Она воровала из магазинов, когда это еще не стало в Америке мейнстримом, и чуть не поплатилась за это карьерой. А роман с Джонни Деппом едва не разрушил ее как личность. Но Вайнона восстала из пепла и завоевывает новых поклонников, которые не в курсе, что роль Джойс Байерс из «Очень странных дел» играет культовая актриса 90-х.
Родители Вайноны планировали назвать ребенка (если будет девочка) Лорой. Но жизнь распорядилась иначе. В прачечной в маленьком городке в штате Миннесота, куда они приехали из коммуны хиппи на заброшенной старой ферме, у матери будущей звезды начались преждевременные роды. В то время, если такое случалось где-нибудь на бескрайних просторах Америки и до ближайшей больницы было не добраться, мужчины вынимали из ботинка шнурок, кипятили его и перевязывали пуповину. «Шнурковые дети» — так называли этих младенцев. Это и проделал отец Вайноны, не дожидаясь ничьей помощи. А девочка получила имя по названию городка, где появилась на свет. Актриса не раз потом заезжала туда по дороге к своим родственникам, по-прежнему живущим в штате Миннесота. «Маленький дружелюбный городок. Добрые, приятные люди. В общем, если вы смотрели «Фарго», понятно, что я имею в виду... За исключением, разумеется, убийств».
Родители Вайноны Майкл и Синтия Горовиц, потомки еврейских эмигрантов из России и Румынии, были свободными художниками. Они сочиняли книги и статьи и жили на гонорары с этого занятия. Например, в коммунах хиппи, где нередко не было даже электричества. Дружбу водили с такими персонажами, как Тимоти Лири, — психоделический гуру 60-х стал крестным актрисы. У нее есть младший брат Юри — его назвали в честь первого космонавта Юрия Гагарина.
Кино в сарае
Из Миннесоты семья перебралась в Калифорнию, где неподалеку от Сан-Франциско и выросла Вайнона. В школе она долго не продержалась: в один из первых дней ее избили, приняв за мальчишку — из-за короткой стрижки и одежды из Армии спасения. Спрятаться от реальности проще всего в мире фантазий. Благо у девочки воображения было в избытке. «Я представляла себе, что живу в старом заброшенном кинотеатре с продавленными и изрезанными креслами, который был недалеко от нас. Сплю там, прячу свой велосипед и смотрю целыми днями кино».
Но и в реальности она смотрела огромное количество фильмов — мать приспособила старый сарай для бесплатного показа кино всем желающим. Смотрела Вайнона и контрабандным путем добытые видеокассеты с концертов современных музыкантов. Неудивительно, что авторы «Очень странных дел» безмерно благодарны актрисе за помощь в устранении фактических ошибок и неточностей во время съемок. «Эта песня появилась только в 85-м году, а вы ставите ее в 83-м», — говорила она. Авторы сценария и режиссеры меняли многое на основе замечаний Райдер. Не говоря уж о том, что Вайнона служила своего рода наставницей для своих юных коллег по сериалу. В мягкой и дружеской форме объясняла им, как не впасть в голливудское мракобесие от ранней славы и денег, бережно относиться к себе и своей частной жизни. В конце концов, она имеет на это право — благодаря собственному опыту.
В 12 лет Вайнона начала учиться в актерской студии при театре в Сан-Франциско. Кассета с записью монолога из романа ее любимого писателя Сэлинджера случайно попала в руки к режиссеру, который и снял Вайнону в ее первом фильме «Лукас» с Чарли Шином. Тим Бертон, увидев 13-летнюю Вайнону в «Лукасе», позвал Райдер в «Битлджус» сыграть тинейджера-гота, чья семья переезжает в дом, облюбованный привидениями. В актерский ансамбль входили Джина Дэвис, Майкл Китон и Алек Болдуин. Вайнона надеялась, что после выхода в 1988 году этого успешного ужастика отношение к ней в школе изменится в лучшую сторону. Но все стало намного хуже — ее начали обзывать «ведьмой».
В следующем году она окончательно поставила крест на своем публичном образе и, как был уверен ее агент, карьере, снявшись (вопреки его мольбам) в авторском независимом фильме «Смертельное влечение». На пару с Кристианом Слэйтером они играли влюбленных подростков, решивших убивать всех пользующихся популярностью одноклассников. В прокате картина провалилась, хотя игру Райдер очень хвалили и называли ее самой яркой инженю последних лет.
В 1990 году Фрэнсис Форд Коппола выбрал Вайнону на роль Мэри Корлеоне в третью часть «Крестного отца». К сожалению, в последний момент она заболела (уже по приезде в Рим, где должны были проходить съемки), и врачи категорически запретили актрисе даже вставать с постели. Копполе пришлось срочно искать замену. И он отдал роль своей дочери Софии (она как раз приехала к отцу в Рим на каникулы). В результате «Крестный отец 3» считается слабее однозначно шедевральных первых двух фильмов. И во многом из-за «деревянной» игры Софии. Она стала хорошим режиссером, но актерская стезя явно не была ее сильной стороной. Райдер очень переживала, что подвела Копполу и он больше никогда ее не позовет. Но режиссер дал ей двойную роль в «Дракуле» после того, как Вайнона сама принесла ему сценарий и убедила внимательно к нему присмотреться.
«Она забрала душу Джонни»
Райдер отлично удавались героини из прошлого, и она продолжила эту традицию, снявшись у Мартина Скорсезе (по ее мнению, «самого лучшего режиссера на свете») в «Эпохе невинности» — с Мишель Пфайффер и Дэниелом Дэй-Льюисом. В том же 1993 году вышел еще один исторический фильм — «Дом духов», где актриса играла вместе с Мерил Стрип, Антонио Бандерасом и Гленн Клоуз.
В 1994 году Вайнона посвятила фильм «Маленькие женщины» по роману Луизы Мэй Олкотт (актриса играла в нем Джо Марч) Полли Клаас — девочке, которую похитили в городке, где выросла Вайнона. За ее благополучное возвращение Райдер в свое время назначила большую денежную награду. Но вскоре тело девочки нашли, и эта трагедия потрясла Вайнону. Она поддерживает благотворительный фонд имени Полли Клаас до сих пор.
В 1989 году 17-летняя Райдер встретила 26-летнего Джонни Деппа на премьере своего фильма «Большие огненные шары» (ради него актриса отказалась от съемок в «Стальных магнолиях», и роль досталась Джулии Робертс). Это была любовь с первого взгляда. Через пять месяцев они объявили о помолвке и вместе снимались в картине «Эдвард руки-ножницы» у Тима Бертона. При этом Вайнона и Джонни напоминали героев из мрачной сказки. Оба меланхолично-грустные, изысканно и утонченно красивые нездешней красотой, они шествовали по красным дорожкам с элегантным безразличием кинозвезд старого Голливуда. У Деппа на руке появилась татуировка «Вайнона навсегда».
«Я люблю ее больше всего на свете», — повторял актер. Большая любовь в случае разрыва превращается в столь же глубокую сердечную рану. Через четыре года они расстались. Точные причины известны только им. Хотя отец актрисы, несмотря на то что гордился парой и любил Джонни, признавался, что был против их брака. Депп, в свою очередь, винил прессу в назойливом внимании (Райдер и Депп притягивали репортеров с такой же силой, как станут в свое время Джоли и Питт) и свою излишнюю откровенность и честность.
Ясно одно: эти отношения были (и возможно, остались) самыми важными в жизни обоих актеров. Сразу после расставания в 1993 году Депп уехал на съемки «Эда Вуда». Режиссер Тим Бертон вспоминал, что он часто появлялся заплаканный или заливался слезами прямо на площадке. «Все было иначе, чем при Вайноне. Он вел себя больше не как Джонни. Словно Вайнона забрала с собой душу Джонни, его любовь». Райдер было всего 22 года, и драма казалась невыносимой. Как-то она чуть не сгорела во сне, заснув с непотушенной сигаретой. Врачи поставили актрисе диагноз: тревожное расстройство психики. На съемках «Эпохи невинности» Мишель Пфайффер тщетно утешала Вайнону, повторяя, что все проходит и ее страдания тоже пройдут, а жизнь войдет в свою привычную колею...
Через 6 лет после расставания с Деппом Райдер взялась за проект «Прерванная жизнь», ставший ее страстью, — о молодой женщине, сражающейся с депрессией и безумием. Она продюсировала его на свой страх и риск и сыграла главную роль. Тогда же и призналась, что никто до конца не подозревает, насколько мрачными были годы «после Деппа»: «Это была моя прерванная жизнь, только не выдуманная, а реальная». Все были уверены, что Райдер получит «Оскар» за эту картину. Но премию Киноакадемии в 2000 году вручили ее партнерше Анджелине Джоли за лучшую роль второго плана.
Депп и Райдер остались в добрых отношениях. Вайнона позже даже выступит в его защиту, когда бывшая жена актера Эмбер Хёрд обвинит Деппа в домашнем насилии. В заявлении Вайноны, зачитанном перед присяжными, актриса утверждала, что знает Деппа как любящего, нежного, заботливого человека. Она всегда чувствовала себя рядом с ним в полнейшей безопасности и находит обвинения совершенно неправдоподобными.
«Вы были великолепны в «Пятом элементе»
Еще во время романа с Деппом Вайнона подружилась с Гвинет Пэлтроу, пришедшей, как и Райдер, на смену «старым» голливудским дивам. Гвинет и Вайнона всюду ходили взявшись за руки и казались неразлучными. После разрыва с Джонни Гвинет познакомила лучшую подругу с Мэттом Дэймоном, и их роман продолжался несколько лет. В 1998 году Вайнона получила сценарий фильма «Влюбленный Шекспир». По слухам, Пэлтроу увидела его у нее дома, прочитала и добилась прослушивания для себя. Дело закончилось тем, что роль досталась Гвинет и принесла ей «Оскар» в 1999 году. Правда ли, что Пэлтроу так поступила, неизвестно. Но с той поры их дружба резко сошла на нет. Немало повлияла на психику Вайноны и роль умирающей от рака молодой женщины в мелодраме «Осень в Нью-Йорке» с Ричардом Гиром.
В 2001 году эмоциональное напряжение, стресс, усталость и депрессия взяли над Райдер верх. Кульминацией стал инцидент, обошедший все мировые массмедиа со скоростью света, — актрису арестовали за кражу вещей из дорогого магазина в Беверли-Хиллз. В ее сумке полиция обнаружила шприцы и лекарства наркотического ряда. Официально Вайнона объясняла случившееся тем, что находилась под воздействием сильных обезболивающих из-за сломанной руки. Врач, назначавший повышенные дозы лекарств, лишился лицензии. Судебное разбирательство продолжалось до июня 2003 года. Суд приговорил Вайнону к крупному штрафу и общественно-полезным работам. После этого Райдер исчезла, словно растворилась в воздухе. Жила в Сан-Франциско, ни с кем, кроме семьи, не общалась, ее телефон молчал. Разрыв с Голливудом был взаимным. Перерыв продлился до 2006 года, когда актриса стала получать небольшие роли в проходных фильмах.
Все изменилось в 2010-м, когда Вайнона появилась в небольшой роли стареющей балерины, как две капли воды похожей на героиню Натали Портман — молодую восходящую звезду — в фильме «Черный лебедь» Даррена Аранофски. Это было окончательное возвращение в большое кино.
Что касается личной жизни, то и тут у Вайноны все наладилось. С 2011 года она скромно и тихо живет с дизайнером из Нью-Йорка Скоттом Ханом. Впервые актриса появилась с ним на премьере первого сезона «Очень странных дел» в 2016 году. «У нас столько общего, мы связаны на разнообразных уровнях. Но самое удивительное, что он не работает в кинобизнесе...» Хан настолько далек от этого мира, что при первой встрече в доме у Боно (они оба с ним дружат) принял Вайнону за Миллу Йовович. Сказал, что она была великолепна в «Пятом элементе». Почему же актриса не выходит замуж? «Я предпочитаю быть не замужем, чем проходить через развод. И дело не в том, что я имею что-то против разводов. Просто знаю, что не смогу его пережить. Мои родители безумно любят друг друга вот уже пятьдесят лет. И мне было бы трудно преодолеть эту высокую планку...»