Три года без Марка Захарова: артисты «Ленкома» вспоминают своего худрука

«На репетиции как-то люстра упала на голову Кваши (Гафт потом по этому поводу написал: «Мертвечинка...
Нелли Скогорева
|
06 Ноября 2022
Марк Захаров
Марк Захаров 1987 г.
Фото: Андрей Соловьев/ТАСС

«На репетиции как-то люстра упала на голову Кваши (Гафт потом по этому поводу написал: «Мертвечинка без души освежила кровь Кваши»). А Захаров со своим фирменным угрюмым выражением лица отреагировал так: «Как хорошо, что хоть не на зрителя»… Захаров обладал и великолепным чувством юмора, и иронией, и самоиронией. При этом был достаточно закрытым человеком», — о своем великом худруке рассказывают Александр Збруев, Виктор Раков, Иван Агапов, Олеся Железняк, Алла Юганова и другие актеры театра «Ленком».

Иван Агапов: На репетициях у Захарова всегда происходило «обыкновенное чудо». Например, студенты подготовили три отрывка. Они, мягко говоря, все не очень, но Марк Анатольевич за три часа репетиции создает из этого безобразия что-то одно, но потрясающее. Предлагает: вот здесь просто посмотрите молча в зал, а здесь быстро уходите, и тому подобное. Например, я показывал, как вхожу в дверь, а он говорит: «Да ну ее, эту дверь, — вы ее просто снимите с петель и унесите…» И, один раз что-то придумав, он на этом не останавливался. Захаров хорошо понимал, что спектакли, как и люди, и машины, со временем изнашиваются, теряют свежесть. Вот мы играли «Королевские игры» 15 лет. Приезжаем в Израиль на гастроли. «Сейчас — говорит, — ритмы другие, давайте эту сцену сократим, это переставим». И он, как на монтажном столе, перекроил весь спектакль, после чего все заиграло, стало динамичнее, современнее…

Сергей Чонишвили и Виктор Раков
Сергей Чонишвили и Виктор Раков в спектакле «Женитьба». 2007 г.
Фото: РИА Новости

Однажды худсовет зарубил спектакль его ученика Романа Самгина «Укрощение укротителей». Захаров встал и сказал: «Мне нужно два дня, я гарантирую, что спектакль вам понравится». И вот два дня работы на сцене, замена парочки актеров. В итоге постановка оказалась самой кассовой в «Ленкоме», мы играли «Укрощение укротителей» 31 декабря и 1 января много лет, невозможно было достать на него билеты. Захаров работал легко, ему это доставляло кайф и радость. И даже хулиганил. Сергей Степанченко рассказывал, что однажды надо было, чтобы он резко повернулся, но у него не получалось. Захаров говорит: «Ну ударьте меня», а тот: «В смысле?» И только когда режиссер заставил Степанченко себя ударить, тот уловил нужное резкое движение. «Не каждый может похвастаться, что дал режиссеру пинок на сцене», — смеялся потом Сергей Юрьевич.

Анна Якунина: Захаров гениально владел тонкой иронией, что очень сближало их с Леонидом Броневым, например. Я пришла в «Ленком» играть в спектакле «Ва-банк» с Александром Збруевым, там у него такой текст: «Глафира Фирсовна, вы сильно страдаете?» Моя героиня отвечает: «Я мучаюсь». И, когда Марк Анатольевич пришел в гримерку поздравить нас с премьерой, спросил: «Анна Александровна, вы что — еще не заслуженная?» Отвечаю: «Нет, Марк Анатольевич», а он вдруг: «Сильно страдаете?» — «Мучаюсь». Все посмеялись, потом он говорит: «Ничего-ничего, скоро будете». Захаров любил, когда его артисты получали звания, гордился ими.

Александр Збруев, Олеся Железняк и Сергей Степанченко
Александр Збруев, Олеся Железняк и Сергей Степанченко в спектакле «Ва-банк». 2004 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Знаю, друзья называли его Мрак Захаров…

