
В конце восьмидесятых по сценарию Арабова я снял биографический сериал о жизни Николая Вавилова. Историю в эпоху лысенковщины, мракобесия, гонения и репрессий советской науки. Николая Вавилова, генетика и мировую знаменитость, лишили всех постов и арестовали. На допросе следователь мочился на него: это мы не придумали, это исторический факт. О гибели старшего сына Николая Ивановича было известно лишь то, что Олег упал в пропасть в горах Северного Кавказа. Мы с Арабовым не избежали великого соблазна: в картине его столкнул в пропасть товарищ по экспедиции. В конце девяностых младший сын Вавилова Юрий Николаевич получил документы, свидетельствовавшие о том, что наш художественный вымысел оказался правдой. Аспирант, столкнувший Олега, был сотрудником КГБ.
А сам Вавилов, который больше двух лет провел в седле, собирая мировую коллекцию злаков, человек, который мог накормить весь мир, умер в саратовской тюрьме от голода. После Победы весь ученый мир всколыхнулся: где же он?! И тогда великий драматург Сталин позволил себе ход, который был не по силам даже Шекспиру: назначил брата Вавилова, Сергея, физика, президентом Академии наук СССР.
— Фильм «Чудо» тоже по сценарию Юрия Арабова. Как он возник такой?
— Из детства. Восьмилетнему Юрочке бабушка рассказала историю, как девушка из самарских окраин, богохульствуя, пустилась танцевать с иконой Николая Угодника и внезапно застыла. Простояла она 128 дней. Наш фильм не столько о реальной истории Зои Карнауховой, сколько об ожидании спасительного чуда в нашем сознании. Чудом был не только ступор Зои, но и XX съезд, изменивший историю страны.
Журналиста местной газеты изумительно сыграл Костя Хабенский. Виртуозен и Кондрашов, сыгранный Маковецким. И даже Хрущев (Александр Потапов) испытал на себе мистическое воздействие чуда. Но чудо и сам Юрий Арабов. Я благодарен ему не только за совместный труд, но и за союз с моим сыном — режиссером Андреем Прошкиным. Исторический эпос «Орда» и эксцентрическая мистификация «Орлеан» сняты Андреем по его сценариям.
— Как вы относитесь к фильмам своего сына?
— Дети должны быть талантливее и лучше нас. Первой детской картиной «Спартак и Калашников» он заявил о себе как профессионал и получил за дебют «Золотого орла» и международный приз... в Канаде. Выдающийся сценарист Александр Миндадзе работал не только со мной, но и с сыном тоже. Это спортивная драма «Миннесота». Сына и всех его товарищей по поколению — Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского — я характеризовал бы одинаково: это честность, благородство, кинематографическая выразительность.