Я таскала его с собой везде, на все концерты, на гастроли, потому что оставить было не с кем. А потом я «Золушку» нашла. Мне очень понравилась одна девчонка, Лена, родом из Нижнего Новгорода. Она хотела перевестись из консерватории в Гнесинский институт. Но там не давали общежитие, а жить ей было негде. И я предложила: «Живи у меня, но с условием — будешь за Данилой ухаживать, чтобы он был у меня всегда сытый и чистенький. Отведешь его в сад — сама в институт, после института заберешь из сада...» Так и было. Я приезжала после концерта, а дома все блестело и горело. Вот я ее и называла «Золушка ты моя». Специально под Лену мы создали коллектив «Славяне» — весь ее курс туда вошел. Тогда у нас уже был «Центр русской песни». Но Лена потом «свинтила», и другие разъехались кто куда — развалился коллектив. Однако прошли годы, и сегодня в театре «Русская песня» существует другой коллектив «Славяне».
— Сколько Лена с вами прожила?
— Долго, пока Данила не окончил школу.
— А расстались почему?
— Она вышла замуж. Но общаемся до сих пор. Когда Лена с Даней встречаются, она с такой нежностью на него смотрит: «Данилушка...» А он: «Привет, Золушка!» Сегодня она в ГИТИСе работает. Недавно порекомендовала мне девушку-выпускницу, которая свой дипломный спектакль поставит для нашей малой сцены.
— Я так понимаю, что Данила в какой-то момент отвернулся от музыки. Вы не пытались его переубедить?
— Я не настаивала. Он окончил юридический университет, доцентом стал, работал по профессии. А потом сказал: «Мама, это не мое совсем». Но базу законодательную знает до такой степени, что мне иногда страшно становится. Как заведет свою песню: «Ты это неправильно делаешь! Пункт такой-то, статья такая-то...» Говорю: «Данила, не надо мне этих «угроз». У меня уже голова от твоих пунктов трещит. Завел меня в какие-то дебри юридические. Давай нормально по-русски объясняй». Так что он меня консультирует. Но у него и творческие способности отличные, которые проявляются в архитектуре и дизайне. Как спланировать квартиру, дом — в этом он спец. На его счету уже семь объектов, и сейчас строится еще один. Данила — перфекционист. Смотрит, например, на плинтус и говорит: «Отрывайте, он неправильно лежит». — «Данила, прекрати, нормально лежит». — «Это для вас нормально, а по мне — нет». Он всех достанет, кишки вынет, но сделает так, как надо. Но зато очень качественно.
— В подростковом возрасте сын когда-нибудь упрекал вас, что мало внимания ему уделяли? Что все время отдавали коллективу?
— Да, было. Говорил: «Могла бы мне братика или сестренку родить, в конце концов». — «Данечка, я тебя родила, а осенью родился коллектив «Русская песня», вы у меня одногодки», — оправдывалась я. Бывало, конечно, если он чем-то недоволен, напоминал мне про мою гастрольную жизнь. Но я отвечала: «Сынок, я же зарабатываю. Кроме меня, нам никто не принесет». И он все понимал.
— Может быть, поэтому сам стал многодетным отцом?
— Конечно. Я его спросила как-то: «Сынок, как ты решился на троих детей? Тяжело же». — «Мама, это работа над ошибками...» — «В каком смысле?» — «Ну ты меня одного родила, а я троих».
— А у вас когда-нибудь было сожаление, что еще не родили?
— Нет. Ты знаешь, у меня размышлений даже на эту тему не было. Хотя по факту, наверное, могла бы, и даже не одного...
— То есть в принципе мужчины неплохие попадались, можно было создавать семью?
— Конечно. Они и сейчас попадаются.
— Надежда Георгиевна, вы участник проекта «Семья в культуре» Президентского фонда культурных инициатив. На ваш взгляд, какую роль играет семья в формировании культурного кода человека?
— Да главную роль! Вот я приезжаю с фестивалем «Песни России» в разные регионы и приглашаю всех участников объединиться и вместе с нами «испечь духовный пирог». Ведь наша многонациональная, многоконфессиональная и мультикультурная страна — семья и есть. А сколько я вижу семейных коллективов! Выходят на сцену все поколения — от малых детей до бабушки под девяносто. Знаете, я не оцениваю, как они поют, — это было бы неправильно. Но сердце, глядя на них, радуется: они же поют для собственной души, для гармонии в семье. Так еще и целое поле людей их слушает и аплодирует им. Они же всю жизнь это помнить будут. Так формируется преемственность. Не через назидание, а через игру, творчество!
— А какое место в формировании культурного кода занимает песня?