Иван Агапов: Он даже шутил всегда с непроницаемым лицом. Выпускали, помню, «Укрощение укротителей», они с режиссером Романом Самгиным сидели в зале, а актер Сергей Фролов из-за кулис спрашивает: «Рома, мне выходить из левой кулисы или из правой?» Захаров сделал ему замечание: «Это не Рома, это режиссер, надо обращаться по имени и отчеству». Прошел час-два, и Захаров обращается к Фролову: «Сереня, тут Ромик и Марик хотят что-то тебе сказать»... Еще помню случай. Вручали Марку Анатольевичу театральную премию «Чайка». Он вышел на сцену, получил премию и говорит: «Я поздравляю всю театральную общественность, что у нас есть такая премия, и хочу приветствовать вас песней». Все удивились, а он дурным голосом запел: «Ну-ка, чайка, отвечай-ка, друг ты или нет?» Все рухнули. На репетиции как-то люстра упала на голову Кваши (Гафт потом по этому поводу написал: «Мертвечинка без души освежила кровь Кваши»). А Захаров со своим фирменным угрюмым выражением лица отреагировал так: «Как хорошо, что хоть не на зрителя»… Захаров обладал и великолепным чувством юмора, и иронией, и самоиронией. При этом был достаточно закрытым человеком, я бы даже сказал — зажатым. Сергей Степанченко рассказывал, что однажды Марк Анатольевич оказался без машины и Степанченко предложил: «Давайте я вас довезу до дома». — «Спасибо». Они ехали всю дорогу молча. На каком-то долгом перекрестке Степанченко вдруг слышит: «Это вас?» Он удивился: «В каком смысле?» — «Ну, ВАЗ делает эти машины?» — «Да». На этом светская беседа и закончилась.

— Как актеры относились к Марку Анатольевичу? Побаивались?

Мария Миронова и Дмитрий Певцов
Мария Миронова и Дмитрий Певцов в спектакле «Укрощение укротителей». 2002 г.
Фото: Олег Булдаков/ТАСС

Анна Якунина: Все робели перед ним. Было страшно, когда Захаров шел по коридору, а когда входил в зал, там воцарялась гробовая тишина. Он не кричал, но видно было, если Марк Анатольевич злился. А как он молчал! Точно так же, как по паузам видно — большой артист или маленький, так и о его величии можно было судить по молчанию. Захаров так молчал, что было ужасно страшно, и это могло длиться долго. Он сам говорил, что артисты как экстрасенсы, так вот Марк Анатольевич был самый главный экстрасенс.

Олеся Железняк: Он у всех вызывал благоговейный трепет. Марк Анатольевич был человеком вне конкуренции. Знаю, была такая история: последние год-два, когда здоровье Захарова пошатнулось, начались разговоры, что, может, стоит позвать кого-то из режиссеров со стороны. Марк Анатольевич сказал тогда: «В клетке бывает только один медведь».

Алла Юганова: Фигуры такого масштаба здесь не было и больше не будет. Захарова все почитали, все хотели ему понравиться до такой степени, что, если Марк Анатольевич присутствовал на спектакле, у актеров все падало из рук или они сами падали — так все напрягались. Хотелось получить хотя бы взгляд одобрительный, это очень поднимало самооценку. Скажет: «Ну, вы как Ермолова в молодости!» — и сразу крылья вырастают. А мог и так сказать: «Это вы в каком сериале так играли?» И хотелось провалиться сквозь землю.

Марк Захаров с дочерью
Марк Захаров с дочерью Александрой в Третьяковской галерее. 2008 г.
Фото: Александр Куров/ТАСС

Анна Якунина: Он мог ругать, быть чем-то недовольным, а на следующий день встретит тебя в коридоре: «Ну что, получили вчера?» Все его взбучки и выволочки были в образовательных целях, он нас учил. Как строгий родитель — отчитает, а потом: «Ну ладно, ладно…»

Игорь Фокин: Марк Анатольевич был безумно обаятельный человек. Если его что-то веселило, он так заразительно хохотал! При этом Захаров запрещал нам смешить специально. Говорил: «Не вздумайте смешить на сцене! Нельзя смешить! Надо делать дело, если правильно делаете, значит, и реакция будет правильная».

Виктор Раков: Его реакции были очень искренние, детские, особенно когда его удивляли. Он говорил, что иногда не понимает, как у артиста получается так сыграть. Помню, мы повезли в Самару спектакль «Женитьба», и после первого показа он сказал: «Вы можете себе позволить эту сцену сыграть как-то по-другому. Ну, как большой артист». Потом, увидев мое лицо: «Вы что, не верите, что вы большой артист?» И ободряюще похлопал меня по плечу. Это было и приятно, но и не давало почивать на лаврах. Марк Анатольевич всегда думал о будущем театра, о том, кто придет на смену состоявшимся звездам, и делал звезд из молодых. Я ведь принадлежу ко второму поколению «Ленкома», и по отношению к себе я это видел.

Марк Захаров с женой
Марк Захаров с женой Ниной Лапшиновой
Фото: из семейного архива Марка Захарова

Одна из главных задач Захарова была воспитать синтетических актеров, которые могут и петь, и танцевать, сыграть и драматические, и трагические, и комедийные роли. Однажды говорит мне: «Виктор Викторович, вы читали книжку «Пер Гюнт»?» Я набрал воздуха, чтобы ответить, но Захаров прервал: «Нет, не надо, не читайте, вот такая толстая книга! Пойдите возьмите в литературной части сценическую редакцию. Я думаю, мы вас не до конца использовали как комедийного артиста, а там для вас будет интересная роль». И действительно, я получил там роль короля троллей — достаточно комедийного персонажа.

Иван Агапов: Мало кто знает, что у великого режиссера не было режиссерского образования. Марк Анатольевич начинал как актер. Кстати, поэтому он очень хорошо показывал: точно, хотя и одной краской. И обязательно добавлял: «Только не так гнусно, как я. Вы лучше сделаете, вы же талантливее». Захарову было важно, чтобы актер его понимал с полуслова, и мы понимали. Однажды одного очень большого актера хотели пригласить в театр на постановку, он просидел неделю на репетициях и потом сказал: «Я ничего не понимаю, о чем вы говорите, у вас какой-то свой язык, будто китайский».

— В любом театре есть интриги. Вмешивался ли Захаров в них или был выше этого, не замечал?

Олег Янковский, Александр Збруев и Леонид Броневой
Олег Янковский, Александр Збруев и Леонид Броневой в спектакле «Женитьба». 2007 г.
Фото: Russian Look

Алла Юганова: Был такой инцидент. Когда Николай Караченцов попал в аварию, у Людмилы Поргиной произошел нервный срыв прямо во время спектакля. И она не смогла продолжать, ушла со сцены. Ко мне подошли Олег Янковский и Игорь Фокин и сказали: «Надевай микрофон, будешь доигрывать». Я не очень была готова, пришлось в антракте осваивать роль — а там и песня, и танец, и текст. А другие актрисы не знали, что меня назначили, и стали между собой раскидывать реплики, чтобы спасти спектакль. После объявления они все демонстративно ушли из моей гримерки, типа, как я могла отобрать роль у Людмилы Андреевны. Я очень переживала, расплакалась из-за того, что они перестали со мной разговаривать. На следующий день Захаров собирает всю труппу и говорит: «Кто сказал что-то плохое Алле Сергеевне, должен написать заявление об уходе. Спектакль чуть не был сорван, она нас спасла. Самое главное — театр и его интересы». И все стали снова со мной дружить.

— Как вы относитесь к конфликту Александры Захаровой с Мар­ком Варшавером?

Алла Юганова: Мне очень жаль, что все так происходит. Я уважаю Александру Марковну как актрису и в то же время преклоняюсь перед Марком Варшавером. Он очень много делает для театра и для меня лично, и не только в творческом плане. Помогает всем, кто в этом нуждается. Хотелось бы, чтобы все работали в радость. А конфликтная ситуация нервирует лидера, что не может не сказываться на всей труппе. При этом Александра Марковна играет свои роли, все нормально.

Иван Агапов и Екатерина Гусева
Иван Агапов и Екатерина Гусева в спектакле «ЛюБоль». 2022 г.
Фото: Женя Сирина/Пресс-служба театра «Ленком Марка Захарова»

— Каким был Захаров образца 1973 года, когда он пришел в «Лен­ком», и как он изменился за последующие 46 лет?

Александр Збруев: За такой длительный срок человек действительно меняется в ту или другую сторону. Я впервые увидел Захарова в Московском театре миниатюр, и там он работал артистом. Тогда я не обратил на него внимания, потому что у Марка Анатольевича была совсем не артистическая внешность, и он меня не впечатлил. Надо понимать, что я тогда уже снялся в нескольких фильмах и пользовался уважением профессионалов. Прошло время, я знал, что Захаров поставил в театре МГУ замечательный спектакль «Дракон». Там играли Ия Саввина, Ролан Быков и другие актеры, которые тогда выходили на вершины настоящего искусства. Дальше он поставил «Доходное место» в Театре сатиры и «Разгром» в Театре имени Маяковского. И вот однажды я увидел его в «Ленкоме» — Захаров бежал, перескакивая через несколько ступенек. Помню, я спросил: «А ты чего тут делаешь?» Он что-то пробубнил в ответ и помчался дальше. Через неделю я его уже называл Марк Анатольевич, так как он был назначен худруком нашего театра. И он пришел не просто худруком, Захаров пришел побеждать, удивлять, в отличие от многих режиссеров других театров. Первый спектакль был «Автоград-XXI», Захаров подключил туда вещи, которые в ту пору для теат­ра были внове. Например, посадил на сцене ребят, которые просто играли на танцплощадках, — группу «Аракс»…

После Марк Анатольевич сделал много замечательных спектаклей, особенно в начале работы. В театр пришла новая публика, билеты стало невозможно достать. Тогда были поставлены «Тиль», «Оптимистическая трагедия», они прозвучали очень громко. Время шло, и, так или иначе теряя своих близких людей, Захаров оставался в одиночестве. Для него много значило окружить себя талантливыми людьми, и он умел собрать таких людей. Таким человеком был Григорий Горин, с которым Захаров дружил. Они очень хорошо понимали друг друга, работали парой. Горина не стало в 2000-м. Много значил для Марка Анатольевича художник Олег Шейнцис, которого он называл сценографом-режиссером, так как тот часто подсказывал ему какие-то интересные решения. Шейнцис умер в 2006-м. Рядом с Захаровым до конца остался сегодняшний директор теат­ра Марк Борисович Варшавер, который делал все, чтобы худрук мог нормально, ни о чем не заботясь, работать только творчески. Я помню, как однаж­ды Захаров назвал Варшавера своим другом… Естественно, с каждым человеком происходит какая-то трансформация, когда природа берет свое, это мы знаем и по другим театрам: имени Маяковского, Сатиры и многим другим. К сожалению, в последних спектаклях Захарова уже чего-то не хватало, и он сам был растерян, как мне казалось. Но в течение 46 лет он сделал очень-очень много интересного и значительного для искусства.

Елена Шанина и Николай Караченцов
«Одна из главных задач Захарова была воспитать синтетических актеров, которые могут и петь, и танцевать, сыграть и драматические, и трагические, и комедийные роли» Елена Шанина и Николай Караченцов в спектакле «Юнона и Авось». 1985 г.
Фото: РИА Новости

— Можно ли назвать его магом?

Олеся Железняк: Конечно! Помню, делали спектакль по Булгакову, За­харов говорит: «О, форточка хлопнула в момент, когда вы показывали отрывок. Значит, Михаил Афанасьевич нам привет передал, этот отрывок мы оставляем». Марк Анатольевич был наделен тонким чутьем и с большим вниманием относился к таким знакам. Кроме того, он обладал невероятным энергетическим зарядом. В своей книге он писал, что артист оказывает гипнотическое влияние на зрителя. И поэтому на одного хочется смотреть, а на другого неинтересно. Тот, кто владеет твоим вниманием, энергетически держит тебя. Были такие артисты, как, например, Михаил Чехов, не обладающие актерскими данными — ростом, голосом и тому подобным. И Захаров говорил: «Вы должны, как Чехов, имея невыразительную внешность, своим наполнением и энергией научиться менять ее». Марк Анатольевич занимался магическим таинством, обменом энергиями между актерами на сцене и зрительным залом.

— Он боялся неудач?

Олеся Железняк и Сергей Степанченко
Олеся Железняк и Сергей Степанченко в спектакле «Поминальная молитва». 2021 г.
Фото: РИА Новости

Иван Агапов: Перед премьерами Марк Анатольевич очень волновался. Были такие спектакли, что Захаров даже на генеральном прогоне не мог понять, это победа или поражение. Однажды перед какой-то премьерой сказал: «Знаете, отпустило, а то вчера после прогона было желание пойти на какую-нибудь стройку, залезть на последний этаж и сброситься вниз». Но у него была интуиция: «Вот тут зритель заскучает, в программку полезет...» Он призывал нас все время делать то, чего от нас не ожидают.

Виктор Раков: Он никому не давал заштамповаться. Помню, во время гастролей во Франции поставил задачу Караченцову: «Ты должен выйти в роли Резанова, как валютно-люксовый рок-оперный шоумен!» И Караченцов сразу его понял. Марку Анатольевичу важно было работать с единомышленниками, и он, если с чем-то соглашался, так и говорил: «Вот теперь я слышу соратника, подвижника»... Когда-нибудь, может, книжку напишу о Захарове, а сейчас много говорить даже не хочется, пока больно… Знаете, я больше говорил при жизни Марка Анатольевича. Когда его не стало три года назад, только на панихиде мы что-то рассказывали, и я в том числе, и с тех пор не было никаких интервью. Это, может быть, и хорошо, потому что его уход — очень серьезная потеря лично для меня. Я работаю в этом театре больше половины жизни и с Захаровым долгие годы связан творчески. Даже спустя эти три года потеря нашего худрука переживается очень тяжело — психологически и эмоционально. Чувствуется, что его нет и жизнь стала несколько… зыбкая. Потому что при Захарове в тандеме с Варшавером все было стабильно, даже в трудные времена в начале 90-х годов. Я понимал, что за ними мы — как за каменной стеной по любым вопросам, творческим и социальным. Так, как было, уже, конечно, не будет. Но жизнь продолжается, и надо жить, работать.

— Осталось в театре «захаровское послевкусие»? Сбылась ли его мечта — «меня нет, а театр есть»?

Александр Збруев, Александр Абдулов, режиссер Николай Гуляев, драматург Дмитрий Липскеров, Николай Караченцов, Олег Янковский, художник Олег Шейнцис с худруком театра Марком Захаровым
«Марку Анатольевичу важно было работать с единомышленниками, и он, если с чем-то соглашался, так и говорил: «Вот теперь я слышу соратника, подвижника» Александр Збруев, Александр Абдулов, режиссер Николай Гуляев, драматург Дмитрий Липскеров, Николай Караченцов, Олег Янковский, художник Олег Шейнцис с худруком театра Марком Захаровым
Фото: Валерий Плотников

Иван Агапов: Собаки очень похожи на своих хозяев. Так же у актеров — нет-нет да и замечаешь в ком-то: ой, поворот головы, как у Марка Анатольевича…

Александр Збруев: Я 60 лет здесь работаю с разными режиссерами и вижу, что театр обрел лицо именно Захарова, и лицо это заметно до сих пор. Прежде всего, идут спектак­ли Марка Анатольевича, хотя некоторые, к сожалению, сняты с репертуара. Но остались «Женитьба», и «Безумный день, или Женитьба Фигаро», и «Королевские игры», не говоря уже о «Юноне и Авось». А главное — театр продолжают любить зрители, и мы по-прежнему видим полные залы.

Виктор Раков: Кроме того, в театре сейчас идет «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. Александр Лазарев очень скрупулезно по захаровским «лекалам» восстановил этот спектакль, и оно того стоит, мне кажется.

Марк Захаров с Марком Варшавером
С Марком Варшавером во время сбора труппы театра «Ленком». 2007 г.
Фото: РИА Новости

Олеся Железняк: Я думаю, театр и сегодня абсолютно захаровский. Знаете, Марк Анатольевич меня часто журил за антрепризы, а я как-то пошутила: «Я же езжу в те города, куда «Ленком» не приедет, я показываю маленькую крупицу того, чему вы меня учили!» В этом есть, я считаю, большой смысл — как апостолы несли имя Христово, так и мы, артисты, продолжаем нести знамя Марка Захарова. Я очень благодарна Марку Варшаверу — он бережно относится к захаровским спектаклям, все сохраняет. Театр должен жить — он не музей, и в нем могут быть и удачи, и неудачи. И в том, что Марк Борисович вводит вторые составы, есть свой смысл, хотя многие обижаются и можно в спешке что-то пропустить, но то, что молодым артистам предоставляется возможность играть, — это хорошо. Не видя «живьем» «Поминальную молитву», я была против ее восстановления, считая это ошибкой. Но потом я поняла, насколько правильно, что спектакль восстановили. Среди зрителей сейчас большинство тех, кто вообще не видел старую постановку. И теперь новое поколение может прикоснуться к великому. Кому было бы лучше, если бы «Поминальной молитвы» не было? Театр Захарова живет! И в этом смысле он — очень счастливый человек…

Как не опозориться при выборе подарка на Новый год — об этом надо помнить
Новый год — время радости и ожидания приятных сюрпризов. Однако некоторые подарки могут не только оказаться непрактичными, но и вызвать недоумение или даже обиду у получателя. Важно помнить, что существуют вещи, которые не принято дарить, и они могут испортить атмосферу праздника.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая