Сергей Серков: «До «Ласкового мая» и по подвалам доводилось ночевать, и подворовывать»

«Однажды Шатунов пергидроля хлебанул… Он думал, это вода, а в стакане — пергидроль для дым-машины....
Павел Соседов
|
21 января 2024
Сергей Серков. Фото
Сергей Серков
Фото: Олег Черкасов

«Однажды Шатунов пергидроля хлебанул… Он думал, это вода, а в стакане — пергидроль для дым-машины. Юрка же не спросит, не понюхает — хлобысь, и у него хлопья изо рта пошли… Мы давай его промывать, «скорую» вызвали, но ничего, не сильно траванулся», — вспоминает музыкант и певец, участник группы «Ласковый май» Сергей Серков.

— Сергей, такой популярности, как у «Ласкового мая», не было ни у одного коллектива в истории отечественной эстрады. Какие случаи вспоминаются в связи с этим?

— Один раз поклонницы автобус с нами перевернули. За безопасностью на концертах «Ласкового мая» всегда милиция следила. После выступлений со стадионов и из концертных залов нас выводили по живому коридору из милиционеров. Но поклонницы прорывались. В тот раз, пока мы шли до автобуса, оцепление успешно противостояло поклонницам, но, когда мы сели и двери за нами закрылись, милиционеры расслабились, и толпа хлынула к нам. Автобус облепили, и мы с ужасом в окна наблюдали, как нас раскачивают, пока не опрокинули на бок. Слава богу, никто из коллектива не пострадал. Девочек, конечно, после этого оттеснили. Нас с Юркой Шатуновым, Андреем Разиным и Аркадием Кудряшовым вытащили и отправили в гостиницу на «Волге». А остальные остались дожидаться другого автобуса.

— Солистов в «Ласковом мае» было много, а телевизионных эфиров тогда у коллектива еще не было. И тем не менее вас все узнавали. Как так получалось?

— Я до сих пор не понимаю как. Но нас, конечно, узнавали. По городам мы только на такси передвигались. Но если надо было пройти по улице пешком, за спиной обязательно кто-нибудь попискивал, перешептывался. Эмоции не давали промолчать девчонкам.

— Юра тяготился этим?

— Нет. Юношеские понты брали свое. Сохранилось даже видео: наш автобус подъезжает к «Олимпийскому», и за кадром слышен голос Шатунова: «О, тормозни здесь, я выйду такой на понтах. Эх, люблююю!» Без охраны мы нигде не появлялись. Это были здоровенные парни из Печатников, спортсмены-тхэквондисты. Они и поклонников сдерживали, и расчищали для нас дорогу, и в номерах нас охраняли. Потому что к нам поклонницы нередко и в номера забирались — спускались по каким-то веревкам, по простыням. Чего только не было!

— Как гонорары тратили?

— Да не на что было тратить. Видики, плееры, шмотки, сигареты. Я часть денег родителям отправлял. Куда Василич (так в коллективе звали Шатунова) свои деньги девал — не знаю. Помню, в Йошкар-Оле мы были три дня — давали по четыре концерта в день! А номер у нас был президентский — четырехкомнатный, с конференц-залом. Мы с Василичем поехали в «Детский мир». Тогда только-только появились управляемые вездеходы на пульте управления, но еще на проводе. Накупили мы этих вездеходов, сделали в гостиничном номере трассу, расставили солдатиков в качестве препятствий — в общем, целую комнату завалили разными игрушками. Играли, играли, надоело. У кого-то был нож. И мы давай играть в ножички, кто больше воткнет. А кидали мы этот нож в мебель из красного дерева, которой был обставлен номер. Потом, естественно, наш администратор возмещал ущерб.

— Кто одел «Ласковый май» в джинсу?

Сергей Кузнецов, Юрий Шатунов, Константин Пахомов, Андрей Разин, Александр Прико, Игорь Игошин и Сергей Серков
«Когда был готов первый альбом, мы стали думать, как назвать коллектив. И тут Кузя предложил: «А давайте «Ласковый май»? У нас же в песне «Лето» слова «…но ласковый май вступит в права». Так и оставили» Сергей Кузнецов, Юрий Шатунов (слева направо на первом плане), Константин Пахомов, Андрей Разин, Александр Прико, Игорь Игошин и Сергей Серков (слева направо на втором плане). 1989 г.
Фото: Legion-media

— Никто специально не продумывал — просто это было писком моды и смотрелось круто. Мы с Юрой часто одеждой менялись. Допустим, у меня джинсовая безрукавка, а у него кожаная безрукавка. Ему надоест, предлагает: «Давай поменяемся». — «Давай». Закупались мы у фарцы. Стоило заехать в гостиницу в каком-либо большом городе, и через полчаса после заселения у нас в номерах уже тусовались фарцовщики — они знали, что у артистов есть деньги. На кроватях раскладывали шмотки, мы выбирали, примеряли… Иногда ездили на Рижский рынок, но там в основном были подделки, я такого не покупал. На рынке брал только сигареты. Помню, наш музыкант Игорек Игошин, как только оказался в Москве, купил себе на Рижском кроссовки «Рибук». Его потом долго стебали. А мне вкус привил ближайший друг, участник нашего коллектива Арвид Юргайтис. У нас общие знакомые были из Медведково, они нам привозили по заказу то, что мы хотели.

— Помните свои первые джинсы или джинсовку, как они появились?

— Когда осенью 1988 года основатель коллектива Сергей Кузнецов приехал в Оренбург, чтобы забрать меня в Москву, первым делом повез на местный рынок. Одел с иголочки: куртка теплая — пуховик, куртка-варенка, джинсы-варенки. Единственное, чего мы не нашли в Оренбурге, — это кроссовок. И получилось так, что в Москву я прилетел в модном новье, но в старых «томисах». Были такие а-ля кроссовки «томисы» с двумя полосками, тряпочные — они у меня, естественно, вдрызг были рваными от долгой носки. На следующий день мы улетели на гастроли, а когда вернулись в Москву, я уже сам себе на заработанные деньги купил оригинальные Reebok.

— Я знаю, что Сергей Кузнецов отпрашивал вас в Москву у отца.

— Да. У меня до сих пор в обложку паспорта вложена памятная бумага — расписка, которую Кузя написал моему отцу в 1988 году. О том, что обязуется следить за мной, моей безопасностью и образованием и с каждого концерта моим родителям будет отчисляться определенный процент от гонорара.

— Если у вас были родители, то почему вы оказались в интернате?

— Мой отец периодически садился в тюрьму за мелкое воровство. Мамы часто не было дома, тусовалась по подругам. А бабушка — старая, ей со мной накладно было, и она меня сдала в 4-й интернат в Оренбурге. Первый и второй классы я проучился там, потом на год меня перевели в нормальную школу, но за хулиганство вытурили оттуда. На уроке я нечаянно чуть однокласснику глаз не выжег. Баловался с недетской игрушкой — «пугач» называлась: трубка, резинка, порох… Сидел на уроке, щелкал под партой. А потом говорю соседу: «Смотри» — и щелкнул в сторону его лица, а пугач как хлопнет — видимо, в нем порох остался… Мальчишка схватился за глаза. Я испугался, убрал руки с пугачом под парту, и из-под парты повалил дым… «Серков, к директору!»

Я снова оказался в интернате — теперь под номером 1, отучился там год. А в 5-й класс меня перевели в интернат номер 2. Через год к нам назначили новую директрису из Акбулака Валентину Николаевну Тазекенову. С собой она, как я понимаю, подтянула своих любимчиков. Среди них был Юрка Шатунов. На уроке биологии его к нам завели. Зашел такой скромный, спокойный парень в спортивной шапке-петушке с сине-красно-белыми полосками. Посадили его через ряд от меня. Со временем мы подружились.

— Вы сказали, что в интернат Шатунов пришел такой спокойный, уравновешенный. А до этого он чуть ли не год был в бегах. Он никогда не рассказывал, почему бегал?

— Потому что свобода, романтика. Я сам бегал, по подвалам ночевал. Меня ловили, возвращали в интернат, обрабатывали от вшей голову, брили налысо. Я стоял под душем и сквозь слезы скулил: «Пацаны-ы-ы…» Душа рвалась обратно к беспризорникам.

Юрий Шатунов
«С Юрой мы часто созванивались по видеосвязи, он делился планами, дочку показал. Однажды поставил свои новые треки, а потом давай на гармошке частушки фигачить — я хохотал до упаду» Юрий Шатунов в новогодней программе НТВ. 2009 г.
Фото: Personastars.com

— От голода и холода страдали?

— Нет, у нас все было в шоколаде. Подвал оборудованный — диван, свет. А чтобы помыться, мы на заводы проникали, в душ. У нас три завода было рядом: молокозавод, где мы молоком и мороженым затаривались, хлебобулочный — там мы булочки брали по три копейки, и хладокомбинат.

— Затаривались — это подворовывали?

— И подворовывали, и даром нам давали. Некоторые смены сами предлагали: «Берите, пацаны». Еще мы гаражи, сараи вскрывали — искали погреба с соленьями. Милиция нас ловила. У них в отделении была ленкомната — с решетками, но решетки на болтах. Мы один раз болты открутили и в форточку все — нырь! Нас второй раз поймали, посадили в камеры-карцеры два на метр, с такими стенами, о которые больно облокачиваться. Причем по тем временам это было противозаконно. С 14 лет только можно было подростков изолировать, а нам по 11—12. Из милиции нас развозили по интернатам.

— Сергей Кузнецов, написавший все хиты «Ласкового мая», тоже работал в вашем интернате номер 2?

— Да, он устроился в том же году, что и Юра пришел. Кузнецов — мы его называли Кузя — стал вести музыкальный кружок. А среди ребят, которые из Акбулака приехали, был еще Слава Пономарев, уже выпускник — его директриса устроила вести кружок по картингам. С Кузнецовым они подружились.

— Картинги — это машинки?

— Да, маленькие машинки. Валентина Николаевна была золотым человеком. Она закупила эти картинги для нас. Муж ее был тренером по хоккею, и она купила хоккейную форму для разных групп: младших, средних и старших, коньки, чтобы ребята занимались спортом. Поставила коробку для хоккея. Мы с Юркой хоккей обожали — пропадали на катке.

— А петь, насколько я знаю, Ша­ту­нов не горел желанием.

— Да. А у Кузнецова к тому времени был уже написан почти целый альбом. И он обратился к Славику Пономареву: «Слушай, мне нужен солист с хорошим голосом». Тот говорит: «Сейчас приведу тебе пацана — он вместе со мной при­ехал из Акбулака. Думаю, стопудово подойдет, потому что голос у него классный!» Привели Шатунова, дали ему гитару, и он под собственный аккомпанемент что-то спел. Кузя сказал: «О, все! Репетируем!»

Сергей Серков с Юрием Шатуновым
«Костюмы из джинсы никто специально не продумывал — просто это было писком моды и смотрелось круто. Закупались мы у фарцы в гостиницах» С Юрием Шатуновым. 1989 г.
Фото: из личного архива Сергея Серкова

— А вы как попали в коллектив?

— Было интересно заниматься музыкой, я мечтал играть на барабанах. В детстве, когда приезжал на выходные к бабушке, расставлял склянки, банки консервные и по ним колошматил… Директриса для репетиций выделила комнату в дальнем углу интерната, а через месяц мы передислоцировались в актовый зал. Помню, Василич идет на первые репетиции, я с ним. Он заходит в студию, а я под дверью остаюсь. Войти стеснялся — Кузнецова не знал. Пару раз под дверью постоял, а на третий она открылась и выглянул Кузя: «Ты чего здесь стоишь? Заходи». Я зашел. Славик Пономарев репетировал на бас-гитаре, сам Кузнецов — на клавишах, а Юрка — на гитаре, и еще он пел. «Ну, к чему тяготеешь?» — спросил Сергей. «Я бы на барабанах поучился», — говорю. «Барабанов пока нет, но найдем, чем тебе заняться». Кузя сделал светомузыку, на которую меня и поставил. Деревянная основа, штук 6—7 лампочек, выкрашенных в яркие цвета, а к ним провода и выключатели. И я на ней стал рубиться — по выходным устраивались дискотеки, которые вел Кузнецов. Он сперва покрутит популярную музыку, а под конец приглашает Юрку — и тот поет пару песен.

— Что Юра на дискотеках пел, какие песни из тех, что дошли до наших дней?

— «Метель» пел, «Ну, что же ты» — да почти все, кроме «Белых роз». Они позже появились, с ними отдельная история: в тот день, когда Кузнецов принес текст, написанный красной ручкой, Василич не хотел репетировать. Он был на катке, куда меня за ним и послал Кузя. Юрка пришел в актовый зал прямо на коньках. Кузя говорит: «Снимай коньки, порепетируем новую песню». — «Кузя, да на фиг это надо, — говорит Юрка, — завтра порепетируем или попозже, у меня хоккей!» И тогда Сергей говорит: «Ну не хочешь — вали». И Шатунов пошел кататься. А Кузнецов посмотрел на меня и сказал: «Серков, давай ты!» Протянул мне текст, а сам сел за рояль. Короче, поголосил я с Кузей часик-полтора, и тут с катка вернулся Василич — наигрался.

— Как появилось название группы?

— Когда был готов первый альбом и нужно было его выпускать (но «выпускать» — это громко сказано, по тем временам это значило отдать альбом в кооперативную музыкальную палатку), мы все собрались за сценой в актовом зале и стали думать, как назвать коллектив. И тут Кузя предложил: «А давайте «Ласковый май»?» Помню, Славик Пономарев спросил: «Почему ласковый-то? Может, просто «Май»?» А Кузя говорит: «Ну у нас же в песне «Лето» слова «…но ласковый май вступит в права». Так и оставили — никто не возражал...

— Почему, по-вашему, Кузнецова уволили из интерната и он перешел в кинотеатр?

— Как он сам мне рассказывал, кто-то залез в комнату, где хранилось наше музыкальное оборудование, и что-то стянул. У директрисы проблемы из-за этого возникли, вот она и уволила Кузю. После этого мы стали ходить репетировать в Дом пионеров, это недалеко от интерната. Где-то месяц мы походили в Дом пионеров, а потом стали ездить в кинотеатр «Орбита», куда устроился Кузнецов. В кинотеатре наш руководитель познакомился с Туманиным Вовкой, у которого там студия была, аппаратура, все дела. Однажды в этой студии Василич пергидроля хлебанул… Он думал, это вода, а в стакане — пергидроль для дым-машины. Юрка же не спросит, не понюхает — хлобысь, и у него хлопья изо рта пошли… Мы давай его промывать, «скорую» вызвали, но ничего, не сильно траванулся. В «Орбите» у нас крутые дискотеки были. Помню, я ходил таким козырем, почему-то очень гордился, когда Василич пел, — ведь столько народу под нашу музыку танцевало!

— Вы все время говорите: «Василич». Понятно, что Юра по отчеству Васильевич. Но его не раздражало такое обращение? Отец же, можно сказать, отказался от него — Шатунов носил фамилию матери.

— Вообще не раздражало. Хотя он к отцу негативно всегда относился… Помню, его отец приехал в Оренбург, кто-то на коробку хоккейную прибежал: «Юра, к тебе отец приехал!» — «Да пошел он!» Все! С этим вопросом к Василичу больше никто не подходил, и я не расспрашивал.

Зрители на концерте «Ласкового мая»
«После выступлений со стадионов и из концертных залов нас выводили по живому коридору из милиционеров. Но поклонницы прорывались. Один раз автобус с нами перевернули» Зрители на концерте «Ласкового мая». 1990 г.
Фото: Photoxpress.ru

— О «Ласковом мае» все узнали, когда песни группы появились на кассетах. Кузнецов рассказывал, что первые записи он отнес в привокзальный киоск…

— Да, когда в 1986 году мы в «Орбите» записали альбом и Кузя сделал кассету «Ласковый май», он действительно отнес ее на вокзал — там была кооперативная коммерческая палатка. Ему дали 30 или 60 рублей, точно не помню. Тогда только появились эти ларьки, но коммерция быстро набирала обороты. И за два года без всякого нашего участия — только за счет сети музыкальных коммерческих палаток, которые были связаны между собой по всему Советскому Союзу, — группа раскрутилась так, что наши песни зазвучали из каждого утюга.

— Как гласит легенда, Андрей Ра­зин услышал «Ласковый май» в по­езде. И вскоре некий «Ласковый май» поехал на гастроли под вашу фонограмму, о чем никто из оригинального коллектива понятия не имел…

— Да, на первые гастроли по югу коллектив Разина поехал без нас: Миша Сухомлинов пел под Юркину фонограмму. Куда-то они еще смотались — то ли в Казахстан, то ли в Узбекистан... А начиналось так: Андрей Разин и Аркадий Кудряшов работали администраторами в группе «Мираж». И директор коллектива выделил деньги, чтобы они нашли автора песен «Ласкового мая» и вытащили его в Москву (потом, насколько я знаю, когда Разин с Кудряшовым стали заниматься только «Ласковым маем», директору «Миража» они эти деньги вернули).

— И в Оренбурге появился Разин с папкой, на которой было золотыми буквами выбито: «Министерство культуры СССР»…

— Да, и даже с красной корочкой Министерства культуры. Кузя потом рассказывал: «Кем только Разин не представился…» Но на самом деле прав ни на какие корочки и папки он не имел. Сын лейтенанта Шмидта — ни больше ни меньше. С Кузей Разин договорился, но предупредил: «Я тоже пою». Ну поешь, и ладно, подумал Кузнецов. «Но когда он в студии начал петь, — вспоминал Кузя, — я все проклял». Тем не менее пришлось с этим мириться — ведь такие перспективы открывались.

— Я так понимаю, Разин хотел забрать только Кузнецова?

— Да, как говорил Кузя, вроде бы солировать он собирался сам. Но Кузя понял, к чему все идет, и, ничего Разину не сказав, поехал за Шатуновым. Поставил условие, что без него в Москву не поедет…

Прошло какое-то время. Мне было 14 лет, и я уже учился в ПТУ. И вот ведь судьба! В тот день я без всяких на то причин подумал: дай-ка схожу в интернат, навещу одноклассников. Прихожу, а мне девчонки говорят: «Как ты вовремя нарисовался! Вчера Шатунов с Кузнецовым были. Сказали, если ты появишься, срочно бежать к Кузе!» Я рванул к Кузнецову домой. А жил он в самом ужасном районе, который назывался Индия, — практически трущобы: сельская застройка, где в большинстве своем ютились бухарики да гопота. Только в центре района несколько пятиэтажек, там и жил Кузнецов. Прихожу, дверь открыта — они с Юркой сидят, пельмени едят. 

Предлагают и мне, но я сыт. «Ну иди тогда пока видик посмотри». Что посмотреть?!! Захожу в комнату, а там Мишка Сухомлинов сидит, развалившись на диване, весь из себя. Смотрит на видеомагнитофоне «Терминатора» — я так и замер с открытым ртом. Он мне объясняет: это видеомагнитофон. А для меня — как луноход! Они его из Москвы привезли. Ребята доели, и Кузнецов мне говорит: «У нас уже несколько концертов было. Народ на ушах стоял! «Ласковый май» — суперзвезды! Короче, Серенький, — так он меня называл, — я через неделю, 23-го или 24 октября, в Оренбург снова приеду. Полетишь с нами — будешь барабанщиком». Я домой мчался, земли не касаясь: в Москву улетаю, на концерты!

Сергей Серков и Арвид Юргайтис
«Арвид Юргайтис был участником нашего коллектива и моим ближайшим другом»
Фото: из личного архива Сергея Серкова

Забил на ПТУ, перестал ходить — жду, когда за мной Кузя приедет. 23 октября Кузнецова нет, 24-го нет… Думаю: неужели меня бросили? Утром 25-го просыпаюсь от того, что надо мной стоит отец с моей челкой в руках — он ее отрезал: «Не пойдешь сегодня в ПТУ — держись!» Прихожу в ПТУ, стою перед первым уроком, невидящими глазами смотрю в окно — меня как будто оглушили, такой облом в жизни! И вдруг вижу за окном — знакомая пушистая голова. Кузя с такой прической тогда ходил — как одуван... Пошел прямо к директору, говорит: «Мы Серкова забираем, оформим его в интернат в Москве». Потом по­ехали ко мне домой, Кузя затарился коньяком для переговоров с отцом. Тогда он и написал ему ту самую расписку. И 26 октября мы улетели из Оренбурга. С Юркой Шатуновым нас в Москве оформили в 24-й интернат, за 8-й класс экзамены мы сдавали там. Правда, совсем в том интернате не появлялись…

В день приезда в Москву заехали на квартиру нашего водителя Максима Горбачева, перекусили, а в ночь улетели в Ижевск. Утром пошли завтракать. На завтраке и встретились с Василичем. Он уже сидел в «парадке», в том, в чем обычно выступал, — в знаменитой красной с белым кожаной куртке. «Здорово». — «Здорово». Обнялись. Тут он достает розовый плеер «Сони» — такой классный! Но у меня потом круче был. Мы пару месяцев отработали, и однажды Кузя приносит плеер: «Вот, купил тебе, Серенький». А мне этот плеер снился! Двухкассетник, пишущий, там столько примочек! По тем временам 1200 рублей стоил.

— В общем, вы попали с корабля на бал!

— Да. Поехали на саундчек, порепетировали, Василич попел, я попробовал поиграть на «расческе» — это клавиши, которые вешаются на шею, — меня Кузя тренировал на них играть. Вечером первый настоящий концерт в моей жизни. По советской традиции нас объявили: «Ласковый май». Солист Юра Шатунов!» Я услышал истерический визг зала, вышел на ватных ногах на сцену… В нашу сторону полетели какие-то вещи — я первый раз такое видел, у меня волосы дыбом встали. Разворачиваюсь, думаю: сейчас ломану отсюда. Но Василич на меня ТАК посмотрел… Я взял себя в руки, заиграла музыка, и я немного успокоился. Долго я отходил от этого концерта. Но буквально на третий-четвертый раз уже привык и шел на сцену смело. Месяц-полтора я был на клавишах, а параллельно учил барабанные партии. Сергей Ленюк, которого Разин взял на барабаны, учил меня — ставил мне руки, показывал упражнения. Я быстро научился играть на электронных барабанах, поз­же освоил и акустические.

— Сергея Ленюка, как и Арвида Юргайтиса, нашел и пригласил в коллектив Разин?

— Да. Ленюка он увидел в электричке, Юргайтиса в фотостудии — тот работал моделью. Арвид стал моим лучшим другом. Талантливый был парень, статный, на сцене такое шоу давал — разбегался и потрясающие прыжки демонстрировал, настоящая рок-звезда. Один раз в Питере сцена от искусственного тумана покрылась скользким конденсатом. А Арвид вошел в раж, разогнался, прыгнул на одно колено и покатился… Чуть в зал не улетел, еле удержался на краю.

— Когда вы познакомились с Ра­зиным? Его ведь не было на тех, первых для вас, гастролях?

— Да, на первых были Юра, Сергей Кузнецов (он стоял на клавишах), я — также на клавишах, Сергей Ленюк (барабаны), и чуть позже Славка Пономарев приехал. А Разин с Пахомовым где-то параллельно выступали — в районе Иркутска.

