Яна Сексте: «Табаков посмотрел на меня, и мои ноги подкосились»

«Я никогда не снималась в таком жанре — комедия с элементами драмы. Мне досталась настолько...
Яна Сексте. Фото
Яна Сексте
Фото: Ксения Бубенец/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

«Я никогда не снималась в таком жанре — комедия с элементами драмы. Мне досталась настолько острохарактерная роль, что еще немного, и получилась бы пародия», — рассказывает Яна Сексте, ведущая актриса Московского театра Олега Табакова, недавно сыгравшая в сериале «Вика-Ураган», который стартует на ТНТ.

— Яна, вы преподаете мастерство актера в Московской театральной школе Олега Табакова. На интервью вы приехали прямо с занятий. Говорят, студенты вас обожают!

— Это точно они сказали? (Смеется.) Сегодня я на них ругалась. Делаешь молодому артисту замечание триста шестьдесят тысяч раз, а он не реагирует. Приходится действовать теми же методами, как со своей дочкой. Пять раз скажешь: «Аня, иди есть», — не идет. А если заорать — сразу придет. Со студентами делать так не хочется, конечно. Но иногда по другому не получается. Я знаю об отношении студентов ко мне и очень им дорожу.

— Вы строгий преподаватель?

— Нет, скорее азартный. Мне бы хотелось, чтобы у меня был такой преподаватель, как я. Кричу только потому, что я очень эмоциональный человек. Но при этом искренний.

— И, кажется, довольно подкованный в психологии.

Яна Сексте с Олегом Табаковым
С Олегом Табаковым на вручении премии «За талант». 2000 г.
Фото: Михаил Гутерман/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

— Психология — одна из основ нашей профессии. Мы же не играем, мы воспроизводим человеческое поведение. Зритель прекрасно чувствует, когда актер переигрывает или недоигрывает. Злость, любовь — все это надо уметь показать не жестами и не громкостью реплики, и тут понимание психологии, конечно, очень помогает.

— Понятно, что нельзя любить больше маму или папу, но все-таки: какой из ваших спектаклей в Московском театре Олега Табакова вам наиболее близок?

— Это один из основных вопросов, который мы, актеры, часто задаем сами себе. И второй: какую роль ты бы хотел сыграть. Отвечая на них, я поняла, что в профессии я очень счастливый и удачливый человек. Мне всегда очень везло с режисерами, ролями и партнерами! У меня в принципе, по крайней мере в театре, было мало ролей, которые давались легко. Например, спектакль «Моя прекрасная леди» — это был ад. (Смеется.) Алла Михайловна Сигалова дала мне роль на такое сопротивление! На первой репетиции она сказала: «Яна, вот ваш персонаж. Мне нужно, чтобы вы сыграли очень красивую и очень спокойную женщину». Мне! И запретила использовать все актерские средства выражения, которыми я привыкла пользоваться. Я благодарна Алле Михайловне за безумную веру. В результате роль получилась и стала одной из любимых, но путь к ней был кровавым... Я постоянно спрашивала: «А что будет, если получится?» На что она отвечала: «Что значит — если? Не если, а когда». Так же и роль Анны Андреевны в спектакле «Ревизор» далась мне очень непросто. В первую очередь потому, что режиссеры всегда требовали от меня того, чего я раньше не делала. Над этим приходится работать практически круглые сутки, но я занимаюсь этим с удовольствием.

— У вас бывают выходные?

— Нет, конечно. И я очень благодарна семье, которая такой ритм принимает. Я, наверное, не умею отдыхать. Вот в спектакле «Страсти по Бумбарашу» у нас занят весь театр, включая студентов Театральной школы Олега Табакова. И как-то один из них, второкурсник, пошутил: «Вот представьте, Яна умрет, мы будем стоять, скорбеть у гроба, а она оттуда встанет, и раздастся: «А чего стоим-то, репетировать нам не нужно?» (Смеется.) Мне эта шутка понравилась, я ее восприняла как комплимент. Не знаю, может быть, в работе надо уметь и притормаживать, но в ближайшее время я такого не планирую.

Владимир Машков — какой он руководитель?

Яна Сексте с Аглаей Тарасовой
«Мне досталась настолько острохарактерная роль, ярчайший образ — почти на грани» С Аглаей Тарасовой в сериале «Вика-Ураган». 2022 г.
Фото: Пресс-служба ТНТ

— Фанатично, яростно влюбленный в дело, которым мы занимаемся все вместе. Это, конечно, подкупает, восхищает. Человек сам к себе предъявляет абсолютно те же требования и задает себе те же вопросы, как и другим участникам коллектива, ставит перед собой такие же высокие планки. Видя это, ты сразу даешь ему абсолютное право относиться к тебе требовательно, раз уж он сам живет по законам, по которым живет театр, и уж точно не применяет ни к кому двойных стандартов. С ним бывает непросто, но всегда очень интересно. Владимир Львович буквально живет в театре. Когда он только пришел, многие из нас не знали его лично, в том числе и я. Мы столкнулись с этой запредельной энергией: репетиции, спектакли, школа, студенты, репетиции, спектакли… Однажды ночью после съемок я сажусь в такси, а из навигатора его голос: «Через двести метров поверните направо». Я: «Не-е-ет, пожалуйста, нет!» (Смеется.) Тогда я поняла, что Владимир Львович действительно везде. Но, знаете, я побаиваюсь хвалебных формулировок, потому что, когда ты говоришь определенные слова в адрес руководства, кто-то может углядеть в этом подобострастие. Ну а как мне по-другому выразить свое искреннее убеждение в том, что Машков — великий актер? Иногда задумываюсь, как такое можно заслужить, за что? Работа с Машковым — это подарок судьбы.

— А каково было быть ученицей Олега Павловича Табакова?

— У меня есть любимая цитата Марины Цветаевой: «Безмерность моих слов — только слабая тень безмерности моих чувств». Очень сложно объяснить, каково это… Немыслимо. То, что он выбрал меня в свои ученицы, потом взял в театр, его вера в меня — все это подарило мне крылья. Он умел одним только взглядом сказать все, что от тебя требуется, но, даже когда тебе что-то удавалось, почти никогда не хвалил. Чтобы он меня прям похвалил — такое было, наверное, раза три. Как-то он нам, студентам, сказал: «А почему вы ждете похвалы? Я вас набрал, чтобы вы хорошо играли, это ваша работа, я вас для этого и взял». Поэтому хвалил он только в том случае, если удавалось его удивить. И как же мне хотелось его удивить!

— Как он вас называл?

— Янка. Ну и «старуха». Он всегда нас называл «старухами» и «стариками».

— Что он сказал, когда вы встретились первый раз?

Яна Сексте с Владимиром Машковым
С Владимиром Машковым в спектакле «Ревизор». 2019 г.
Фото: Ксения Бубенец/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

— Он не сказал, он посмотрел: так, что я запомнила это на всю жизнь. Когда мы из Латвии, где я выросла, приехали на первый тур в Театр русской драмы, нам сказали: Табакова на первом туре не будет. И вот я в первой десятке абитуриентов захожу в аудиторию, и первое, что вижу, — лицо Олега Павловича. Все, ноги подкосились. Когда дошла моя очередь, я со страху проорала: «Яна Сексте, 17 лет!» А он в это время что-то писал на листочке. После моего крика поднял глаза и с интересом на меня посмотрел. Этот его заинтересованный взгляд с хитрым прищуром я запомнила на всю жизнь. Сначала я подумала, что его могла заинтересовать необычная фамилия, но позже поняла, что зацепила моя энергоемкость. Кричать можно сколько угодно громко, но, я надеюсь, он увидел во мне другое.

— Интересно, как вы с такой энергоемкостью проводили время в студенчестве?

— Как все нормальные студенты в общежитии. Однажды собрались перед началом четвертого курса, ну и покуролесили как положено. Утром при­ехал декан Школы-студии МХАТ Сергей Иванович Земцов с целью устроить нам разнос. С трудом сдерживая улыбку, сказал: «Не могу даже представить, что тут ночью творилось в общежитии, но вахтеры дали мне список отличившихся». Первой в этом списке была я! Нам на месяц запретили приводить гостей, объявили строжайший комендантский час.

— Москва вас сразу приняла?

— Уже теперь понимаю, что она меня — да, а у меня к ней были вопросы. Согласитесь, какая наглость с моей стороны! Сначала мне было очень тяжело. Я родилась в Риге, маленьком, тихом, уютном городе, а тут Москва — целая вселенная, махина с запредельным уровнем шума и шириной улиц. Мы со столицей не сразу друг друга поняли, но теперь уже я считаю ее своим домом. Тут многое сошлось. Сейчас думаю: это же какой надо было быть самоуверенной, чтобы присматриваться к Москве? Еще несколько лет назад я могла позвонить маме и сказать: «А у них тут дождь». Теперь уже — «у нас».

— Мама, кстати, часто навещает вас в Москве?

Яна Сексте с Владимиром Машковым
С Владимиром Машковым на репетиции спектакля «Схватка». 2022 г.
Фото: Пресс-служба Московского театра О. Табакова

— Нечасто, но регулярно. Вот как раз сейчас она на несколько дней здесь. Снова будет выпрашивать рецепт жареного мяса у моего мужа Мити. (Смеется.) Он готовит как бог, от его мяса можно просто сойти с ума.

— А почему он не делится рецептом с тещей?

— Потому что нет определенного рецепта, Митя постоянно экспериментирует с разными маринадами. Он настоящий творец.

— Яна, а вы не пробовали, как это делают многие актрисы, стать вегетарианкой?

— Пыталась, но не потому, что это модно. Если бы дело было в моде, я бы из принципа ела одно лишь только мясо. В общем, на второй или третий день эксперимента мясо стало мне сниться, и я поняла, что вегетарианство — не мое. Видимо, я в силу занятости трачу столько энергии, что белок мне необходим.

— Кстати, о занятости. Вы настолько поглощены жизнью театра, что удивительно, как успеваете сниматься и в кино, и в сериалах. Чем, например, вас заинтересовала роль в сериале «Вика-Ураган», премьера которого состоится на канале ТНТ 13 июня?

Михаил Пореченков и Константин Хабенский
«Перед встречей с людьми, которые тебя восхищают профессионально, всегда боишься разочароваться в их человеческих качествах. Но это точно не про Мишу и Костю. С первой минуты стало понятно, что это прекрасные люди. У обоих потрясающее чувство юмора» Михаил Пореченков и Константин Хабенский в фильме «Небесный суд». 2011 г.
Фото: DT Production/Централ Партнершип

— В первую очередь тем, что я никогда не снималась в таком жанре — комедия с элементами драмы. Мне досталась настолько острохарактерная роль, ярчайший образ — почти на грани, еще немного, и получилась бы пародия. Я антагонист главной героини, отрицательный персонаж, и именно это было мне интересно. Каждый герой в этом сериале намного более сложносочиненный, чем может показаться. Там нет черных и белых, какая-то мозаика персонажей. Команда, надо сказать, была прекрасная, состояла из настоящих профессионалов именно в этом сложнейшем жанре. Мы очень много смеялись, но эта тема для отдельного интервью.

— Вы пересматриваете свои телевизионные и киноработы?

— В крайних случаях. Мне как-то неуютно. Это даже не стеснение, конечно, нет. Просто не люблю. Вот однажды пересматривала сериал «Небесный суд», когда сказали, что будем снимать вторую часть. С момента съемок первой тогда прошло уже почти два года, и надо было вспомнить, кого я там вообще играла. (Смеется.)

— На этом проекте вы работали в команде с Михаилом Пореченковым и Константином Хабенским. Было весело?

— Не то слово. Это просто дуэт-фейерверк. На этом проекте я впервые пересеклась с Костей и Мишей. Боялась ужасно, что не смогу соответствовать высокому уровню профессионализма и таланта таких актеров. Перед встречей с людьми, которые тебя восхищают профессионально, всегда боишься разочароваться в их человеческих качествах. Но это точно не про них. С первой минуты стало понятно, что это прекрасные люди. У обоих потрясающее чувство юмора, мы ржали бесконечно. Я не могла не смеяться, когда они были рядом. И в конце концов, когда меня снимали крупным планом, даже попросила, чтобы мне подыгрывал кто-то другой, чтобы губы сами собой не растягивались в улыбке. Но режиссер сказал: «Нет, с такой любовью, как на Хабенского и Пореченкова, ты не будешь смотреть ни на кого».

Яна Сексте с мужем
С мужем Дмитрием Мариным на премьере фильма «Кто там?». 2022 г.
Фото: Пресс-служба мероприятия
Дочка Яна Сексте
Дочка Яны и Дмитрия Аня. 2021 г.
Фото: из личного архива Яны Сексте

— Яна, вы потрясающе оптимистичный человек. Вас вообще что-то может вывести из равновесия?

— Разве что утренний подъем. Я очень мало сплю и довольно тяжело просыпаюсь. Однажды дочка, ей было лет шесть, сказала домашним, когда я проснулась: «Подождите немного, сейчас мама выпьет кофе и превратится в человека».

— От всей души желаю вам чаще высыпаться.

— Спасибо, и чтобы кофе был покрепче.

Названы три причины вернуть ковер на стену — в СССР не ошибались
В последние годы наблюдается возрождение тренда на использование ковров на стенах, несмотря на то что еще недавно большинство людей стремились избавиться от них. Новое поколение дизайнеров осознает, что ковры могут не только украшать пространство, но и решать ряд практических задач, пишет эксперт Дзен-канала «DOMEO».




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая