарны за то, что ты их вкусно накормила. Андрюша был очень благодарным. И за обеды, и за чистоту — за все. Он восторженно говорил: «Слушай, как тебе это удалось? Ух ты, молодец, здорово!» И всякий раз подойдет, посмотрит...

Старалась я и для гостей. Бывало, к нам по 20 или 30 человек одновременно приходили, хотя квартирка небольшая, тесная. Я никогда не любила, когда на столе много закусок и гости в одну тарелку кладут винегрет, селедку, салат «Мимоза». И изобрела очень интересную вещь для маленькой квартиры. Приходят люди. Стоит сервировочный столик, на нем — выпивка разная, кто что любит, обязательно лед, который Андрюша очень любил, 150 пирожков, а рядом плошечки с красной и черной икрой. Это же очень удобно: стоишь, с кем-то разговариваешь, что-то пьешь и одновременно с этим берешь пирожок, ножом кладешь на него немного икры... 

И вот пока эти пирожки с икрой у меня не съедят, ничего другого я на стол не ставила. Потом было время салатов. Я готовила три или четыре вида и раскладывала по тарталеткам, не большим и не маленьким, а ровно таким, чтобы с одного раза можно было укусить. Когда мои тарталетки сметались, я предлагала рыбу или мясо — на выбор. А в конце ставила огромную кастрюлю с моими фирменными голубцами, томившимися до этого несколько часов в вине. Вот и все меню. Все гости всегда были сытыми и довольными.

Еще важно — стол был изумительно сервирован, посуда была редкой красоты. И на столе стояло много элегантных пепельниц — я терпеть не могла, когда окурки тушат в тарелках с едой. Правда, потом запретила всем курить. Так игриво сказала раз, два, три о том, что у нас новые правила и в доме курит только Миронов. Конечно, мужчины привыкли к этому не сразу, но со временем уже не дымили в помещении, а выходили. В 40 лет Андрюша обещал, что бросит курить сам, но так и не бросил...

Он обожал друзей и всегда произносил за них тост.

Андрей Миронов и Эдьдар Рязанов
«Он начал ездить уже после съемок «Невероятных приключений итальянцев в России». Они с театром поехали в Италию». Андрей Миронов и Эдьдар Рязанов на съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», 1973 год
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Кто был вашими друзьями? Наверное, в основном артисты?

— Артистов было мало. В основном драматурги, художники, музыканты, композиторы, дирижеры, адвокаты, медики. Шумная прекрасная компания умных и веселых людей. Ели, выпивали, болтали. В нашей небольшой квартире в одной комнате стояли четыре колонки, и музыка звучала на полную катушку до четырех утра.

— Ваши дни рождения с Андреем Александровичем совсем рядом — 8 и 9 марта. Какие праздники вы устраивали?

—Мы всегда придумывали что-то новое. Как-то отмечали в ресторане гостиницы «Спутник». У меня там была приятельница-барменша, и она отдала нам бар. Шурка Ширвиндт изображал швейцара в фуражке, с наклеенными бородой и усами. Он держал в руках список гостей и требовал деньги, хотя бы рубль. Андрюша и Юра Темирканов изображали барменов в смокингах и разливали алкоголь за барной стойкой. Я отвечала за пищу и декор. На столах были мои свечки, скатерти, сервировка, еда тоже моя. Отбивные, котлеты по-киевски и блюдо из шпината, которое я готовила целых пять дней — в точном соответствии с рецептом.

В этот вечер был аукцион Андрюшиных вещей, где продавали смешные штучки — сигарету, носок, шнурки от ботинок. Шура шутил, когда мы стали расходиться: «Я и не думал, что у тебя такие жадные гости! Мы очень мало заработали».

Каждый день рождения не повторялся. Как-то я придумала арендовать целый огромный автобус. «Икарус» ждал гостей у нашего подъезда, всех просили зайти туда, не поднимаясь в дом. Гостей отвезли в модное тогда место — ресторан «Русская изба» по Рублевке. Ехали весело, потому что «Икарус» был особенный — с баром. Я все время что-то придумывала, и Андрей меня поддерживал. Все, что я для него делала, его очень радовало...

Знаете, мы ведь хорошо жили. Помню, в самом начале, когда Андрюша ко мне переселился, его папа, Александр Семенович Менакер, попытался меня убедить, что сын — очень тяжелый человек. Это было странно слушать. Потому что мне с Андреем было легко и весело. Я долго с ним прожила, но так и не поняла смысла этой фразы.

Андрей Миронов и Валентин Плучек
«Последняя Андрюшина постановка была гораздо сильнее, чем многие постановки Театра сатиры тогда». Андрей Миронов и Валентин Плучек, 70-е годы
Фото: из архива музея-квартиры Андрея Миронова

Я для Андрюши старалась, и он сам для меня старался и ни в чем не отказывал. Как-то я заказала: «Привези посудомойку». Он обещание выполнил, хотя мучился — вместо того, чтобы лететь на самолете, два дня вез ее в поезде, пристроив в тамбуре.

— Ну, это было время, когда вообще вести быт было не так просто.

— Когда мы начали обустраивать эту квартиру, поняли, что нам нравятся старинные, а не шаблонные вещи. У его родителей дома тоже было все старинное и имелись знакомые мастера, которые занимались антиквариатом — мебелью, люстрами. Среди них Туманов, старик лет девяноста. Он еще до революции работал на эстраде конферансье, а потом занялся стариной. У него вся квартира на Сретенке была завалена красным деревом, бронзой, канделябрами, консолями и прочими ценностями. Мы с Андрюшей купили у него две старинные люстры, которые тот собирал из разных частей, очень красивые. 

Откуда-то я принесла модный старинный столик-бобик, откуда-то гобелен, который Андрюше не очень понравился, но, когда гости стали восхищаться, Миронов заявил, что именно он нашел его... Кажется, это мелочи, мещанство и прочая ерунда, но нас все радовало. Андрюше нравилось приходить в дом, где красиво, тепло, чисто, вкусно, где ждут его и его друзей. Это же прекрасно, когда радуют одни и те же вещи и нет противоречий.

— Еще одной вашей совместной радостью был отдых в Голландии.

— Да. Когда мы поженились, ездили туда к моей приятельнице каждый год в августе. Она присылала нам приглашение. А в СССР выехать за границу по приглашению знакомых было очень сложно. Я познакомилась с ней в Амстердаме на премьере, она была старше меня на 20 лет. Русская, сидела в военных лагерях, а потом вышла замуж за голландца, родила четверых детей. Когда они нас пригласили в гости, Андрюша сказал: «Надо ехать».

Мы собирали миллион бумаг — характеристику с работы, характеристику из ПУРа (политического управления армии), которую чуть ли не министр обороны должен был давать нам. Это все очень сложно, особенно семейная поездка.

 Андрей Миронов с мамой
«Он работал в разы больше других, но этой пахоты не было заметно, зрители видели легкость». Андрей Миронов с мамой Марией Владимировной, 70-е годы
Фото: из архива музея-квартиры Андрея Миронова

— Я слышала, что Миронова в Голландии впечатлила улица красных фонарей.

— Не его одного, но и меня тоже. Это было в 1979 году. Мы вдвоем отправились на улицу красных фонарей. Как это — быть в Амстердаме и не побывать в таком легендарном месте?! Это же интересно. Приходишь на улицу, где витрины магазинов до асфальта, и там сидят полураздетые женщины, можно подойти, рассмотреть. Их выбирают, как в магазине. Одна какая-нибудь кривляется, зазывает. Другая, студентка, сидит в витрине и читает учебники и конспекты, готовится к экзаменам...

— Вы ведь за границу стали ездить гораздо раньше Андрея Миронова?

— Да, со своими фильмами: «Гусарской балладой», «Сказкой о царе Салтане» и «Освобождением». Помню, поехала в Африку, а Андрюша за мной только начал ухаживать и страдал:

— Одним все, другим ничего! Лариска, привези мне хоть что-нибудь!

— Что?

— Ну хотя бы манго.

Лариса Голубкина и Андрей Миронов
«Снимали на границе с Литвой в городке Советске. Лето стояло сырое, холодное, но провели мы его счастливо. Даже катались на лодках ночами. У нас с Андрюшей тогда был прекрасный любовный период». Лариса Голубкина и Андрей Миронов в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», 1979 год
Фото: киностудия «Ленфильм»

И я привезла манго, которое пахло всеми фруктами планеты. Проносить через границу его запрещалось, и главный санитарный врач, с которым у нас были очень хорошие отношения, подошел и спросил:

— Что-нибудь привезла?

— Да, вот манго.

— Ну, давай мне.

Андрюша был в восторге. Когда я собиралась в очередную поездку, спрашивал: «Ну что, куда?» Я отвечала, он давал список, что нужно купить.

— Что было в этом списке?

— Пластинки, в основном джаз. Я вообще старалась его радовать. Из Японии привезла ему серебряную зажигалку. Но тогда мы уже были мужем и женой.

Лариса Голубкина
Лариса Голубкина, 90-е годы
Фото: Vostock Photo

— Когда он стал ездить за границу как отдельная творческая единица?

— Это было уже после съемок «Невероятных приключений итальянцев в России». Они с театром поехали в Италию. И Андрюша с Шурой Ширвиндтом тащили для сценаристов-итальянцев чемодан подарков от Рязанова. Поселили их в гостинице с мраморными полами. Миронов рассказывал, как они с Шурой проходили мимо номера одного артиста, а у того из открытой двери дым валит. И крик из номера: «Идите супчику поешьте!» «Заходим, а в ванной на полу костер, и артист на нем суп из консервов варит», — так рассказывал Андрюша. Но, думаю, суп варился на спиртовке, это Андрей поддал немножечко комизма. А в другой раз они с театром поехали в Польшу. 

Собирались серьезно, надели самое лучшее. Все выглаженные, чистые — хотели выйти из поезда и уже на перроне быть при параде. В поезде ехали двое суток и, как принято, выпивали и закусывали курицей с отварными яйцами. Андрюша рассказывал: «Выходим мы из поезда, все такие счастливые, но несвежие». А нам навстречу какой-то мужчина и вот говорит: «Приехала темна засрата масса». Такое тогда было отношение к нашим людям. Но ничего не могло убить в Андрее любви к загранице...

В 1987 году у нас уже были куплены билеты в Голландию. Мы бы полетели туда сразу после рижских гастролей. Андрюша собирался там купить глушитель для своей иномарки.

— Какие у него были планы на будущее?

— Никаких планов на новые фильмы не было, но был план дать обширное интервью. И вот — не успел...

А еще перед смертью Андрюши нам должны были выделить жилье побольше, мы мечтали, как нам и нашим гостям будет комфортно. Ходили-ходили, смотрели, а потом видите, как все повернулось... Мне советовали сказать, что у меня горе и я не могу жить на старом месте, где все о нем напоминает. Но я не захотела, мне важно было сохранить наш дом.

Анатолий Папанов, Вера Васильева, Георгий Менглет и Андрей Миронов
Анатолий Папанов, Вера Васильева, Георгий Менглет и Андрей Миронов в спектакле «Доходное место», Театр сатиры, 1967 год
Фото: пресс-служба Театра Сатиры

В марте, когда исполнялось 50 лет со дня рождения Андрюши, я пригласила домой много людей. И Марк Захаров сказал: «Знаешь, Ларис, так приятно, что здесь ничего не изменилось. Такое впечатление, что сейчас должен Андрюша прийти...» Первое время я вообще устраивала «день Андрея» раз или два в месяц. Варила, парила, жарила. А потом перестала...

— Почему вы перестали готовить и приглашать?

— Пропало настроение после одного случая в 1991 году. Тогда Алексей Габрилович снимал документальный фильм «Андрей». Основная часть съемок проходила в Литве в городе Шяуляй. На 17 августа у Андрюши там был запланирован концерт. Но он умер 16 августа. Никто в Шяуляе не сдал билеты. И вот спустя четыре года мы приехали туда целой актерской армией — Шура Ширвиндт, Игорь Кваша, Мария Владимировна Миронова и многие другие, чтобы дать концерт в благодарность людям, которые сохранили билеты. После него мы установили крест в память об Андрее на Горе Крестов возле Шяуляя. Все жили в городе, а я со своей приятельницей на хуторе. 

Место потрясающее: аккуратный домик, лес, озеро, коровы, куры. И мне захотелось подурачиться. Вот кто, спрашивается, за язык тянул? И я всю нашу актерскую братию пригласила на хутор переночевать. Причем попросила хозяев подыграть: «Притворитесь, будто я хозяйка этого хутора». Это была шутка, розыгрыш. И вот мы накрыли на улице большой стол. Угощение все натуральное, свое: колбасы, рыба, овощи. Все радостные уплетают, но только я заикнулась, что это мой хутор, буквально у всех настроение заметно ухудшилось. Гриша Горин подумал и говорит: «Лариса, а тут у них нигде поблизости такой хуторочек не продается?» Потом Кваша спросил про хозяев, мужа и жену, которые еду приносили:

— А это кто у тебя?

— Работники мои, батраки. Они за домом и за хозяйством следят, когда я уезжаю.

Все сидели мрачные, и ни один человек не остался ночевать, хотя я приглашала. Никто не порадовался, что я молодец, как-то выплыла и в общем-то неплохо живу. Они разозлились на меня. А я на себя, что такая идиотка. Мою игру в жизни поддерживал только Андрюша. Мы дурачились, что-нибудь придумывали.

Алена Яковлева и Андрей Миронов
Алена Яковлева и Андрей Миронов в спектакле «Тени», Театр сатиры, 1987 год
Фото: пресс-служба Театра Сатиры

Но это еще не конец. Через некоторое время, уже в Москве, звонит мне Игорь Кваша и говорит очень серьезно:

— Так, Лариса, дай совет. Какую мне купить машину?

— В каком смысле?

— В прямом. У тебя же магазин автомобильный.

— Кто тебе сказал? Это бред.

Логика железная: раз у меня хутор, почему бы не быть еще и магазину авто. Если у меня появлялось кольцо с дурацкой стекляшкой за 50 долларов, люди шептались, что это бриллиант в десять карат. Знаете, кем я была? Мыльным пузырем! Авантюристкой, которая всех обманула и сама от этого пострадала. Никто не звонил мне и не спрашивал: «Лариса, как ты живешь без Андрея? Как выживаешь вообще? Может, тебе помочь?»

— А как вы справлялись?

Андрей Миронов
Ольга Аросева и Андрей Миронов в спектакле «Бешеные деньги», Театр сатиры, 80-е годы
Фото: пресс-служба Театра Сатиры

— Я много работала. У меня абсолютно не было комплексов по поводу того, что я несчастная, что у меня чего-то нет, не хватает. Надо уметь выживать. И выживать только за счет себя, своей профессии. Я пыталась играть в антрепризах, но там все время только и ждали, когда текст забуду. Это для коллег, оказывается, была самая большая радость. И я продолжила свои концерты, там я была независимой. Правда, аккомпаниаторы сменились. Нам с Андрюшей аккомпанировали Мандрус и Оганезов. Борис Яковлевич умер следом за Андреем. А Левон пришел и прямо сообщил: «Лариса, я буду работать с Кобзоном. Это моя социальная защита, а ты иди подальше», — но он грубее сказал. Прислал мне Сашу Бисерова, молодого талантливого парня. А чуть позже ко мне присоединился и Саша Сариев. И стали мы работать без всякого Оганезова.

— Вы когда-нибудь приезжали в Юрмалу, где Миронов провел свой последний день?

— Да, в 2017 году. Там в рамках фестиваля музыки театра и кино прошел вечер памяти Андрея Миронова. Я не была в Юрмале со дня его смерти, боялась этого места, но тогда решилась. Собрались разные артисты и пели, а меня среди выступающих почему-то не оказалось. Юра Стоянов удивился:

— Лариса, почему ты не поешь?

— Мне не разрешают.

— Ты должна спеть!

И я спела буквально из зала самый любимый романс Андрюши.

 Александр Филиппенко и Андрей Миронов
«Андрюша вообще считал, что в кино он крайне однообразен. В театре —совсем другое дело...» Александр Филиппенко и Андрей Миронов в фильме «Мой друг Иван Лапшин», 1984 год
Фото: киностудия «Ленфильм»

— Это какой?

— «Мы сегодня расстались с тобою». Он меня всегда просил его спеть. Когда были концерты, работали по очереди. И когда я выходила на сцену, он, аккуратист невероятный, снимал свои брюки, вешал стрелочка к стрелочке на стул, надевал домашние тапки, шел за кулисы, вставал там и, когда я выходила к зрителям, шептал: «Спой мне романс «Мы сегодня расстались с тобою». И я пела.

— Как Андрей Александрович провел последние минуты перед тем, как потерять сознание, известно, мне кажется, всем. Как играл «Женитьбу Фигаро», как довел спектакль почти до финала и рухнул на руки Ширвиндта. Что последние слова были о том, что сильно болит голова...

— Это были страшные гастроли. Сначала умер Анатолий Папанов... Андрюшу попросили выручить театр и вместо спектаклей, где был занят Папанов, дать несколько сольных концертов. Он не отказался, хотя чувствовал себя неважно. Вообще в том году был очень вымотан.

— Мистическое совпадение, но в Риге действительно собрались все самые близкие родственники и друзья Миронова.

— Да, и почти ежедневно виделись, общались. Накануне его последнего спектакля собрались в кабинете ресторана за огромным столом. Там были мы с Андрюшей, Гриша Горин с женой Любой, Шура Ширвиндт, Игорь Кваша и много еще кто. Андрюша так радовался и о каждом сидящем за столом говорил восторженные слова: какой это прекрасный человек, как много лично для него значит. Уже позже я совсем не весело вспоминала тот день. Как будто поминки при жизни... С такой же точно трактовкой об этом эпизоде рассказывал Шура Ширвиндт: он говорил, что Андрюша как будто со всеми нами прощался.

— У вас не было никаких предчувствий?

— Никаких. Перед тем как уехать из Юрмалы в Ригу на «Фигаро», Андрюша несколько часов провел на корте в Лиелупе. Играл в теннис, потом пил кофе. Голова у него болела, как обычно, поэтому в расчет это никто не брал. И на красное лицо никто особенного внимания не обращал — ну обгорел человек на солнце...

Я не могу сказать, чувствовал ли что-то Андрюша. Но знаете, когда мы ходили смотреть новую квартиру, был почему-то безразличным. Не исключаю, что он, как человек тонкий, предчувствовал, что новая квартира ему не пригодится, ему там не жить.

Андрей Миронов
Сейчас бы его спасли, уровень медицины совсем другой. Но это не наша жизнь, это другая история, фантастическая, в которой Миронов жив
Фото: Валерий Плотников

— Телеспектакль «Белые розы, розовые слоны», где он снялся с Людмилой Чурсиной, был его последней работой? Не «Человек с бульвара Капуцинов»?

— «Человека с бульвара Капуцинов» снимали в 1986-м, в прокат он вышел в год смерти. А «Белые розы, розовые слоны» действительно его последняя работа, он снимался у режиссера Иона Унгуряну в мае, а телеспектакль показали в эфире осенью или зимой. Андрюши уже не было. Смотреть невыносимо... Особенно его последние слова: «Куда уходят все люди?» Там Андрюша выглядит невероятно уставшим, будто готовым к уходу. И тень смерти на его лице.

С такой аневризмой ему нельзя было становиться артистом, на сцене его и так повышенное давление повышалось еще больше. Каждый выход — это риск.

— Но как можно запретить Миронову быть артистом? Ведь он фактически и родился, и умер на сцене... Не хочется никакого пафоса, но это так, просто факты.

— В тот день, когда Андрей умер, но мы еще не знали об этом, Алла Сурикова рассказала: «Мне Андрюша говорил про тебя. Что все его устраивает. И что чем дольше живете, тем больше любите друг друга...»

Эта любовь прервалась. И никто не знает, что было бы потом, если бы он был жив...

— Как уход Миронова пережила его мама Мария Владимировна?

— Она сказала: «Это моя Хиросима...» Мария Владимировна десять лет прожила без Андрюши. Я перед ней виновата — неправильно поступила... Держала привычную дистанцию, а надо было, наверное, максимально заботиться о ней перед уходом... Андрей был центром ее вселенной. Мы познакомились в день ее рождения, 7 января в 1963 году. Она решила провести экскурсию по квартире. Та казалась мне уникальной и огромной, теперь я понимаю, что это просто трешка в пятиэтажке, где просто все было сделано с большим вкусом... Мария Владимировна показала мне даже спальню. Там висела большая икона с лампадкой и стояла какая-то нереальная тишина. Мне стало не по себе.

Она заметила и сказала: «Лариса, что ты так вздрогнула? Людей надо бояться».

Как она была права! Люди всегда готовы осуждать. Толпа меня обсуждала на похоронах: «Ой, а почему она не плачет?» Да потому что я окаменела!

«Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить», — это Анна Ахматова.

— Вы научились?

— Ну вот живу же...

Подпишись на наш канал в Telegram
Солнце в Деве: кто из знаков зодиака сможет исполнить заветные желания с 16 сентября
«Во время транзита Солнца по знаку Девы важно быть честными с самими собой и другими людьми, проявлять ответственность, целеустремленность, трудолюбие и пунктуальность, ценить свое и чужое время и достижения. Кроме того, это время практичности и целеустремленности, работы над ошибками во всех сферах жизни», — говорит астролог Руслана Краснова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог