Жюльет Бинош: «Я не Коко Шанель и не собираюсь отвечать за нее»

Ла Бинош — так называют во Франции 60-летнюю Жюльет, демонстрируя отношение к ней не просто как к...
Мария Обельченко
|
05 Мая 2024
Жюльет Бинош
За фильм «Английский пациент» Жюльет Бинош получила «Оскар»
Фото: Legion-Media

Ла Бинош — так называют во Франции 60-летнюю Жюльет, демонстрируя отношение к ней не просто как к звезде мирового кинематографа. Это своего рода принадлежность к королевской знати в стране, где давно уже нет монархии. До нее такой чести удостоилась Катрин Денев — Ла Денев, национальная гордость и один из символов Франции.

В отличие от Катрин Денев, Жюльет по-прежнему супервостребованная действующая звезда. У нее не было перерывов в 40-летней карьере, ей всегда доставались интересные роли. В прошлом году вышел фильм «Рецепт любви» с ней в главной роли, а в этом — сериал «New Look: Революция стиля», где Бинош блистательно сыграла Коко Шанель. И фильм, и сериал стали яркими событиями и для зрителей во всем мире, и для профессионалов. И такое случается почти со всеми проектами с участием Бинош.

«Выбирай делать все!»

«Когда мне было 14 лет, у меня появилась дилемма: я любила рисовать, но так же сильно любила и театр, — вспоминает Бинош. — И думала, что придется делать выбор. Но однажды мамина подруга, художник, нарисовала мне постер с подписью: «Жюльет, выбирай делать все!» Актриса руководствуется этим советом всю жизнь. И продолжает рисовать — за неимением свободного времени, рисует режиссеров, у которых снимается, и своих героинь.

Интересный факт

Бинош — одна из немногих актрис в мире, получившая главные награды трех самых престижных кинофестивалей: Каннского (за фильм «Копия верна» иранского классика Аббаса Киаростами), Венецианского (за «Три цвета: Синий» Кшиштофа Кесьлевского) и Берлинского (за «Английского пациента» Энтони Мингеллы). За этот фильм, ставший международным хитом, Жюльет удостоили также «Оскара».

Жюльет Бинош с Ламбером Вильсоном
Эта картина стала сенсацией на Каннском фестивале. А Жюльет, сыгравшая провинциальную актрису, приехавшую завоевывать Париж, разумеется, привлекла к себе всеобщее внимание С Ламбером Вильсоном в фильме «Свидание». 1985 г.
Фото: Mary Evans/ТАСС

Жюльет родилась в Париже в семье актера, режиссера и скульптора Жана-Мари Биноша и польской эмигрантки Моник. Родители разошлись, и в четыре года девочку вместе со старшей сестрой отправили в провинциальную школу-интернат, где бабушка работала поварихой. От нее Жюльет унаследовала любовь к кулинарии, умение отлично готовить и самой выращивать овощи. Но ей всегда не хватало родительского внимания, и главной целью стало его заполучить во что бы то ни стало. Живопись и актерство (в чем она с детства преуспевала) казались достаточными для этой цели, но на самом деле только отчасти давали родителям (занятым своей насыщенной творческой деятельностью) повод вспомнить о дочери. Отца она видела в основном на сцене в театре, куда ее изредка брала мать. 

В пять лет Жюльет звала его из зала, когда он играл Ромео. И так громко хлопала и кричала, что публика невольно поддалась ее эмоциям и тоже стала бурно приветствовать актеров. В 12 лет Жюльет сыграла первую роль в школьном спектакле (короля — поскольку в школе учились только девочки). А в 17 лет сама поставила спектакль по пьесе Эжена Ионеско и сама в нем сыграла. Она знала, чего хочет, и не видела причин впустую тратить время. Отчасти поэтому недолго проучилась в Национальной консерватории драматического искусства (самой престижной театральной школе во Франции) — ее не устроила перегруженная программа. «Я верила в себя, даже когда никто в меня не верил. Слишком сильно я хотела себя выразить. Это было моим топливом. Драйвом. Желанием идти в атаку». И разумеется, этот «огонь» поддерживало страстное стремление заслужить наконец внимание родителей.

Интересный факт

Жюльет Бинош не единственная актриса, сыгравшая в кино Коко Шанель. «Одинокая Коко Шанель» — первый фильм о легендарной Шанель — вышел в 1981 году, 10 лет спустя после ее смерти. В нем рассказано о трагической любовной истории Коко, закончившейся предательством и смертью ее возлюбленного (его сыграл Тимоти Далтон). В роли Шанель — французская актриса Мари-Франс Пизье.

Жюльет Бинош с Рэйфом Файнсом
С Рэйфом Файнсом в фильме «Английский пациент». 1996 г.
Фото: Legion-Media

Бойфренд однажды показал фото Жюльет Жан-Люку Годару, и тот отдал ей небольшую роль в фильме «Хвала тебе, Мария». Казалось бы, небывалая удача для начинающей актрисы. Но полгода Годар, вечно недовольный и раздраженный, держал съемочную группу в Женеве, где снимал фильм, брюзжал и не выражал желания уделять внимание молодой актрисе. А через год вышла картина еще одного известного французского режиссера Андре Тешине «Свидание», ставшая сенсацией на Каннском фестивале. И Жюльет, сыгравшая в фильме провинциальную актрису, приехавшую завоевывать Париж и, разумеется, вовлеченную в серию неудачных романов, привлекла к себе всеобщее внимание на Круазетт. Критики позже назвали эту роль «карьерообразующей» для Бинош. 

Снявшись еще в десятке фильмов, Жюльет могла быть уверена в успехе во Франции. Но только в 1988 году, сыграв первую роль в англо­язычном фильме «Невыносимая легкость бытия» с Дэниелом Дэй-Льюисом по роману Милана Кундеры, Бинош обрела международную известность. Одним из тех режиссеров, кто превратил Жюльет в любимицу артхаусного кинематографа, был Лео Каракс, тогда молодой, но уже очень модный режиссер. «Дурная кровь», «Любовники с Нового моста» — эти картины вошли в историю кинематографа, несмотря на всю противоречивость и странность почерка режиссера, балансирующего на грани гениальности и фарса, изматывающего себя и доводящего актеров до исступления. Личные отношения с Караксом принесли Жюльет много страданий. Неслучайно Жюльет неоднократно называла Каракса «садистом».

Операция «Модная шляпка»

Жюльет Бинош с Бенуа Мажимелем
С Бенуа Мажимелем в фильме «Рецепт любви». 2023 г.
Фото: Legion-Media

Автор сериала «New Look: Революция стиля» Тодд Кесслер (это он отвечает за такие телешедевры, как «Сопрано», «Родословная», «Схватка») хотел видеть в роли Коко икону французского кинематографа Жюльет Бинош. Изучив массу материалов перед началом съемок, она поразилась, насколько эпизоды биографии Шанель «конфликтуют друг с другом». В то время, когда бывшая хористка из кабаре начала соз­давать свою модную империю, во Фран­ции женщины еще не имели права откры­вать счет в банке. Шанель вынуждена была обратиться за помощью к мужчинам для осуществления своей дерзкой мечты, но сумела обрести влияние и неслыханную независимость в бизнесе. Шанель перевернула мир моды, освободив женщин от корсетов и предложив им свободу и комфорт в сочетании с элегантностью и шиком. С брюками, оказалось, можно носить жемчуг, «мешать» драгоценные украшения с бижутерией. Шанель убедила женщин, что вещи из ее модельного ряда можно носить и в пир и в мир и не переодеваться несколько раз на дню. Она могла быть щедрой и помогала художникам, была музой Пикассо, с ней дружили и ею восхищались практически все знаменитые и влиятельные деятели мира. Среди любовников Шанель были русские и английские аристократы, британский герцог Вестминстер, один из богатейших наследников в мире, видные деятели Сопротивления и немецкие агенты. Она влюблялась снова и снова, но ни разу не была замужем. И умерла в 87 лет в одиночестве...

Сериал рассказывает о малоизвест­ном периоде в жизни Шанель и Кристиана Диора (отчасти противопоставляя их — Коко не любила модельера, обвиняя в том, что своим стилем он вновь «закрепостил» женщин) во время четырехлетней оккупации Франции нацистами. Закат империи гранд-дамы мировой моды и восхождение на олимп Диора. Кристиан хотя и шил бальные платья для спутниц немцев в Париже, но еще не имел своего дома моды, был известен лишь в узких кругах французских модельеров, и отчасти потому его вынужденное (заработанные в ателье деньги он отдавал сестре Катрин, участнице Сопротивления) сотрудничество с немцами не стоило ему карьеры. В отличие от давно уже обретшей легендарную известность во всем мире Шанель. Она с приходом немцев закрыла знаменитый модный дом и фабрику по производству тканей, лишив работы огромное количество портних и мастериц. Оставила лишь фирменные духи — для поддержания привычного образа жизни. Но, вступив в связь с высокопоставленным немецким офицером, согласилась сотрудничать с его начальником Шелленбергом, руководителем внешней разведки Третьего рейха. Уже в нашем веке были рассекречены документы, из которых стало известно о тайной операции под кодовым названием «Модная шляпка» с участием Шанель. Часть немецкой верхушки хотела добиться соглашения о мире за спиной у Гитлера и рассчитывала в том числе на дружеские отношения Коко с Уинстоном Черчиллем. 

Шелленберг был помешан на кинозвездах и влиятельных знаменитостях и считал Коко Шанель даже более знаменитой и влиятельной, чем голливудские звезды. Она, по его идее, должна была на нейтральной территории организовать встречу с британским премьер-министром. Операция провалилась, но Шанель за сотрудничество с нацистами поплатилась, попав в список коллаборационистов. Неудивительно, что многим французам расплата — Шанель всего лишь вынуждена была на некоторое время уехать из Парижа в Лозанну после освобождения Франции союзниками — не казалась достаточной. Во многом это случилось благодаря покровительству и защите Шанель ее другом Уинстоном Черчиллем. Но с той поры начался закат ее империи и восхождение на модный олимп Кристиана Диора. В 1947 году Диор открыл свой дом моды и представил первую коллекцию, а также выпустил фирменный парфюм, который посвятил сестре Катрин, участнице Сопротивления, чудом выжившей в концентрационном лагере Равенсбрюк.

Жюльет Бинош с Эмили Мортимер
С Эмили Мортимер в сериале «New Look: Революция стиля». 2024 г.
Фото: Legion-Media

Жюльет Бинош множество раз была вынуждена отвечать на вопросы о своем личном отношении к Шанель и ее поступкам. И в конце концов заявила: «Я не Шанель и не собираюсь отвечать за нее. Когда играешь такую противоречивую героиню, нужно эмоционально понимать причины ее поведения и поступков. Что вовсе не означает простить или показать ее лучше, чем она есть». Коко родилась в бедной семье (в отличие от ее конкурента Кристиана Диора, выходца из буржуазии), мать рано умерла, отец бросил детей, отдав их в разные монастырские приюты, и больше никогда не появлялся. Поэтому она не считала себя должницей ни перед кем, но эта свойственная ей независимость и свобода сочеталась с огромной потребностью жить на полную катушку. Сестра Коко покончила с собой, оставив сына Андре, о котором Шанель будет заботиться всю жизнь. И (по одной из версий) во многом из-за него пойдет на сделку с нацистами — чтобы освободить племянника из немецкого лагеря для военнопленных.

Еще Жюльет уверена, что предательство единственного мужчины, которого Коко по-настоящему любила и которому доверяла, сыграло немалую роль в превращении Шанель в человека, способного на все ради достижения своей цели. Артур «Бой» Кэйпел, богатый британский плейбой, успешный и талантливый предприниматель и игрок в поло, помог ей открыть первый бутик в Довиле, а потом в Париже, был ее «музой» — например, придумал модель пиджака, который его возлюбленная использовала в своем дизайне. Но жениться Бой Кэйпел предпочел на английской аристократке, разбив сердце Шанель, для которой был «и братом, и отцом, и мужем — целой семьей». А потом трагически погиб в 1919 году в автомобильной катастрофе по дороге в Канны из Парижа — по одной из версий, он мчался на свидание с Шанель...

Бинош не скрывает, что часто чувствовала себя «некомфортно» в некоторых сценах. Например, когда Шанель ужинает с Гиммлером в известном парижском ресторане. Конечно, в тот момент мадемуазель не знала, с кем именно ужинает (да и доказательств подобной встречи не существует), но все равно Жюльет было не по себе.

Интересный факт

Бинош часто спрашивают об отношении к ней Стивена Спилберга. Действительно ли прославленный режиссер ненавидит ее за то, что она трижды отклоняла его предложения? Бинош отказалась сниматься в фильмах «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода» и в одной из серий «Индианы Джонса». Сама актриса полагает, что «Спилберг не слишком переживает» из-за того, что она сказала ему «нет».

Жюльет Бинош
«Приближение старости меня не волнует. Какой смысл с этим бороться? Это может быть прекрасным началом — словно открываешь дверь новым возможностям и видению жизни» На премии «Сезар». 2024 г.
Фото: Legion-Media

«Я утонул в ее глазах»

Бинош не раз снималась в Голливуде, а в 2022 году работала и на американском телевидении (в сериале «Лестница» с Колином Фертом и Тони Коллетт о до сих пор не раскрытом преступлении). Но съемки в сериале о Шанель показались ей настоящим «безжалостным марафоном». На подготовку оставалось очень мало времени. Особенно по сравнению с намного более расслабленным съемочным процессом фильма «Рецепт любви». Он закончился за месяц до начала работы над сериалом «New Look: Революция стиля». Впрочем, с «Рецептом любви» — историей Додена, французского повара XIX века, и его музы и помощницы Эжени — у актрисы были свои трудности. Когда ее уже утвердили на роль, она узнала, что сыграть Додена предложили актеру Бенуа Мажимелю. И думала, что он не согласится. Из-за их с Жюльет прошлого. В 1998 году они встретились на съемках фильма «Дети века» о любовной истории писательницы Жорж Санд и поэта Альфреда де Мюссе. Бинош родила от Мажимеля дочь Ханну, но в 2003 году они расстались. Причем отнюдь не друзьями.

Но Мажимель, вопреки ожиданиям актрисы, уверенной, что он не решится сыграть с ней «любовь верную, супружескую», согласился. Как ни странно, работа над «Рецептом любви» сблизила бывших любовников и словно сгладила все обиды и разочарования прошедших лет. «Я использовала эту картину, чтобы сказать ему: «Я тебя люблю». Это стало таким облегчением — выразить с помощью не мною написанных слов мою любовь к нему, невзирая ни на что. Наверное, оттого, что мы годами почти не разговаривали, это многое значило для нас. Хотя он ничего мне не сказал, я это чувствовала. И мне было важно показать нашей дочери, что мы по-прежнему любим друг друга»...

Жюльет Бинош с Джонни Деппом
С Джонни Деппом в фильме «Шоколад». 2000 г.
Фото: Mary Evans/ТАСС

На съемках последней сцены случился забавный казус. Доден на вопрос героини Бинош, кто она для него все-таки — жена или кулинар, неожиданно ответил не по тексту: «Ты мой повар... И жена». «Ты сошел с ума?!» — вскрикнул режиссер и заставил переснять сцену, поскольку это полностью меняло смысл финала фильма. Бежимель оправдывался: «Прошу прощения, я на мгновение утонул в ее глазах».

Сейчас Жюльет живет вместе с дочкой Ханной. Сын Рафаэль от профессионального пловца Андре Алле давно в «автономном плавании». Бинош не переживает из-за возраста: «Приближение старости меня не волнует. Какой смысл с этим бороться? Слишком болезненная битва. К тому же возраст приносит и что-то новое». Например? Для нее это своего рода свобода. «Я гораздо более расслабленна сейчас, чем раньше. Не напоминаю тигрицу. Такое состояние возможно, лишь когда «отпускаешь» какие-то вещи. И это может быть прекрасным началом — словно открываешь дверь новым возможностям».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
«Я хотел понять, насколько хорошо меня знает моя дочь»: Каневский об участии в шоу «Свидание с прицепом»
На национальном видеохостинге RUTUBE вышел новый выпуск шоу «Свидание с прицепом», в котором дети под чутким наблюдением ведущего Дмитрия Шепелева помогают своим одиноким родителям найти новую любовь. Участие в проекте принял телеведущий и фитнес-эксперт Эдуард Каневский с дочерью Ксенией. В интервью он рассказал, смог ли сохранить отношения с победительницей шоу — Олесей.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог