[AD]

Подруга Люсьены Овчинниковой: «Ее трепет перед Ефремовым так и остался на всю жизнь»

«Кто-то сообщил мужу Люсьены, что на съемках фильма «Мама вышла замуж» между ней и Олегом Ефремовым...
Записала Анжелика Пахомова
|
05 Июня 2015
С Олегом Ефремовым в фильме «Мама вышла замуж». 1969 г. Фото: fotodom.ru

«Кто-то сообщил мужу Люсьены, что на съемках фильма «Мама вышла замуж» между ней и Олегом Ефремовым начался роман. Муж мгновенно примчался в Ленинград — и сразу Олега за грудки. Естественно, сам же и получил. Еле-еле их разняли. Причем на Ефремова эта ситуация не произвела ни малейшего впечатления! Он даже не стал с Люсьеной ничего обсуждать — они просто продолжили встречаться», — рассказывает подруга актрисы Тамара Тур.

До фильма «Мама вышла замуж» считалось, что типаж Люсьены — деревенская девушка в комедиях. И когда режиссер Виталий Мельников, уже забраковав на главную роль в своем серьезном фильме и Инну Макарову, и Нонну Мордюкову, вдруг утвердил Люсьену, она поверить не могла. Больше всего ее почему-то смущало, что ее партнером будет Олег Ефремов. «Кто я такая, чтоб работать с ним в паре?» — сомневалась она. Но Мельникова ее скромность только укрепила во мнении, что Люсьена Овчинникова — полное попадание в образ. Снималось ведь необычное для тех лет, «не припудренное», реалистичное кино. Дело происходит в «хрущевке» (причем камеру закрепили на потолке). Пивная, где встречался с друзьями герой Ефремова, — настоящая, алкаши — настоящие. Вот и героиня им нужна была именно такая, как Люсьена, — тоже настоящая.

Люсьена Овчинникова с подругой Тамарой Тур и организатором концертов Фото: Фото из личного архива Тамары Тур

Все волновались, как Ефремов примет свою партнершу? Он ведь был уже большим человеком, создателем знаменитого «Современника». Но Олег посмотрел на Люсю, побеседовал с ней и сказал: «Мне она нравится». И вот они поехали в Ленинград на съемки. После Люся по секрету рассказала мне: «Как-то вечером мы с Олегом договорились посидеть у него в номере в гостинице, выпить. Ну, наверное, немножко больше выпили, чем нужно… А потом он меня поцеловал, и дальше я ничего не помню». Для Олега это, видимо, было нормой: он вообще любил «узнать актрису хорошенько», перед тем как с нею играть любовь в кино. Наутро они пошли завтракать в ресторан при гостинице. И тут на пороге вырисовывается муж Люсьены, актер Валентин Козлов. Кто-то еще вечером успел доложить ему, что Люся уединилась с Ефремовым, и разгневанный муж примчался из Москвы на ночном поезде. Информация в киношных кругах поставлена была хорошо! Люся рассказывала: «Валька, дурак такой, сразу схватил Олега за грудки, думал врезать… Это Олегу-то! Естественно, сам же и получил по морде. Еле-еле их разняли… Потом я говорю мужу: «Уезжай отсюда! Без тебя разберемся». А он: «Между нами все кончено!» И уехал». Самое интересное, что на Олега эта ситуация вообще не произвела никакого впечатления! Он даже не стал ничего с Люсей обсуждать. Они просто продолжали встречаться. Олег был такой. Если он что-то решил, никто ему не мог помешать. И никакая женщина не могла ему сопротивляться. Пока шли съемки, они встречались с Люсей, а Валентин, сколько ни куражился, ничего с этим сделать не смог и от Люси не ушел. И я сейчас думаю: потому Люся и Олег и сыграли так хорошо, что любовь была — настоящая.

«Была в Люсе какая-то такая особая солнечность — улыбка, ямочки на щеках...» 50-е гг.

А ведь этот фильм зрители могли так и не увидеть. Его чуть было не положили на полку — художественный совет посчитал, что очерняются советские рабочие. Главный герой — пьющий, героиня — малограмотная… Премьеру в Доме кино отменили, в газете появилась разносная статья. Ефремов на собрании художественного совета кричал: «Я играл интеллигентного человека, а не алкаша! Он интеллигентен, потому что у него есть совесть. Ну выпивает… И что? Я вот тоже выпиваю!» Но — не помогло. Года четыре фильм почти никто не видел. А потом его все же решились показать по телевизору, и он сразу имел успех. О Люсе стали говорить как о серьезной драматической актрисе. Ну а Люсины отношения с Ефремовым постепенно сошли на нет. Она не была в обиде. Ее трепет перед Ефремовым так и остался на всю жизнь. Люсьена так говорила, когда по секрету мне что-то про эти отношения рассказывала: «Даже страшно иногда бывало рядом с Олегом… До того он необыкновенный человек!»

«Овчинникова быстро прошла пробы в комедию «Девчата» — тогда ее роль казалась проходной, неинтересной… Но именно Катя в итоге запомнилась зрителю» Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Люся не хотела детей

Наша близкая дружба с Люсьеной сложилась на почве общего горя. Умерла наша общая подруга, актриса Соня Зайкова. Она так же, как и Овчинникова, служила в Театре Маяковского. Потом мы с Люсей говорили, что достались друг другу в наследство.

Я хоть и не была актрисой, работала в Библиотеке имени Ленина, но имела знакомства в творческих кругах. А имя Овчинниковой тогда уже было известно театральной Москве. Люся с успехом играла главную роль в пьесе «Иркутская история», и очереди за билетами порой выстраивались от самого Арбата. В ней была какая-то такая особая солнечность — улыбка, ямочки на щеках. А еще у Люси было удивительное для актрисы, редкое качество: она совершенно не умела завидовать. Могла во время репетиции, увидев, как другая актриса хорошо прошла сцену, броситься ей на шею со словами: «Я за вами наблюдала! Как же у вас хорошо получилось!» Но в других ситуациях она бывала и беспощадна, и остра на язык. Идем по улице — и она вечно комментирует жизнь «обывателей». Это было ее излюбленное словечко: «обыватели». Люсьена терпеть не могла нетворческих, ограниченных, погруженных в быт людей.

«У Люсьены было удивительное для актрисы, редкое качество: она совершенно не умела завидовать. Ее всегда восхищал чужой талант» Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Однажды пришла ко мне в библиотеку, я лишь пять минут попросила ее посидеть за моим столом, покараулить посетителей. Возвращаюсь, а она уже агитирует. Одной молодой посетительнице втолковывает: «Девушка, вы посмотрите, какая погода на улице! За окном весна, в Александровском саду расцвели деревья. Что вы здесь сидите, в пыли? На что вы тратите свою молодость?» Я тихонько схватила Люсю, отвела ее в уголок: «Ты с ума сошла! Меня уволят. Оставь эту девушку в покое!» Иногда я ей возражала: «Ну вот ты заладила: обыватели, обыватели, а я ведь тоже — обыватель! Чего ты тогда со мной дружишь?» Она говорила: «Не-е-ет, ты — талантливый обыватель».

Вообще-то Люся и сама выросла в отнюдь не артистической среде. Ее отец был военным, служил в пограничных войсках, из-за чего семья то и дело переезжала… В шесть лет Люся осталась без матери, и вскоре овдовевший отец женился второй раз. К счастью, у Люси был легкий характер, позволявший ей быстро налаживать отношения с людьми — что с новыми одноклассниками, что с мачехой, которая ее всей душой полюбила. Кстати, ни мачеха, ни отец не поддержали Люсю в стремлении стать актрисой. Говорили ей: «Таких актрис, как ты, не бывает. Посмотри на себя! Шла бы работать на завод…» Но Люся не смогла бы жить, работая на заводе. Вот и сбежала к тетке в Минск. И, пока дожидалась поступления, работала в парфюмерном магазине. А потом рванула в Москву, поступила в ГИТИС…

«Рожать Люся не хотела. При этом в кино часто играла матерей и потом со своими, как она говорила, «киношными детьми» годами поддерживала отношения» Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Первое время судьба была благосклонна к Люсе: никаких трудностей она в столице не преодолевала. Вскоре она стала жить гражданским браком с режиссером Владимиром Храмовым. Свекровь ее обожала. Когда Люся забеременела, та умоляла: «Люсенька, я вам помогу, вынянчаю, только роди!» Но Люся не родила. Это не стало трагедией ее жизни… Она просто никогда не хотела детей. При этом в кино часто играла матерей и потом со своими, как она говорила, «киношными детьми» годами поддерживала отношения. То есть нежелание иметь детей у нее шло не от душевной черствости. А от презрения к любому быту. Как-то, уже в 90-е годы, она мне звонит: «У Самойлова юбилей, надо идти!» А надо сказать, в Евгения Самойлова все девушки нашего времени были влюблены, и Люся из своего Ашхабада даже написала ему письмо: «Я молода, хороша собой, я блондинка с голубыми глазами… Давай с тобой переписываться, жду ответа, как соловей лета!» Куда потом деваются такие письма, я видела, потому что по стечению обстоятельств жила в одном доме с Самойловым. Они выносились из его квартиры мешками. При этом сам Самойлов был скромнейшим существом, всю жизнь находился под каблуком у жены.

«Мачеха и отец убеждали Люсю: «Таких актрис, как ты, не бывает. Посмотри на себя! Шла бы работать на завод…» Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Потом, в Театре Маяковского, Люся играла с ним в паре. Так вот, приближался юбилей Самойлова, и Люся стала меня звать. Я ей говорю: «Извини, но у меня внучка родилась, я не могу». Люсина реакция была яростной: «Вы со своими щенками совсем все с ума посходили! Ты что, не понимаешь, что это — Самойлов! Он уже старый, может, мы увидим его последний раз, какая внучка?» Она обозвала меня тогда последними словами и бросила трубку. Ну вот такая она была — ей была странна сама мысль, что можно жить обычными человеческими интересами.

Сама Люся спокойно могла выйти на улицу, например, в юбке с пятном. А когда я ей говорила: «Люся, почему ты в таком виде? На тебя же смотрят! Тебя же узнают, и поклонников у тебя много, и автографы кто-то просит постоянно». А она: «А-а-а-а! Иди ты… Это обыватели, их мнение меня не интересует!» И юбку эту просто перевернула, чтоб пятно оказалось сзади, и спокойно пошла. На все-то ей вечно было наплевать, кроме чужого таланта... Самое поразительное, что Люсьене это все вовсе не мешало постоянно быть окруженной мужчинами. Она никогда не была одна! Когда стала звездой Театра имени Маяковского, Храмов остался далеко позади. При этом она по-прежнему отзывалась о нем с каким-то пиететом: «Храмов — большой режиссер». Как время показало, по сравнению с Люсей он никакой не большой, так же как и остальные ее мужья. Она всегда словно стеснялась своего успеха перед ними, вроде как не рвалась вперед, но так получалось. Неуспешные мужья менялись, а Люся шла вперед!

«Звания народной артистки Люсьена так и не получила»

Следующим ее избранником стал Александр Холодков, актер Театра Маяковского. Красивый, статный, оригинальный! Он за ней очень красиво ухаживал. Когда один раз Люся снималась на Волге, смотрит — кто-то переплывает реку, как Чапаев — гребет одной рукой, а в другой, поднятой высоко в воздух, что-то держит. Оказалось, это Саша — захотел сделать Люсе сюрприз, приехал к ней и даже не смог дождаться попутного катера на другой берег, поплыл сам, и одежду с обу-вью свои прихватил. Вот в этом весь Холодков! Он был готов для Люси на многое. Вот разве что не готов был жениться на ней, таких предложений не поступало… Она при этом считала себя его гражданской женой. И не перестала так думать, даже когда Саша завел роман с актрисой Верой Орловой. Люся к этому отнеслась с пониманием. А когда Холодков сильно заболел и стало понятно, что дело идет к концу, они с Верой вообще объединились и стали вместе ухаживать за ним. Эту уникальную ситуацию в театре обсуждали, злословили. Но Люся и Вера с достоинством все перенесли. Холодкова не стало в 1966 году... Люся была уже известным человеком.

«Люсьена запросто могла выйти на улицу в юбке с пятном, что не мешало ей быть постоянно окруженной мужчинами. Она никогда не была одна!» Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Вскоре после смерти Холодкова в жизни Люси появился третий муж — на этот раз официальный. С актером Валентином Козловым она прожила вместе 32 года. Сначала-то вроде все хорошо было, Люся квартиру получила однокомнатную. Это было первое и последнее в ее жизни, что она от государства получила. Она ведь даже звания народной не имела и не хлопотала об этом. Люся вообще ни разу в жизни не была в кабинете чиновника. Хотя я ей сколько раз говорила: «Люся, только один звонок! Только один поход в кабинет, и тебе дадут новую квартиру, машину, звание… Тебя любят!» Это и правда было так, потому что когда Люся появлялась в любом гастрономе страны, к ней сразу бросался директор магазина и не отпускал без полной сумки продуктов. А по реакции директоров гастрономов степень любви к артисту узнавалась вернее, чем по званиям.

С Роланом Быковым в фильме «Большая перемена». 1973 г.

Когда в Театр Маяковского пришел Гончаров, он стал избавляться от лишних актеров. В этот список вошел Козлов. Люся тогда пошла к Гончарову и сказала: «Если вы моего мужа уволите, я тоже уволюсь!» Но ее держать не стали, уже было не то к ней отношение. И она совершенно глупо ушла из театра, хоть сначала и не почувствовала потери, потому что очень много было предложений в кино. А Валя сидел дома барином и только злился. Мы с Люсьеной вместе ходили в бассейн, и когда я однажды увидела у нее на руке черные следы, сказала: «Люся, это невозможно! Разводись с ним!» Она вроде покивала. Но ничего предпринимать не стала. Так и прожила с Валентином до самого конца — он ушел из жизни первым. А она вскоре за ним.

Лечиться от зависимости Люся испугалась

У Люси и у Вали была одна общая проблема. С той только разницей, что Люся умела на время съемок взять себя в руки. Но в другое время, начав «угощаться», она могла сразу и не остановиться… Я пыталась ее ограждать от этого, предупреждала в компаниях, чтобы ей много не наливали. Но Люсю не так просто было остановить. Смотрю, как-то часто она бегает в туалет. Что такое? А она туда, оказывается, бутылочку с собой берет. Или один раз, сходив на мероприятие в Дом кино, мы с ней попрощались. А наутро Валентин звонит: «Люся у тебя?» — «Нет…» — «А где же она?» На следующий день опять: «Люся не приходила?» А она зашла куда-то и загуляла на два дня…

«Красивый и статный, Александр Холодков ради Люси готов был на многое. Вот только предложения пожениться от него так и не поступило»

И все же я не думаю, что у нее была настоящая болезнь — слишком уж много Люся работала, вечно в разъездах. В 1961 году ее пригласили на роль Кати в фильм «Девчата». Актрисы будто чувствовали, что этой картине суждено завоевать народную любовь, за главные роли шла битва, особенно за роль Тоси! Рыбников устроил скандал, потому что хотел, чтоб Анфису играла не Дружинина, а его жена, Алла Ларионова. А Люся, как всегда, спокойно и быстро прошла пробы — ее роль казалась проходной, неинтересной… Но именно она запомнилась зрителю, потому что эта солнечность, эти ямочки на щеках, веселость грели души людей. Потом, когда пошла череда фестивалей, встреч со зрителями, чаще всего приглашали Румянцеву и Овчинникову. На какое-то время они сблизились, стали общаться. Правда, длилась их дружба недолго. Надя увидела, что Люся тянется к выпивке, и настойчиво предложила ей лечь в клинику. Люся сначала согласилась, а потом сбежала… Когда Надя к ней приехала, наотрез отказалась: «Не поеду никуда! Я не алкоголик. Со мной все в порядке», и Надя из ее жизни исчезла. Она уже была замужем за димпломатическим работником, и такая дружба не вписывалась в ее образ жизни…

При этом Люся заботилась о своем здоровье. Снявшись в фильме «Плывут моржи», она узнала, что моржевание избавляет от многих болезней. И как-то раз звонит: «Завтра едем моржевать в Серебряный Бор! Это очень легко». В первый раз с нами поехал и Валя, да только ничего не вышло: мы зашли в метро, там Люся как-то не так опустила пятачок, и муж закатил ей грандиозный скандал из-за этого. На глазах у всех. А ведь Люсю узнавали! Словом, настроение было испорчено, и мы вернулись домой. А на другой день поехали моржевать уже вдвоем с Люсей. Я попробовала и тоже втянулась. До сих пор снегом растираюсь, и вся моя семья. И Люся тоже увлекалась до последнего.

Естественно, со временем ее стали все меньше и меньше снимать. И Люсьена не роптала и не обижалась. Она по-прежнему не считала, что жизнь обязана обойтись с ней не как со всеми, сделать для нее какое-то исключение. Люся говорила без тени горечи: «Все понятно, я вышла в тираж. Больше не нужна». А как-то поздно вечером набирает мне: «Представляешь, мне только что звонил Михалков! Сам Михалков! Он сказал, что составляет какую-то новую энциклопедию и не может подобрать эпитет к фамилии Овчинникова: «народная» или «любимая»?» Она была растрогана и долго пересказывала мне их разговор. Я пыталась ей втолковать: «Люся, чему ты так удивилась? Это же совершенно естественно, что он тебе позвонил, ты — известная актриса». Но Люся сказала: «Да что ты, когда это было!» И ей ведь даже в голову не пришло попросить помощи у Михалкова или какую-то работу… Ну и что, мол, даже если он считает ее то ли «народной», то ли «любимой»... Она-то сама так не считала. Ее скромность не позволяла оценить себя по достоинству. Ее больше восхищал чужой талант...

Фото Олега Ефремова


ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    > Абсолютно с вами согласна! Подруга - мелкий человек, вертевшийся в артистической среде, но не имеющий к ней отношения, пытается самоутверждаться за счет знакомства с Овчинниковой.>> ---------------------------------- А в чём заключается самоутверждение подруги? Люсьена была пьющей, и это видно невооруженным глазом, и секретом ни для кого не является.

  • #
    Fil'm ' Mama vishla zamuzh...'--absolutnii shedevr- szena '' v pristinyah''- luchshaya v kinematografe- I ta , gde ona slushaet Vival'di-- a lichnaya zhizn'-eto ih lichnoe delo- nam eto ne nuzhno znat'- Ovchinnikova I Efremov sigrali bespodobno- mi prosto dolzhni bit blagodarni , chto oni bili....

  • #
    Зачем мне враги,когда у меня такие подруги?

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение
    МакSим МакSим певица, композитор
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.


    НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    Загрузка...


    +