
Слышу в трубке пьяный голос Тани. Лаврова начинает оправдываться: «Я выпила, чтобы Олегу меньше досталось. Даль же убивает себя, в пропасть катится».
В последнем романе Василия Аксенова «Таинственная страсть» есть два персонажа — Антон Андреотис и Екатерина Человекова, прототипами которых стали поэт Андрей Вознесенский и актриса Татьяна Лаврова (настоящая фамилия — Андриканис). Автор рассказывает об их непростых отношениях, общем сыне Денисе, о том, как Андреотис искал по ресторанам и окрестным скверам «обнаружившую чуть ли не гомерический аппетит к спиртному» Человекову, как однажды нашел ее под скамейкой в парке — пьяную, избитую, в разорванной одежде.
Что в этом правда, а что творческий вымысел? Кто в реальности является отцом единственного сына актрисы, запомнившейся зрителю ролью Лели Гусевой в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года»? Почему распались ее браки с Евгением Урбанским и Олегом Далем? Какой она была на самом деле — Татьяна Евгеньевна Лаврова, одна из самых закрытых звезд советского театра и кино? Мы публикуем четыре новеллы, авторы которых, близкие актрисе люди, порой противоречат друг другу в оценке черт ее характера, поступков, даже в фактах. Но это их право — рассказать о такой Лавровой, какой она осталась в их памяти.
Галина Боголюбова, заместитель художественного руководителя Театра имени Ермоловой
Когда в ноябре 1977 года я пришла в театр «Современник» на должность завлита, все сразу стали пугать меня Лавровой: и высокомерная она, и резкая, и взбалмошная. В общем, звезда, от которой надо держаться подальше. Спустя неделю театр поехал на гастроли в Ленинград. Там я позвонила Дине Морисовне Шварц, работавшей завлитом в БДТ у Товстоногова. Эту удивительную женщину считаю своим учителем — и в профессии, и в жизни. Дина сказала, что вечером у них прогон «Пиквикского клуба» перед зрителями и я могу привести с собой актеров «Современника» — тех, кто изъявит желание. Набралось человек десять, Шварц всем забронировала места. Во время дневного спектакля «Вишневый сад» вхожу за кулисы и вижу Лаврову, которая играла Раневскую и ждала начала своей сцены. Хочу пройти мимо, но она вдруг резко поворачивается и спрашивает:
— Галина Борисовна, почему все сегодня идут на «Пиквика», а я нет?
— Татьяна Евгеньевна, если хотите — пожалуйста. Встречаемся у БДТ в половине седьмого.