— Они выступали под фонограмму Шатунова?

— Нет, под свою. Кузя им уже записал. В общем, каждый состав отработал свои концерты, и практически одновременно мы вернулись в Москву. Поехали на квартиру к Разину на Лесную улицу. Он весь из себя такой важный — вид­но, что командор, но свойский.

Аркадий Кудряшов, Сергей Серков, Александр Прико, Сергей Кузнецов, Юрий Шатунов
«Юношеские понты брали свое. Сохранилось даже видео: наш автобус подъезжает к «Олимпийскому», и за кадром слышен голос Шатунова: «О, тормозни здесь, я выйду такой на понтах. Эх, люблююю!» Слева направо: Аркадий Кудряшов, Сергей Серков, Александр Прико, Сергей Кузнецов, внизу — Юрий Шатунов. 1989 г.
Фото: из личного архива Сергея Серкова

— Деньги как распределялись?

— Моя ставка была самой маленькой в группе — 15 рублей за концерт. Потом она возросла до 30. В то время как профессиональные артисты Москонцерта получали по 5—6 рублей.

— У кого вы жили в Москве?

— Нам квартиру снимали в Беля­ево. В основном втроем жили: я, Юрка, Аркадий Кудряшов. К нам каждый день приходила хозяйка баба Шура — убиралась, готовила. Один раз я ей устроил… Мне, как новоиспеченному артисту, нужно было придумать автограф. Я на всей бумаге, что была в квартире, потренировался, а потом взял зеленый фломастер и давай на серванте расписываться. Хорошая стенка была, импортная. Баба Шура, когда увидела, давай за мной с веником гоняться — свое я получил.

— А Кудряшова приставили присматривать за вами?

— Да, Разин его назначил администратором и директором Юры Шатунова. Первые полгода нас с Шатуновым на гастролях селили в номере вдвоем. А потом Юрку стали селить отдельно, и Кудряшов его пас, чтобы никто не беспокоил. Иногда и мне говорил: «Серков, иди спать, иди в свой номер».

— Когда вы заметили, что у Кузнецова проблемы с алкоголем?

— Глобальные проблемы начались, когда он ушел из коллектива. Но бывало, что и на наших концертах так закладывал, что не мог на сцену выйти — оставался в гримерке. Иногда он выходил на сцену среди концерта. Помню один из таких случаев: Кузя в гримерке, вместо него за клавиши встал Кудряшов. Работаем и вдруг замечаем, что боковые кулисы волнуются. Спустя какое-то время из них нетвердым шагом выходит Кузя. Его штормит, но он добирается до инструмента, отталкивает Аркадия Кудряшова и со всего размаху ударяет по клавишам — да так, что инструмент чуть не упал. Эти проблемы начались у Кузнецова от неудовлетворенности. Не таким он видел свое детище, но Разин проводил свою политику, приглашал в коллектив своих людей. И кончилось тем, что Кузнецов решил уходить, о чем сказал мне, Саше Прико и Игорю Игошину. 

Он предложил нам создать новый коллектив «Мама» и записать альбом. Прико выбрал солистом. Мы обо всем договорились и определились — уходим! С «Ласковым маем» записали последний трек для альбома, кажется, это был «Розовый вечер». Закончили запись, возвращаемся на квартиру. Там Юрка с Кудряшовым. Мы объявили Аркадию: «Все, завтра уезжаем. Создаем свой коллектив». Он пошел звонить Разину, который был в Сочи. Потом заходит в комнату и говорит: «Серков, иди, тебя Андрей зовет к телефону». Я беру трубку, и тут начинается: «Серега, ты чего? Ты нас с Юркой бросаешь? Ты же наш — детдомовский. Бросишь Василича?» И тут я поплыл. Просто не мог ничего ответить. Какие-то доли секунды у меня была паника, а потом я сказал: «Нет, не бросаю». — «Я сейчас дам задание, чтобы вам взяли билеты, и завтра утром вылетайте с Юрой ко мне в Сочи». — «Ладно». Как же мне было неудобно перед Кузей! Но он — золотой человек — сказал мне: «Серенький, не парься. Я все понимаю».

— И вы остались в коллективе?

Кадр из фильма «Ласковый май». 2009 г.
В чем феномен «Ласкового мая»? Этот вопрос интересует до сих пор. Про группу даже сняли фильм с одноименным названием. Правда, Юрий Шатунов сказал, что в «картине много приукрашено и это точно не история группы». Кадр из фильма «Ласковый май». 2009 г.
Фото: Каропрокат

— Да, до лета 89-го… Я в основном с Василичем ездил на гастроли, но в тот маршрут почему-то Разин взял меня с собой. Был масштабный чес по Белоруссии, а в Минске на гала-концерте все составы должны были собраться вместе. И тут надо рассказать о цепочке событий, которую я проследил и проанализировал позже. В одном из городов мы работали на стадионе. И у меня украли сумку с новыми шмотками — я накануне в Питере закупился. Моя сумка лежала вместе с вещами остальных за кулисами, но пропала только она. Больше всего было жалко концертную майку, которую мы делали вместе с Юркой, — красная надпись и черный орел. Мы придумали фишку — один рукав бахромой распустили и сделали такой же бахромчатый нижний край. Гордились своей выдумкой… Пропала и поясная сумка, которая служила мне кошельком. Там были все гонорары за последние концерты и золотая печатка с бриллиантом — мне Разин ее подарил буквально накануне. Кстати, подарил он ее за то, чтобы я стер со своего плеера историю, которую он рассказал, а я случайно записал, — нежелательную к распространению. Перстень мне был велик, и, чтобы его не потерять, я положил его вместе с деньгами. И вот все пропало — это было очень подозрительно…

А после концерта приключилась еще одна неприятность. У нас в коллективе был установлен секс-контроль. Запрещалось, чтобы в наши комнаты заглядывали девушки. Дабы потом не возникали проблемы с их родителями, случайными беременностями и прочим. Поэтому кто-нибудь из помощников Разина перед отбоем проходил по номерам и проверял, кто чем дышит. Я в номере после концерта сходил в душ. Только вышел — стук в дверь. Открываю, стоит девушка симпатичная: «Слушай, я от одних дебилов убежала, можно у тебя перекантуюсь до утра?» Я говорю: «Давай, но у меня кровать одна». Она: «Ничего, нормально». Вошла, мы сидим, разговариваем, и тут заходит кто-то из администраторов: «У тебя все нормально?» Я говорю: «Да». — «Горячая вода есть?» — «Есть». И уходит. А я-то уже понимаю, что сейчас начнется. Открывается с грохотом дверь, влетает Разин: «Серков! У нас какие правила? Это что?» — тычет пальцем в девчонку. Я говорю: «Не что, а кто». Он продолжает орать, пытается гнобить и унижать меня прямо при гостье. А у него, когда он гневается, две большущие вены на шее надуваются. 

Смотрю на него и думаю: лопнут. А он орет, слюной брызжет. Незадолго до этого Разин купил мне 10 пар барабанных палочек. И вот я беру по одной барабанной палочке, ломаю и кидаю на пол. Не знаю, сколько я палок переломал прежде, чем он накричался, хлопнул дверью и ушел. Утром просыпаюсь, меня будит Рашид Дайрабаев, наш второй директор. Никакой девчонки, естественно, в номере нет. «Серенький, вставай!» Я спрашиваю: «Выезжаем?» Он говорит: «Ну как выезжаем… У меня наказ отвезти тебя в Москву или купить билет в Оренбург». Я думаю: «Ничего себе! Серьезно, что ли?» И мы летим в Москву — перед глазами туман… Приземляемся, Рашид спрашивает: «Тебе брать билет в Оренбург?» Я говорю: «Ты смеешься? Какой Оренбург?!» Для меня возвращаться было неприемлемо. Что там делать? Спиваться, что ли? Звоню Арвиду, объясняю ситуацию. А Арвид с Костей Пахомовым работал, который месяца за полтора до этого ушел от Разина. Сам Арвид с Разиным не ссорился и периодически выступал и с «Ласковым маем». 

Юргайтис говорит: «Давай ко мне». Я приехал к нему в Медведково. Там и мама его Вера — очень душевный человек. Приняли меня как родного. И около года я жил у Арвида. Я же на нулях был — сумку с деньгами у меня украли. И я тоже стал работать с группой Константина Пахомова, программа называлась «Мы больше не «Ласковый май». Наш директор Леша Ляхов предложил: «Тебе надо записать пару-тройку песен, и будешь выходить как солист, а потом за барабан садиться». Я согласился. Досадно только было, что у меня голос начал ломаться. Но записал три песни: «Странная любовь», «Не ходи налево» и «Хочешь плакать — плачь». Стал петь в концертах. С группой Пахомова выступал около года, а потом ушел из его коллектива.

— В тот период Юра вам звонил?

— Ни разу. Я, конечно, много думал, почему он не позвонил, задал ли Разину или Кудряшову хоть один вопрос по поводу меня? Что со мной? Так я этого и не узнал. Возможно, они ему что-нибудь в уши «надули»… Юра мне позвонил за два года до своего ухода. И так произнес слово «привет», будто мы расстались вчера. Мы снова начали общаться, как и не было этих тридцати с лишним лет разлуки. Но вопросов о прошлом друг другу не задавали. Возможно, если бы мы встретились, то поговорили бы по душам, но не судьба…

— Он звонил из Германии?

— Да, он звонил из Германии. Мы часто созванивались по видеосвязи, он мне рассказывал все свои новости, делился планами, дочку показал. Однажды поставил свои новые треки, а потом давай на гармошке частушки фигачить — я хохотал до упаду…

Все собирались встретиться, но он то в Германии, то в гастрольный тур поехал. Я тоже гастролировал, очень много путешествовал. Юра обещал: «Вот сейчас тур закончится, мы обязательно увидимся, посидим, пообщаемся». За четыре дня до его ухода еду в студию и пишу ему сообщение: «Василич, как ты? Как дела?» Он отвечает: «Представляешь, я все еще в туре!» — «Ничего себе, — говорю, — ты гастролер!» — «Прикинь, уже полгода почти! Уже ничего не могу, ничего не хочу! — он аж матом написал. — Последние два зала остались, и все!» — «Значит, скоро встретимся!» — подбодрил его я. А через четыре дня его не стало. В Сети сразу стали появляться видео его последних интервью. Когда я увидел, как Юра выглядел, был в шоке. Он себя загнал работой, нервами, судами... Ему бы не пахать, а отдохнуть…

— В 2000-х вы снова стали работать с Андреем Разиным…

Сергей Серков
«Я занимаюсь любимым делом — выступаю, гастролирую, путешествую, веду свой тревел-канал» На отдыхе в Непале
Фото: из личного архива Сергея Серкова

— Да, в 2007 году он мне позвонил и предложил: «Ну что, тряхнем стариной?» Я ответил: «Конечно, давно пора. Чего пальцы гнуть? Надо работать». Он тогда несколько человек из старого состава подтянул. И опять пошли гастроли! И по России, и за границей. Например, в Америку, в Майами, я слетал. Меня туда Разин вообще одного из коллектива отправил. Правда, были и другие артисты: «Мираж» и Роман Жуков. Русская диаспора отмечала Новый год. Принимали на ура! Когда я спел «Седую ночь», к сцене подкатил мужик: «Дай микрофон». И на весь зал: «Сейчас была самая крутая песня за весь вечер!» Один от «Ласкового мая» я ездил ­выступать и в Германию, Грецию, страны Прибалтики — много стран объехали тогда с гастролями.

— Почему во второй раз разошлись с Разиным?

— Во-первых, я собирался попутешествовать и не хотел быть связанным обязательствами и гастрольным графиком. Во-вторых, мне хотелось свою музыку делать. И композитор нашелся, который соответствовал моим представлениям. Поэтому и начал работать сольно, нашел единомышленников. Саундпродюсер у меня сейчас замечательный, он сам певец, пишет музыку — Антон Демьяненков. В общем, авторов я нашел, с кем нравится работать. И мы уже больше 20 треков записали… Но, конечно, две-три «майских» песни я на концертах исполняю.

— Разин вам разрешил исполнять «майские» песни?

— А он по закону не может мне запретить. В 2007 году я поехал в Оренбург к Кузе, и мы у нотариуса заверили бумагу, что он разрешает мне исполнять все песни, которые написал. В Российском авторском обществе мы подаем отчеты о концертах, платим отчисления — и никаких проблем.


Сергей Серков
«Ласковый май» — это мое прошлое, начало творческого пути. Но нужно расти. И сегодня я пишу другую музыку. А «ласковомайские» песни давно стали народными песнями, которые всегда будут с нами» 2006 г.
Фото: Олег Черкасов

— Я смотрю на вас, и мне кажется, что вы счастливый человек, довольный жизнью!

— Так и есть. Я очень доволен. У меня есть семья. Я занимаюсь любимым делом — музыкой, которая мне нравится, выступаю, гастролирую, путешествую. Путешествия стали неотъемлемой частью моего образа жизни. Веду свой тревел-канал на YouTube, канал в «Телеграме» и «Яндекс-дзене».

— Азия, Европа, Африка — что больше нравится?

— Больше Азия. Таиланд, Вьетнам, Камбоджа. Индию люблю очень.

— 3 января у вас был юбилей. Как вы его отметили? Какие планы?

— В планах писать новые треки, выступать, путешествовать, общаться с поклонниками. Юбилеи закатывать не люблю, я вообще не люблю дни рождения — не только свои, но и про чужие постоянно забываю. Свой день рождения в этом году я встретил в Индии, в Нью-Дели. После мы улетели на Гоа. Ну а сам Новый год отмечал на сцене — пел для людей.

— Сегодня вы себя ассоциируете с «Ласковым маем»?

— «Ласковый май» — это мое прошлое, начало творческого пути. Но нужно расти. И сегодня я пишу другую музыку, разную. А «ласковомайские» песни давно стали народными песнями, которые всегда будут с нами.

События на видео
Магия чисел от лотереи «Мечталлион»
Мы запускаем волшебный отсчет, где раскроем интересные факты о числах от 1 до 31.



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая