Питер Фальк: «Когда играешь Коломбо, никого не волнует, как ты выглядишь»

Мало кто знает, что этот актер, игравший неподражаемого лейтенанта в сериале о гениальном сыщике,...
Мария Обельченко
|
10 Сентября 2023
Питер Фальк
Питер Фальк 1980 г.
Фото: Legion-Media

Мало кто знает, что этот актер, игравший неподражаемого лейтенанта в сериале о гениальном сыщике, был одноглазым. Он сумел не только превратить свой прищур в фирменный знак, но и сделать уникальную карьеру в кино и на телевидении.

Помимо огромного количества телеролей, Фальк достаточно много играл и в кино, в том числе у очень известных режиссеров самых разных поколений (Джон Кассаветис, Фрэнк Капра, Вим Вендерс). «Большие гонки», «Мужья», «Небо над Берлином», «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Женщина под влиянием», «Принцесса-невеста» — в этих культовых картинах Питер играл пускай не всегда главные роли, но не менее заметные. Недаром он дважды был номинирован на «Оскар» как раз за роли второго плана. Однако «идея о райской жизни», как написал актер в своих мемуарах под названием «Еще одна вещь» (любимая реплика лейтенанта Коломбо), была довольно неожиданной для известного актера: «Встать, съесть вкусный завтрак и провести весь день в студии за рисованием».

«Попробуйте сами!»

Питер Фальк с первой женой
С первой женой Элис. 1972 г.
Фото: Legion-Media

Питер Фальк родился 16 сентября 1927 года в Америке в семье евреев-иммигрантов из Восточной Европы. Питера часто принимали за итальянца, но его корни в Венгрии, России, Польше, Чехии, а вовсе не в Италии. Родители, Майкл и Маделайн, держали небольшой магазин (бакалея, скобяные, галантерейные и прочие необходимые в любом хозяйстве товары) в городке Оссининг (штат Нью-Йорк), известном тем, что там находится знаменитая тюрьма Синг-Синг. Именно поэтому во времена Великой депрессии магазин не то чтобы процветал, но поз­волял жить безбедно — родственники заключенных по дороге в тюрьму непременно заходили в лавку Фальков. Питера не с кем было оставлять, и он ходил в детский сад. Однажды матери оттуда позвонили и попросили сводить ребенка к врачу проверить зрение — мальчик все время странно поворачивал голову. Окулист обнаружил в правом глазу злокачественную опухоль и велел немедленно сделать операцию. На следующий день Питер проснулся уже с одним глазом. Сначала он очень переживал и боялся вопросов о своем стеклянном искусственном глазе. Но потом понял, что «никому, в сущности, нет дела — один у него глаз или два». И несмотря на свою особенность, в школе парнишка умудрился стать спортивной звездой. Фальк отлично играл в баскетбол, футбол и бейсбол. Спортивные успехи невероятно упрочили его уверенность в себе и в том, что отсутствие глаза не является помехой для нормальной жизни. Как-то раз Питер разозлился на судью, несправедливо лишившего его очка в баскетбольном матче, и, вытащив стеклянный глаз, протянул его судье со словами: «Попробуйте сами!» Раздался дружный смех и аплодисменты. Инцидент был благополучно исчерпан. Фальк благодаря маленькому росту был необычайно быстрым и ловким, и его охотно взяли в городскую команду по баскетболу. Они периодически играли с коман­дой заключенных из Синг-Синга на их тюремной площадке, и те нещадно разбивали в пух и прах провинциальную «молодежку».

Учился Питер неплохо, но понятия не имел, чем хочет заниматься после школы. Об актерстве и не помышлял. Все актеры принадлежали, по его наивному и романтическому убеждению, к особой породе, и почему-то он был уверен, что они все родом из Европы. То-то бы над ним посмеялись, скажи он где-нибудь в бильярдной на углу или гоняя мяч о своем желании присоединиться к этим редким существам. Хотя в последний школьный год ему не­ожиданно пришлось заменить заболевшего товарища в третьем акте школьного спектакля. Забавно, что это была роль детектива.

В Европу и обратно

Питер Фальк с Фэй Данауэй
С Фэй Данауэй в фильме «Коломбо: все поставлено на карту». 1993 г.
Фото: Legion-Media

В 1945 году, когда Фальк окончил школу, война шла к своему завершению, но он все равно хотел попасть в военно-морской флот. И даже чуть было не прошел медицинскую комиссию — тест на зрение проводил его приятель, сын местного фармацевта. Но вовремя появился доктор и, обозвав помощника болваном, отправил Питера домой. Фальк поступил в колледж, но жажда приключений через несколько месяцев привела его в торговый флот, куда принимали, по его словам, кого угодно. «Им было все равно, слепой я или глухой. Единственный, кто на торговом судне должен был хорошо видеть, — это капитан. Да и то наш босс при встрече с айсбергом, погубившим «Титаник», вряд ли бы его разглядел». С чувством юмора у Фалька с детства было все прекрасно.

Полтора года Питер трудился поваром на торговом корабле, после чего вернулся в колледж, поучился в Университете штата Висконсин. Затем перевелся в нью-йоркскую Новую школу социальных исследований и получил диплом бакалавра в области литературы и политологии. Там же влюбился и не задумываясь последовал за возлюбленной в Париж. Парочка путешествовала по Европе без денег и работы, пока не оказалась в Югославии, где Фальк полгода работал на железной дороге, чтобы прокормить себя и свою подругу. Вплоть до неприятного инцидента — его арестовали за то, что он расплатился в ресторане американскими долларами. Этот случай окончательно прояснил ему мозг: «Черт возьми, подумал я, чем я занимаюсь?» Вернувшись в Америку, Питер изучал экономику в Сиракузском университете и стал обладателем степени магистра в сфере государственного управления. Что, в свою очередь, привело к чиновничьей позиции специалиста по эффективности труда в бюджетном бюро штата Коннектикут. Все административные здания находились в столице Коннектикута — весьма заштатном городишке Хартфорд. Там и обосновался Питер с семьей: еще в университете Фальк познакомился с будущей женой Элис. В 1960 году они поженились и взяли двух приемных детей — Кэтрин и Джеки. Фальк развелся с первой женой в 1976 году, но остался с ней в дружеских отношениях и уделял много времени воспитанию дочерей.

Вечно опаздывающий

Питер Фальк с Джеком Леммоном
С Джеком Леммоном в фильме «Большие гонки». 1965 г.
Фото: Legion-Media

«Я был таким отличным специалистом по эффективности труда, что в первый же день опоздал на работу. Не мог никак найти здание, где располагался офис. И так продолжалось почти каждый день. Но по иронии судьбы именно привычка опаздывать и способствовала началу моей актерской карьеры». Фальк изнывал от скуки на работе и повадился навещать местный любительский театр, где стал регулярно выходить на сцену. Никаких денег, зато масса опыта. Узнав, что в городке в двух часах езды от Хартфорда известная американская актриса Ева Ле Гальенн (она снималась еще в немом кино, а в 1980-м в 82 года была номинирована на «Оскар» за роль второго плана в фильме «Воскрешение») ведет курсы для профессиональных актеров, Фальк отправился туда. Поступив на курсы, он всякий раз опаздывал на занятия. Или не мог пораньше уйти с работы, или старая машина ломалась по дороге. Однажды Ева возмутилась и поинтересовалась причиной столь вызывающего поведения. Фальк объяснил, что едет из другого города. На что актриса невозмутимо спросила, что он там делает, ведь, насколько ей известно, в этом городе нет ни одного театра. И пришлось Питеру признаться — никакой он не профессиональный актер. Ева смерила его суровым взглядом и произнесла: «Ну что ж, значит, вы должны им стать». На следующий день Фальк уволился с постылой работы и пустился в свободное плавание. Вскоре Ле Гальенн дала ему рекомендательное письмо для знаменитого актерского агентства в Нью-Йорке. Первое, что агент сказал Питеру при встрече, всмотревшись в его неподвижный глаз: «Знаешь, сынок, тебе никогда не дадут сниматься в кино или на телевидении». Фальк, по его словам, не сразу даже понял, что тот имел в виду. Настолько он привык к своему одному глазу, вернее отсутствию второго. Но разве он собирался в Голливуд? Вовсе нет. Хотел просто играть на сцене и попасть в Актерскую студию Ли Страсберга. Это было наивысшей и наиглавнейшей целью и наверняка сделало бы его абсолютно счастливым. А если бы Питер мог хоть раз выйти на сцену бродвейского театра, прийти потом в бар, где собираются после спектакля актеры, и они бы знали, что он тоже актер и зарабатывает этим на жизнь, — больше ему от жизни ничего и не нужно. Что касается телевидения, оно в эти годы только зарождалось и никто не знал, чего от него ожидать. Агент тем не менее был впечатлен рекомендацией Ле Гальенн и раздобыл Фальку роль в «Дон Жуане» Мольера в офф-бродвейском театре. Премьера бесконечно откладывалась, потому что режиссеры увольняли актеров или они сами не являлись на репетиции. Все, кроме Питера. А продюсеры увольняли, в свою очередь, режиссеров. Наконец появился новый режиссер и заявил, что ничего у них не получается потому, что все «выпендриваются». А надо всего лишь просто произносить свои реплики: «Если замечу, что кто-то играет, тут же уволю». В общем, премьерный спектакль стал и последним. Нью-йоркские критики вволю поиздевались над этим провалом, особенно выделяя «не игру» Питера Фалька. Но несмотря на столь мало­обещающий старт, начинающий актер продолжал получать небольшие роли до тех пор, пока не блеснул в спектакле по пьесе Юджина О’Нила «Разносчик льда грядет». А потом Питер исполнил и свою мечту, появившись на сцене уже бродвейского театра в спектакле по пьесе Бернарда Шоу «Святая Иоанна».

«Оскар» получает Питер...»

Но несмотря на сценические успехи, агент посоветовал ему не обольщаться насчет кино. И действительно, на первом же прослушивании студийный босс сказал: «За те же деньги я могу получить парня с двумя глазами». Но тем не менее его выбрали из множества театральных актеров (сам Питер полагал это настоящим «чудом из чудес») на роль киллера в фильме «Корпорация «Убийство», основанном на реальной истории банды, терроризировавшей в 30-е годы жителей Нью-Йорка. Критики, обозвав фильм типичной гангстерской картиной, оценили игру Фалька, назвав ее «на удивление великолепной». Агент посоветовал ему побороться за номинацию на «Оскар». На вопрос, что ему надо делать, получил ответ: «Размещай рекламные публикации, найми пресс-агента, трать деньги!» «И что вы думаете? Я так и поступил. И — получил номинацию». По дороге на церемонию Фальк спросил у жены, каковы, по ее мнению, его шансы. Элис ответила: «Будь счастлив, если твою номинацию не отзовут». Уже в зале Фальк услышал: «И «Оскар» получает Питер...» От волнения он не расслышал фамилию. Это был Питер Устинов. Именно он получил тогда заветную статуэтку за роль второго плана в легендарном «Спартаке». Фальк повернулся к своему агенту (он сидел рядом): «Ты уволен!» Не собирался, по его словам, платить ему еще за один день такой работы. Это был первый приезд Питера в Голливуд, и он стал прорывом. На следующий год Фальк снова был номинирован — за роль в последнем фильме прославленного Фрэнка Капры «Пригоршня чудес» с Бетт Дэвис и Гленном Фордом. И снова не получил «Оскар», но это стало началом долгой и яркой голливудской карьеры актера в кино и на телевидении. В 1961-м он был номинирован на самую престижную телевизионную награду — «Эмми» — и уже в следующем году получил ее. С двумя номинациями на «Оскар» и с премией «Эмми» — никому доселе не известный театральный актер из Нью-Йорка обрел новых друзей и почитателей в Голливуде. Роль в «Этом безумном, безумном, безумном, безумном мире» (1963), роль Макса в комедии «Большие гонки» (1965), роль лейтенанта Биксби в комедии «Пенелопа» (1966) вывели его на самый верх голливудского рейтинга. Между тем наступил золотой век американского телевидения. Фальк переиграл множество ролей во множестве телешоу.

Питер Фальк с женой
С женой Шерой. 2004 г.
Фото: Legion-Media

«Коломбо — один из нас»

Однако лишь появление в роли лейтенанта полиции Коломбо в 1968 году в телевизионном фильме «Коломбо: Предписание — убийство» принесло Питеру всемирную славу. «Коломбо» изначально не планировали как сериал. Фальк в образе неуклюжего детектива, с прокуренным сип­ловатым голосом, в вечном затертом плаще, был всего лишь героем так называемого фильма недели. Подобный формат пользовался в те годы по­пулярностью у телеаудитории. Но картина получила такие высокие рейтинги, что было решено выпускать по серии в неделю. Фальк отказался. Невозможно каждую неделю сочинять хорошую историю. Просто невозможно. От него отстали, но на следующий год снова выступили с предложением. И Фальк снова отказался. По той же самой причине. В третий раз ему предложили новый вариант. Восемь серий подряд он сыграет Коломбо в ночных детективных сериях (так обозначили этот проект), а затем его сменит другой актер, а потом еще один. И Питер согласился. Тем более когда узнал, что на его роль претендовал Бинг Кросби. И единственное, что того смутило, — невозможность во время съемок играть в гольф.

Первая же серия имела оглушительный успех у зрителей. Коломбо суж­дено было стать самой знаменитой работой Фалька на протяжении тридцати пяти лет. С 1968-го по 2003 год было снято 69 фильмов, всего 13 сезонов. Безусловно, самыми лучшими являются 45 серий, снятых в период с 1968-го по 1978 год. Через 10 лет лейтенант Коломбо вернулся на экраны в фильме «Коломбо идет на гильотину». Зрители смогли насладиться еще 24 фильмами о дотошном сыщике. Последней стала серия «Коломбо нравится ночная жизнь» в 2003 году.

Питер Фальк с Дайан Уист и Эмили Ллойд
С Дайан Уист и Эмили Ллойд на съемках фильма «Пышка». 1989 г.
Фото: Legion-Media

В Африке детишки на улице кричали ему «Коломбо!», и Фалька часто спрашивали, в чем секрет такого успеха. «Я считаю, что все дело в его личности. Характер, история, загадка, все равно Коломбо — душа и сердце всего этого. Людям нравится себя идентифицировать с персонажами, которые их ни в чем вроде бы не превосходят, не выше их. Он — один из нас, обычных людей. Но в то же время людям нравятся и герои. Исключительные, бесстрашные, отличные от них. Так вот, Коломбо — и то и другое. В этом и заключается его успех и его харизма».

Низкорослый мужчина подслеповато прищуривается, курит дешевые сигары и всегда одет в бежевый потертый плащ, которому явно почти столько же лет, сколько хозяину. Он постоянно о чем-то размышляет и раздражает окружающих своими дурацкими на первый взгляд вопросами. У него есть жена, которую никто никогда не видел, и очень ленивый старый пес. Но Коломбо проницателен и умен, хитер и талантлив. Обязательно поймает преступника, найдет даже самое невозможное доказательство его вины и в финале расследования очередного преступления непременно вспомнит о своей жене. И вернется к ней же. Ему интересно то, что интересно обычному человеку. Например, цены на одежду. «Сколько стоит эта сумка? Не знаете, случайно, где я мог бы купить точно такую для жены, но только в два раза дешевле?» Для классического американского полицейского Коломбо весьма нетипичен — боится громких звуков, ненавидит стрельбу, насилие любого рода. «В отличие от современных героев из экшен-фильмов, — добавлял Фальк. — Ну и не последнее дело, конечно, «умные» преступления, неплохие ключи к разгадке и восхитительные повороты сюжета в финале».

Проблема возникла, пожалуй, только с собакой. Фальк долго не соглашался на появление нового партнера. А когда согласился, случилось то, чего он и боялся. Собака по кличке Собака (Dog) была немолода и вскоре умерла. Замену ей нашли гораздо моложе, но в результате пришлось гримерам каждое утро пса «старить». На это уходило намного больше времени, чем на грим самого актера. Он фактически сразу выходил на площадку, да еще и в своей собственной одежде. «Когда играешь Коломбо, кого волнует, как ты выглядишь? Главное, чтобы выглядел неважно». И очень переживал, что столько времени тратится на собачий грим.

Питер Фальк с Киану Ривзом
С Киану Ривзом в фильме «Послушайте завтра». 1990 г.
Фото: Legion-Media

Закон Фалька

В реальной жизни Питер и его вторая жена актриса Шера Дэйниз (они и познакомились на съемках первых серий и фильмов о Коломбо, она играла в шести сериях) обожали собак, забирали животных из собачьих приютов — собак у них было не меньше пяти. И все спали с хозяевами в их спальне, хотя в доме в Беверли-Хиллз (Питер прожил там всю свою голливудскую жизнь) было восемь спален.

Фальк женился на Шере в 1977 году и был к жене очень привязан. Несмотря на то что, яркая, веселая, жизнерадостная, она была ему полной противоположностью. «Любит танцевать, одеваться и жить не может без вечеринок. Я же, наоборот, ненавижу наряжаться и участвовать в вечеринках. В молодости заставлял себя, потому что единственный резон для этого — подцепить девушку. Но после того как женишься, я совсем не вижу ни одной причины для участия в подобных мероприятиях. Лично я предпочитаю остаться дома и заняться своим хобби». И верно, у Фалька было любимое занятие, и весьма, как он сам признавал, «экзотическое». Он отлично рисовал. Однажды зашел в студию Лиги студентов-художников Нью-Йорка на Манхэттене и увидел обнаженную модель на платформе, на нее лился свет из высоких окон. Фальк был поражен этой красотой. Приходил каждый день и вместе со студентами рисовал. С этого все и началось. «Нет ничего прекраснее человеческого тела. Я не могу, хоть убейте, рисовать лодочки и пейзажи». Жена относилась к присутствию моделей в студии мужа (переделанной из гаража) с юмором. Как и к тому, что Фальк мог проводить там по 12 часов в день. «Не знаю, что она думает по поводу моделей, но что касается моих работ, главное, чтобы я не таскал эту хрень в дом». Между тем творчество Фалька-художника ценили многие профессионалы. Его выставки проходили в престижных галереях по всему миру, а работы пользовались успехом у коллекционеров.

Питер Фальк
«Людям нравится себя идентифицировать с персонажами, которые их ни в чем вроде бы не превосходят, не выше их. Но в то же время людям нравятся и герои. Исключительные, бесстрашные, отличные от них. Так вот, Коломбо — и то и другое. В этом и заключается его успех и его харизма» На съемках фильма «Коломбо нравится ночная жизнь». 2003 г.
Фото: Fotodom

Чтобы оставаться в форме, актер играл в гольф и не считал, что отсутствие глаза мешает ему добиваться хороших результатов: «Для того уровня мастерства, который есть у большинства игроков, на самом деле не имеет значения, два у них глаза или один».

На вопрос, как он ощущает себя в 70 лет и вообще каково это — стареть, Фальк отвечал так же невозмутимо, как мог сказать Коломбо: «Я в общем-то не удивлен. А что, по-вашему, могло случиться? По мне, так старость — лучшая из двух возможных альтернатив».

83-летний Питер Фальк умер в ию­не 2011 года. Формально — от пневмонии. Но к тому времени он уже несколько лет страдал от болезни Альцгеймера и деменции. Многие знаменитости выразили свое уважение прославленному мастеру. Стивен Спилберг (он был режиссером одной из первых серий о Коломбо) сказал: «В начале своей карьеры об актерстве я узнал от Питера намного больше, чем от кого-либо. Он был совершенно уникальным». На памятнике Фальку выгравирована эпитафия: «Я не здесь, я дома с Шерой».

Надо сказать, что Шера Дэйниз за несколько лет до смерти мужа оформила над ним единоличную опеку. А вскоре его старшая дочь Кэтрин Фальк обвинила ее в том, что она не пускает к нему детей и отказывается сообщать им о состоянии его здоровья. По словам дочерей, Шера не удосужилась даже сообщить им о смерти отца и не позволила участвовать в организации похорон. Насколько известно, в завещании большая часть состояния актера досталась жене, но и дочери тоже не были обделены. Так или иначе, но Кэтрин Фальк удалось невозможное — в 2015 году в штате Нью-Йорк был принят «закон Питера Фалька», защищающий права детей в подобных ситуациях. В соответствии с новым законом, никто не имеет права лишать детей информации о серьезных медицинских проблемах их родителей и контакта с ними. Закон обеспечивает правила и условия, которым должны следовать в том числе официально назначенные судом опекуны недееспособных людей. Закон Фалька с тех пор был принят еще в нескольких американских штатах. Так актер, сам того не зная, сделал мир немного справедливее. Чем занимался и его бессмертный герой — лейтенант Коломбо...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог