Увидев 16-летнюю Марину Влади, Высоцкий дал себе слово: однажды они поженятся

Еще в 16 лет Марина снялась в главной роли в фильме «Колдунья» по мотивам повести русского писателя...
Мария Обельченко
|
31 Июля 2022
Марина Влади
На Московском международном кинофестивале. 1965 г.
Фото: риа новости

В России в 99 случаях из 100 французскую кинозвезду русского происхождения вспоминают в связи с величайшим бардом, поэтом и актером Владимиром Высоцким. До самой смерти музыканта Марина была его женой, музой и лучшим другом. Но жизнь Влади была насыщенной — и в личном плане, и в карьере — и до, и после Высоцкого.

Еще в 16 лет Марина снялась в главной роли в фильме «Колдунья» по мотивам повести русского писателя Александра Куприна «Олеся». И во Франции эта романтическая история любви пользовалась большим успехом. Необычная красота и очарование совсем юной актрисы приворожили сердца многочисленных зрителей. Но в Советском Союзе «Колдунья» стала настоящей сенсацией в кинопрокате. Именно в этом фильме Высоцкий впервые увидел Марину, и она его совершенно околдовала. Он пообещал себе, что когда-нибудь непременно женится на этой необычайно привлекательной девушке — яркой блондинке с прозрачными голубыми глазами.

Марина Влади с Морисом Роне
Когда актриса впервые приехала в Москву, к ней бросались толпы девушек, каждая из них — с распущенными волосами и челкой, как у Марины в «Колдунье» С Морисом Роне в фильме «Колдунья». 1955 г.
Фото: Legion-Media

Когда актриса в 1959 году впервые приехала в Москву на Неделю французского кино, к ней бросались толпы девушек, каждая из них — с распущенными светлыми волосами и челкой, как у Марины в «Колдунье». «Они меня целовали, я вся была в помаде», — с улыбкой вспоминала Влади. В этом экранном образе она была настолько убедительна, что многие зрители отождествляли актрису с ее героиней. И еще долго, уже после смерти Высоцкого, к ней будут приходить письма от почитателей — не только как к жене любимого всеми барда, но и как к «колдунье». Однажды случился казус, о котором Марина рассказала в своей книге: «После спектакля нас с Высоцким поджидали возле театра двое незнакомцев. Один представился моим поклонником из Тбилиси, который приехал за нее отомстить: «Мы с моим другом готовы убить того подлого негодяя, у которого нет жалости! Как он мог, как не пожалел? Камнем! Камнем даже собаку не убивают!» Наконец я начинаю понимать: Колдунья — юная дикарка — моя героиня из фильма, над которым рыдала вся Россия, погибает от руки невежественного крестьянина. И вот теперь этот человек хочет отомстить за ту, которую я сыграла. Он так свято поверил во все это, что ему показалось совершенно естественным предложить свою помощь мне...»

Марина Влади с Владимиром Высоцким
С Владимиром Высоцким на праздновании десятилетнего юбилея Театра на Таганке. 1974 г.
Фото: РИА Новости

Начала сниматься в 11 лет

Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова — так звучит длинное, но настоящее имя актрисы — родилась 10 мая 1938 года во Франции, в коммуне Клиши-ла-Гаренн, в нескольких километрах от Парижа. Младшая из четырех дочерей русских эмигрантов — оперного певца Владимира Полякова-Байдарова (псевдоним Влади Марина взяла в честь отца) и балерины Милицы Энвальд. Владимир Васильевич окончил Московскую консерваторию, но, когда началась Первая мировая война, мечтал попасть на фронт. Однако в царской России существовал закон, согласно которому единственного сына-кормильца не могли забрать в армию. Мать же его к тому времени уже овдовела. И тогда Владимир уехал во Францию, где выучился на летчика (он еще на родине увлекся пилотированием), и добровольцем сражался вместе с французами, был ранен и получил награды от французского командования. После демобилизации его приняли в Парижскую оперу, пел он и в опере Монте-Карло. Был знаком с Модильяни, Матиссом и многими выдающимися артистами и художниками первой половины XX века. Мать, Милица Евгеньевна, дочь царского генерала Евгения Васильевича Энвальда, училась в Смольном институте благородных девиц. В 1919 году их семья ­уехала из России и осела в Белграде. Там Милица и встретилась с Владимиром Поляковым, приехавшим туда на гастроли, и вышла за него замуж. Они переехали в Париж, и на свет появились четыре дочки — Ольга, Татьяна, Милица и Марина.

Марина училась балету в школе при Гранд-опера (ее мать там одно время танцевала), но балетное будущее ее не привлекало. Сестры обожали театр, играли в различных любительских спектаклях, а на «Трех сестер» с участием Тани, Милицы и Марины приходил весь цвет парижского общества. Сестры Поляковы пользовались таким успехом, что в одном из самых популярных во Франции журналов «Пари матч» было сделано забавное предположение. Мол, не случайно псевдонимы, выбранные сестрами, начинались на букву V (Ольга — Варен, Таня — Одиль Версуа, Милица — Элен Валье и Марина — Влади). Это знак и символ победы — слова, которое, как известно, начинается на эту же латинскую букву.

Марина Влади
Ее необычное лицо (в России оно казалось типично французским, а в Европе — славянским) и своеобразное дарование способствовали появлению особого образа. Она стала воплощением новой женственности В фильме «Принцесса Клевская». 1961 г.
Фото: MARY EVANS/ТАСС

Но Марину театр интересовал гораздо меньше, чем кино. И свою первую роль в кино она сыграла в 11 лет — в мелодраме «Летняя гроза», где Одиль (Таня) исполняла главную роль. В 1952 году 14-летняя Марина снялась в фильме «Черные перья» с Марчелло Мастроянни и во время съемок получила урок флирта от 27-летнего итальянца. Дальше флирта дело, по словам Влади, не пошло. Зато Мастроянни оказал ей огромную услугу — он познакомил девушку с самыми знаменитыми актерами и режиссерами, ввел в богемные круги европейского кинотеатрального мира. Марина снималась много, в самых разных городах и странах. Ее необычное лицо (в России оно казалось типично французским, а в Европе — славянским) и своеобразное дарование способствовали созданию и появлению нового женского образа. Она стала в середине 50-х и в 60-х годах воплощением иной женственности, не имеющей ничего общего с гламурным статусом секс-бомбы.

Робер Оссейн влюбился, как и Высоцкий

Кстати, во Франции Влади больше всего известна и чтима в качестве жены Робера Оссейна, французского актера (у нас его знают прежде всего как Жоффрея де Пейрака из экранизаций пяти романов Анн и Сержа Голон об Анжелике) и режиссера. Он, как и много позже Высоцкий, влюбился в Марину задолго до того, как смог реально проявить свои чувства. Оссейн тоже родился в семье эмигрантов, в Париже. Его настоящее имя — Абрахам Гусейнов, в нем намешано немало кровей, но сам он предпочитал считать себя русским и неплохо знал русский язык. Его отец взял во Франции псевдоним Андре Оссейн — он был талантливым музыкантом и композитором, сочинял музыку к фильмам сына. Мать, Анна Миневская, родилась в Киеве в семье богатого промышленника, училась, как и мать Марины, в Смольном институте, была пианисткой, театральной актрисой, прекрасно знала литературу и привила любовь к ней сыну. Неудивительно, что Робер Оссейн был вхож в дом Поляковых и впервые увидел Марину еще совсем девочкой. Из четырех сестер Марина была младшей — хрупкая, голубоглазая, дьявольски красивая.

Марина Влади с мужем Робером Оссейном
Любовь Оссейна Марина поначалу отвергла. Заявила, что он «не ее типаж», напрасно тратит свое время и ему нужно «вычерпать ложкой весь океан, чтобы стать ее мужем». Но через два года они поженились С мужем Робером Оссейном. 1959 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Оссейн безумно влюбился в Марину и, по его воспоминаниям, «скупал все журналы с ее фотографиями, раздумывая, как покорить ее сердце». И придумал. Пригласил сняться в своем режиссерском дебюте — психологическом нуаре «Мерзавцы попадают в ад». Но его любовь Марина поначалу отвергла. Однажды сказала ему, что он «не ее типаж», напрасно тратит свое время и ему нужно «вычерпать ложкой весь океан, чтобы стать ее мужем». Но Оссейн не отступался. Они совершали романтические прогулки, много разговаривали. Спустя два года Марина все-таки согласилась выйти за него замуж и родила в этом браке двоих сыновей — Игоря и Петра (Пьера).

Могла сыграть Анжелику в знаменитом фильме

Их с мужем творческий тандем отлично работал: или Марина снималась в фильмах Робера («Ты — яд», «Ночь шпионов»), или он был ее партнером, как в картине «Приговор», в 1959 году отмеченной на Московском международном кинофестивале. Но тем не менее брак довольно быстро распался. По словам Оссейна, их погубила «рутина», семейная лодка разбилась, как это часто бывает, о быт. В данном случае, Роберу надоело жить «в коллективе», «на ферме», то есть в большом доме Поляковых. Марина не хотела расставаться с сестрами, матерью, родственниками, ей нравился их семейный уклад — долгие посиделки за чаем у самовара, бесконечные игры и разговоры. Ему иногда казалось, что он женат сразу на четырех сестрах, а не на одной Марине. Череда ссор и скандалов закончилась уходом Робера (в 1959 году, через четыре года после свадьбы). И даже двое маленьких сыновей не смогли сохранить брак. К тому же Оссейн не знал наверняка, любила ли его жена, он отвечал лишь за свою к ней любовь. Шанс воссоединиться у бывших супругов случился, когда их обоих пригласили сыграть в фильме «Анжелика, маркиза ангелов», экранизации первой книги из серии романов об Анжелике, написанных Анн и Сержем Голон. Но ничего не вышло. Марина ушла из проекта, и партнершей Робера Оссейна в роли Анжелики стала актриса Мишель Мерсье, сделавшая себе имя этой ролью.

Мишель Мерсье и Робер Оссейн
Именно Влади сначала пригласили сниматься в фильме, прогремевшем на весь мир. Но она ушла из проекта, и Анжелику сыграла Мишель Мерсье, сделавшая себе имя этой ролью Мишель Мерсье и Робер Оссейн в фильме «Неукротимая Анжелика». 1967 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Отказала режиссеру Жан-Люку Годару

Много лет спустя в один из приездов в Россию Робер Оссейн в интервью сказал: «Сейчас мы дружим — нельзя ненавидеть бывших жен. Я наблюдал, как она была счастлива с Высоцким, — мы несколько раз встречались в Париже. Фраза Чехова «Скучно жить на этом свете, господа!» не про Высоцкого — он был неуемный, с огромной душой, харизматичный… Я видел, как Марина страдала, когда его не стало, поддерживал ее, когда у нее на руках умирал от рака ее последний муж…»

После развода Влади продолжала с успехом играть со звездами французского кинематографа Жаном Маре, Жераром Депардье, Жаном Габеном, Филиппом Нуаре и у лучших режиссеров-новаторов, благодаря которым Франция в те годы считалась кинематографической Меккой в Европе. Жан-Люк Годар в 1966 году снял ее в своем фильме «Две или три вещи, которые я знаю о ней». В начале фильма мужской голос за кадром обращается к зрителю: «Она — это Марина Влади, она актриса, на ней темно-синий свитер с двумя желтыми полосками. Она русская по происхождению. У нее темно-каштановые волосы. Или светло-каштановые, точно не знаю. Она повернула голову направо, но это не важно. Она — это Жюльетт Жансон, она здесь живет…» После разрыва с Анной Кариной Годар искал новую музу и увлекся Влади, даже сделал предложение. Но Марина Годару отказала...

Марина Влади с Николаем Гринько
Влади и Высоцкий познакомились, когда ее уговорили приехать в Москву и сняться в фильме об Антоне Чехове, где актриса сыграла возлюбленную писателя С Николаем Гринько в фильме «Сюжет для небольшого рассказа». 1969 г.
Фото: риа новости

В 1965 году вышла картина прославленного Орсона Уэллса «Полуночные колокола», законченный шедевр, полный режиссерских открытий и озарений, на основе четырех произведений Шекспира. Для Влади это была одна из немногих ролей на английском языке, она участвовала в блистательном актерском ансамбле — с Жанной Моро, Джоном Гилгудом и самим Орсоном Уэллсом в главной роли Фальстафа.

В 1963 году актриса получила за фильм «Королева пчел» Марко Феррери награду Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. И в ее жизни появился новый мужчина, ставший ее вторым мужем. Жан-Клод Бруйе — участник французского Сопротивления, летчик-испытатель, путешественник и авантюрист, успешный бизнесмен, основавший первую авиакомпанию в Габоне. Он дружил с президентами африканских стран, был человеком необыкновенно харизматичным и деятельным, к 35 годам стал миллионером. Вернувшись из дальних странствий, он устраивал грандиозные вечеринки на своей яхте и в доме на Французской Ривьере. На одной из таких вечеринок, где собирались все завсегдатаи фешенебельных средиземноморских курортов, высший свет общества, в том числе кинозвезды, они с Мариной и познакомились. Вероятно, он и его героическое прошлое бесстрашного пилота времен Второй мировой напоминали актрисе отца. В этом браке Влади родила третьего сына — Владимира. Но уже через три года супруги развелись. Слишком уж разными были их жизненные устремления и образ жизни. Жан-Клод не умел жить без новых приключений, однообразие наводило на него смертельную скуку, да и статус «мужа Ма­рины Влади» вызывал раздражение и еще большую ревность. А Марина была не готова бросить свою актерскую карьеру, чтобы вместе с ним пускаться даже в успешные авантюры.

«Теперь я буду петь для тебя одной»

Марина Влади с Массимо Троизи, Этторе Сколой и Марчелло Мастроянни
Мастроянни, с которым Марина познакомилась в 14 лет, оказал ей величайшую услугу. Он познакомил Влади с самыми знаменитыми актерами и режиссерами, ввел в богемные круги киномира С Массимо Троизи, Этторе Сколой и Марчелло Мастроянни на Каннском кинофестивале. 1989 г.
Фото: LEGION-MEDIA

В 1969 году Марина приехала в Москву по приглашению известного советского режиссера Сергея Юткевича для съемок в фильме «Сюжет для небольшого рассказа» — о жизни Антона Чехова. Юткевич был прекрасно образован, знал французский язык и довольно часто выезжал за границу на различные фестивали и конгрессы. И там он однажды уговорил французскую кинозвезду Влади сняться в его фильме вместе с потрясающими актерами — Роланом Быковым, Александрой Пановой, Ией Саввиной.

Впервые Марина увидела Владимира Высоцкого в Театре на Таганке — он играл Хлопушу в спектакле «Пугачев» на основе поэмы Сергея Есенина. Как и все зрители в зале, она была потрясена энергетикой и не­обыкновенным голосом актера. Он играл так, что все остальные персонажи постепенно исчезали, словно растворялись в его тени. На ужине после спектакля Высоцкий сказал ей: «Наконец я тебя встретил. Я бы хотел остаться здесь и играть и петь только для тебя одной». Сначала, по ее признанию, Марина восхищалась им как поэтом и актером. Но постепенно любовь захватила и ее — целиком и полностью. Влади понимала, что эти отношения невозможны. У них на двоих пятеро детей, Высоцкий занят в театре и на съемках, она тоже не может надолго выбираться из Франции. Но Владимир убедил ее, что ничто не может и не должно помешать им стать мужем и женой. Зимой 1970 года они поженились, провели счастливый медовый месяц на пароходе, и Марина уехала. Начались сложные будни. Короткие визиты в Москву, с трудом полученная Высоцким возможность путешествовать за границу и быть вместе. Бесконечные разлуки, тревожные вести о том, что он снова не сдержал обещания и начал пить. Марина изо всех сил старалась помочь Высоцкому, остановить на пути саморазрушения. Спасала, уводила от беды...

На рассвете 25 июля 1980 года она проснулась в своем парижском доме в страхе и отчаянии — словно почувствовала что-то. И тут же зазвонил телефон. «Володя умер», — два коротких слова обрушили на нее весь мрак ушедшей ночи. И всех за ней последующих дней и ночей.

Марина Влади
Марина старалась помочь Высоцкому, спасала, уводила от беды. Его смерть стала для нее катастрофой... Влади пообещала, что все письма мужа передаст на его родину — после ее смерти. Потому что они «принадлежат России» На Венецианском кинофестивале. 2016 г.
Фото: EastNews
Марина Влади с Владимиром Высоцким
Марина понимала, что эти отношения невозможны. Но Владимир убедил ее, что ничто не может и не должно помешать им стать мужем и женой С Владимиром Высоцким. 1978 г.
Фото: Валерий Плотников

После похорон мужа Влади вернулась во Францию полностью опустошенная и сломленная. Не могла слушать его песни, голос Высоцкого причинял ей почти физическую муку. Марина хотела умереть, покончить с собой. От чудовищного шага ее, к счастью, спас хороший человек и врач Леон Шварценберг. Он специализировался на онкологии и лечил сестру Влади. Леон ушел из семьи и прожил с Мариной 23 года — до самой своей смерти в 2003 году. По иронии судьбы, он умер от рака. Эта смерть практически убила в актрисе волю к жизни. Из пучины отчаяния (она пристрастилась к алкоголю) ее могла спасти только работа. Не столько в кино и театре, сколько за письменным столом. «Работа всегда меня спасала. Любовь, конечно, очень важна для женщины, но ведь не всем выпадает удача встретить таких людей, с кем жила я. Все мои мужчины были уникальные личности». Она опубликовала воспоминания о Высоцком «Владимир, или Прерванный полет» и в 2006 году сняла документальный фильм на ­основе этих мемуаров. Написала роман «Мой вишневый сад». Сама говорила, что он, по сути, автобиографический, основан на жизни ее родных. У бабушки, маминой мамы, был большой вишневый сад в имении под Курском. Главной героиней Марина сделала свою мать. В финале она встречается с Высоцким и благословляет дочь на брак с ним...

В 1992 году Влади исполнила свою давнюю мечту — сыграла русскую императрицу Екатерину II, пускай и в фильме японского режиссера и по роману японского писателя «Сны о России». Помимо японских актеров в этой чудесной (и очень малоизвестной) исторической картине одну из главных ролей сыграл замечательный Олег Янковский.

В 2015 году Марина переехала из большого дома в маленькую квартиру. Она живет одна, сыновья разъехались. Пришлось распродать на аукционе множество памятных вещей, в том числе связанных с Высоцким. Марина объясняла это тем, что просто не могла поместить все вещи в своем новом жилище. Остальное она передала в Россию. Обещала, что оставшиеся письма Высоцкого к ней будут тоже переданы — после ее смерти. Потому что они «принадлежат России».




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая