
Николай Трофимов был одним из скромнейших актеров советского кино и практически не давал интервью, унеся с собой множество личных и творческих тайн. Не рассказывал, как под пулями и бомбежками выступал на фронте, за что получил боевые награды, как в блокаду потерял единственного сына. Этой публикацией в год 80-летия Великой Победы мы открываем цикл статей об артистах-фронтовиках, которых опалила война.
Трофимову на роду было написано быть актером. И он сам так считал. В подтверждение Николай Николаевич рассказывал, как однажды во время гастролей в Риме ему показали откопанный археологами древний мраморный саркофаг, на котором на латыни было выбито: Nicola Trofimo — actor. Он считал это знаком, Божьим промыслом.
Интересный факт
До поступления в труппу БДТ Николай Трофимов считался комическим актером. Георгий Товстоногов отучил его от стремления непременно веселить публику. В театре, где артист сыграл множество драматических ролей, у Трофимова было прозвище Божий Дар — так к нему обращался и режиссер.

Будущий артист родился в городе русской военной славы Севастополе 21 января 1920 года. Его отец, Николай Тихонович, ремонтировал корабли на секретном военном заводе, мама, Наталья Васильевна, была домохозяйкой. То есть к творчеству — никаких видимых предпосылок. Однако мальчик с детства рос шебутным и устраивал «веселуху» по любому поводу. Маленького роста, худой, на вид невзрачный, он с невозмутимым видом прямо во время уроков отпускал такие реплики, что одноклассники умирали со смеху, а учителя теряли дар речи. Наталья Васильевна то и дело слышала на родительских собраниях: «Ваш сын постоянно срывает уроки. Сам не учится и другим не дает. Плохо воспитываете!» Правда, слышала и другое: «Смешит всех, а сам не смеется. Да он у вас артист!»

Интересный факт
В спектакле «Снежная королева» Ленинградского ТЮЗа, по замыслу автора, на сцене в темноте парили белые птицы. Для этого актеров одевали в черное трико и давали палки с пернатыми на концах. Николаю, который подрабатывал в театре во время учебы в институте, очень хотелось, чтобы его птица летала выше всех. Однако небольшой рост этому препятствовал. Чтобы компенсировать недостаток, Трофимов забрался на плечи к товарищу. Но на одном из спектаклей партнер не удержал равновесия, и дуэт с грохотом провалился в оркестровую яму, пробив барабан.
Уже в 11 лет Коля Трофимов стал школьной знаменитостью. Он рассказывал об этом так: «Я очень рано, в четвертом классе, познал славу. Учительница дала задание — исполнить на вечере чеховский рассказ-лекцию «О вреде табака». Зрители очень сильно смеялись!» Дальше для юного дарования путь был один — в драмкружок, школьную самодеятельность, где шустрый юноша с успехом пел, декламировал стихи, читал миниатюры. В 14 лет он получил роль невольника в спектакле местного ТЮЗа «Хижина дяди Тома». Роль крошечная, бессловесная, но, шутка ли, — профессиональный театр. После одного из спектаклей, где «невольник» своей импровизацией сорвал аплодисменты зала (он демонстративно пнул ногой «плантатора-эксплуататора»), режиссер слегка пожурил его за «вольную интерпретацию», а потом сказал: «Да ты прирожденный комик!»

«С моего курса уцелел только я»
Получив аттестат, Трофимов отправился в Северную столицу. На вступительных экзаменах в Ленинградский театральный институт (сегодня Российский государственный институт сценических искусств) юноша читал отрывок из пушкинского «Золотого петушка» и так очаровал приемную комиссию во главе с известным актером, театральным режиссером и педагогом Борисом Зоном, что был единогласно принят.
Кстати, у ученика Станиславского Бориса Вульфовича Зона был особый нюх и цепкий глаз на таланты, недаром среди его воспитанников — Борис Блинов (Фурманов в «Чапаеве»), Павел Кадочников, Игорь Владимиров, Зиновий Корогодский, Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Эмма Попова, Лев Додин, Наталья Тенякова и многие другие большие питерские актеры и режиссеры. Тот же Николай Трофимов, которого Зон с первого курса выделял среди своих студентов!
А как не выделять и не любить, если тот в студенческих этюдах творил чудеса перевоплощения и к любому заданию подходил творчески. Например, изображая зверей, специально ходил в зоопарк и часами изучал повадки зайцев, медведей, волков, лис… Получалось очень органично и убедительно. «Коллекционировал» чужие характеры, походки, ужимки, гримасы, смех. Одну из пятерок за актерское мастерство Трофимов получил за то, что блестяще выполнил задание мастера курса: притворившись древней старушкой, без билета прошел в кинотеатр, не вызвав подозрений у билетерши.
Интересный факт
В какой-то момент Николай Трофимов увлекся мозаикой, создавал целые панно. Материалом для его работ стали старые пластмассовые игрушки и пластинки. К творчеству Николая Николаевича пристрастила первая супруга. Когда муж перешел в БДТ, Татьяна Григорьевна стала работать в кукольном театре и раскрыла актеру многие секреты создателей марионеток.

А как виртуозно он со сцены читал Чехова и Зощенко! «Никто в ми-ре не мог бы прочесть так эти рассказы!» — годы спустя признавал коллега Трофимова по БДТ актер Леонид Неведомский.
Однажды даже вышел курьезный случай. Сам Николай Николаевич вспоминал о нем так: «Когда я был еще первокурсником, выбрал для чтения смешной рассказ «Мелкий случай из личной жизни». А автора даже не знал! Прочел как-то на вечере его, и вдруг ко мне подошел человек невысокого роста, интеллигентного вида, протянул руку, поблагодарил и сказал: «Я даже не подозревал, что написал такой хороший рассказ!» Это был Михаил Зощенко».
Свой последний экзамен в театральном институте — по марксизму-ленинизму — Трофимов сдал 21 июня 1941 года. Только-только успел получить диплом и… «Пришло сообщение о начале войны», — вспоминал Николай Николаевич. Как и многие в это тяжелое для страны время, он пришел в военкомат проситься на фронт — «громить фашистов». Причем хотел отправиться воевать на флот, моряком, все-таки с детства любил морскую стихию. Но наверху решили иначе: его отправили в военно-морской флот, но не матросом. Знаменитый композитор Исаак Дунаевский создавал «Ансамбль пяти морей» — ему было поручено собрать в него лучших музыкантов, чтецов, певцов и танцовщиков, то есть тех, кто своим искусством сможет поднимать боевой дух советских солдат, моряков и офицеров.
И, судя по всему, артисту ВМФ Трофимову удалось внести свою лепту в общую Победу, ведь боевой орден Красной Звезды и медаль «За оборону Ленинграда» за одни «подвиги на сцене» не давали.

«С моего курса уцелел только я, остальные ребята погибли, — вспоминал актер. — Не знаю почему, но судьба берегла меня. Я неоднократно попадал под бомбежки. Но одна мне особенно запомнилась. Над нами летел самолет, низко так... Вдруг он накренился, и я прямо перед собой ясно увидел летчика в маске. Он улыбался! Какая-то секунда, но ощущение, будто это длилось вечность. Немец пролетел над головой, а за ним — бомба. Взрыв. Мимо... В тот момент у меня почему-то пронеслось в голове: «И совсем не страшно!» А потом: «Слава богу, пронесло!» И вдруг я вижу, как бомбардировщик делает второй заход... Вот тут-то мне стало по-настоящему страшно. И ужасно захотелось выжить!»
Неизвестно, что еще осталось «за кадром» военной эпопеи краснофлотца Николая Трофимова. Уже то, что все однокурсники погибли, о многом говорит. А еще война отняла у него единственного сына. Женя Трофимов родился в блокадном Ленинграде. Голод, лютые морозы… Малыш простудился, заболел — спасти его не удалось. Они с женой, актрисой Татьяной Григорьевной Глуховой, даже не смогли похоронить первенца — об этом Николай Николаевич сожалел всю жизнь. Ленинград был завален трупами. Тело ребенка забрала похоронная машина — он покоится в общей могиле на Пискаревском кладбище...
«Богом данное чувство серьеза»
День Победы Трофимов встретил, будучи актером Таллинского театра Балтийского флота. В 1946 году демобилизовался и был приглашен Николаем Акимовым (легендарный худрук, чье имя сейчас носит театр) в Ленинградский театр Комедии. Именно здесь 26-летний актер сыграл свою первую главную театральную роль —
Интересный факт
Только на сцене БДТ Николаем Трофимовым исполнено более 30 ролей. За долгие годы сценической жизни артист играл героев Чехова, Достоевского, Шекспира, Островского, Вишневского, Гоголя, Шолохова, Горького, Думбадзе, Вампилова. Роман с театром — самый затяжной в его жизни, а главный режиссер — Георгий Товстоногов. Хотя Трофимов с особой теплотой вспоминал и своего крестного отца в кино Сергея Бондарчука.

Перришона в комедии «Путешествие Перришона» по пьесе Эжена Лабиша, довольно быстро стал ведущим актером, а затем и звездой лучших спектаклей того времени — «Ревизор», «Мертвые души», «Пестрые рассказы», «Вишневый сад», «Лев Гурыч Синичкин». Попасть «на Трофимова» (Хлестакова, Манилова, Епиходова или Синичкина) было непросто, билеты раскупались моментально. Николай Акимов очень понятно объяснил этот «феномен»: «Когда он на сцене, то кошке там уже делать нечего…»
Но со временем актер почувствовал, что ему тесно в рамках своего амплуа комика. Хотелось большего. «Надоело играть комедии, где была борьба хорошего с еще более лучшим — и ничего острого. Хотелось сыграть трагикомедию или что-то подобное», — как-то признался Николай Николаевич. Поэтому, когда в 1964 году Великий Гога — Георгий Александрович Товстоногов — пригласил его в Большой драматический театр им. Горького (БДТ), артист охотно принял это предложение.
Этому театру Николай Трофимов отдал 40 лет жизни, сыграв более трех десятков ролей в спектаклях, ставших театральными легендами. В том числе самую известную свою театральную роль — мистера Пиквика в специально поставленном Товстоноговым «на Трофимова» спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. В этой постановке актер выходил на сцену более пятисот раз. В БДТ талант Николая Трофимова заиграл всеми гранями — он блистал в комедиях, трагедиях, трагикомедиях, драмах, мелодрамах, пел, танцевал… Глядя на него, зрители веселились, хохотали, плакали… Неслучайно Трофимов был одним из любимчиков Товстоногова, он называл его «комиком мирового класса, у которого есть Богом данное чувство серьеза».
«А вот это попробуйте!»

А вот с кино Николаю Николаевичу долго не везло. Кстати, во многих статьях ошибочно пишут, что он дебютировал на экране в 18-летнем возрасте в военной драме Владимира Легошина «Шел солдат с фронта» (1939 год). Действительно, в этой ленте снимался Николай Трофимов, но другой — Николай Петрович.
На самом деле фильмография Трофимова ведет отсчет с военной драмы «Морской батальон» (1943), где в компании с Петром Алейниковым, Василием Меркурьевым и Лидией Смирновой Трофимов сыграл матроса Лепешкина. Затем были эпизодические роли в фильмах «Пирогов» (1947), «Мусоргский» (1950), «Белинский» (1951). Актер появился в таких популярных лентах, как «Укротительница тигров» (1954), «Запасной игрок» (1954), «Полосатый рейс» (1961), но вряд ли его героев кто-то там вспомнит.
Получалась парадоксальная ситуация: в театральных кругах имя актера Трофимова гремело, публика его знала и любила, а кинорежиссеры предлагали одни эпизоды. Почему? Возможно, отчасти из-за его природной скромности, отчасти потому, что он сам считал себя именно театральным актером. Трофимов на полную катушку был востребован в театре, ему и славы, и работы хватало. Хотя кино он тоже любил.
Прорыв случился после роли капитана Тушина в эпопее Бондарчука «Война и мир» по Льву Толстому. Увидев Трофимова на сцене в «Пестрых рассказах», Сергей Федорович Бондарчук каким-то сверхъестественным чутьем понял: этот актер сможет как надо сыграть «маленького человека», но при этом настоящего большого героя, патриота, готового отдать свою жизнь во имя долга и чести. И оказался прав.

Начиная с середины 1960-х Николай Николаевич снимается регулярно, а роли все больше и масштабнее. «Веселые расплюевские дни» (1966), «Железный поток» (1967), «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) и, наконец, культовая «Трембита» (1968).
Вот уж где комический дар Трофимова проявился во всем блеске. Комедии уже более 55 лет, а до сих пор смотрится на одном дыхании. Евгений Весник, Ольга Аросева, Алексей Чернов, Иван Переверзев, Савелий Крамаров… И, безусловно, в этой компании герой Николая Трофимова Филимон Шик — один из самых ярких и уморительных.
Следом — небольшая, но вошедшая в анналы роль в шедевре Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). Разве можно забыть знаменитый диалог полковника милиции (Николай Трофимов) и милиционера Михал Иваныча (Станислав Чекан): «Наверно, мне бы надо...» — «Не надо...» — «...Теперь вот такое предложение. А что, если...» — «Не стоит». — «Ясно. Тогда, может быть, нужно...» — «Не нужно». — «Понятно... Разрешите хотя бы...» — «А вот это попробуйте!» Гениально снятая мизансцена!
Неизвестно, байка это или нет, но, говорят, вставить этот диалог в фильм Гайдаю предложил сам Николай Николаевич. И взят он из его жизни. Якобы похожий диалог каждый раз возникал между ним и Товстоноговым, когда на репетиции Трофимов предлагал добавить его персонажу комических красок, изюминки, гротеска. Великий Гога пресекал эти инициативы на корню: «Не надо», «Не стоит»…

За последующие три десятка лет Николай Трофимов сыграл еще немало выдающихся киноролей, в том числе главных. «На пути в Берлин» (1969), «Африканыч» (1970), «Табачный капитан» (1972), «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Про Красную Шапочку» (1977), «Принцесса цирка» (1982)… Последней в его фильмографии стала лента Сергея Потемкина «Город без солнца» (2005). А всего в копилке Трофимова — более 70 фильмов и 32 телеспектакля.
«Настанет день, и с журавлиной стаей…»
Большинство коллег, когда их спрашивали о Николае Николаевиче, называли главную его закулисную черту — скромность. Говорили, что он был удивительно добрым, теплым и светлым человеком, чье появление на публике непроизвольно вызывало улыбку. Никакой звездности, усталости от славы и от поклонников.
Народный артист СССР, которого ставили в один ряд с Игорем Ильинским, французским актером Бурвилем и многими популярными комиками XX века, жил в небольшой квартире на востоке Ленинграда — Санкт-Петербурга, на Ржевке. На хоромы, дачу, автомобиль денег не накопил, да и не было такой цели. Говорят, лет 20 носил один костюм, купленный во время зарубежных гастролей. Главное для него было творчество — репетиции, спектакли, студенты, которым он передавал опыт. Николай Николаевич много читал, особенно философские книги. И до последнего рвался на сцену…
Интересный факт
Единственное, что мешало Николаю Трофимову в театре, — плохая память. Актриса Зинаида Шарко рассказывала: «Товстоногов как-то подошел к нему и говорит: «Я знаю индийский способ запоминания текста. Приходите ко мне в кабинет, я вам покажу». Наивный Николай Николаевич пришел к Товстоногову: «Ну, Георгий Александрович! Индийский способ-то?» — «Учить текст надо!»

Похоронив любимую супругу, Трофимов долго жил один. Пока в его жизни не появилась давняя поклонница, инженер по профессии и театралка Марианна Иосифовна. Они познакомились после одного из спектаклей, со временем поженились и были счастливы.
В последний раз Николай Трофимов вышел на сцену родного БДТ 21 января 2005 года — в день своего 85-летия, сыграв своего любимого мистера Пиквика. По воспоминаниям коллег, актер предчувствовал свою смерть. Попрощался с близкими и друзьями. Незадолго до ухода грустно сказал звукорежиссеру театра: «Скоро уже». Попросил, чтобы во время похорон вместо траурного марша звучала его любимая песня — «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Через три дня Николая Трофимова не стало... Он скончался в ночь на 7 ноября 2005 года в реанимации петербургской Александровской больницы от последствий инсульта. Утром 14-го проститься с великим артистом в БДТ пришли его друзья, поклонники, актеры из других театров. Леонид Неведомский последнюю просьбу коллеги и партнера выполнил: принес на панихиду в театр запись песни. Он вспоминал: «Когда зазвучало бернесовское: «Настанет день, и с журавлиной стаей / Я поплыву в такой же сизой мгле, / Из-под небес поптичьи окликая / Всех вас, кого оставил на земле», — казалось, что Николай Николаевич слышит. Слезы удержать было невозможно... Все рыдали».