Мария Миронова о своей маме, семье и настоящей любви

Актриса Мария Миронова рассказала о своей маме, актрисе Екатерине Градовой, съемках и отношении к любви.
Мария Миронова
Мария Миронова
Фото: Филипп Гончаров. На Марии платье Elen Dan

«Чтобы быть счастливой, не обязательно быть артисткой. Про мою маму уже стали складывать легенды — мол, стала отшельницей, ушла в леса... На самом деле она нашла себя в другом: сейчас у нее замечательный муж, сын — очень хорошая семья».

Бросив театр, моя мама на самом деле нашла себя. Сейчас у нее замечательный муж, сын — очень хорошая семья. Мама живет в Москве — там же, где и жила, а на лето уезжает в городок Судогда Владимирской области. Но людям непривычно, когда тот, кто все время был на виду, вдруг резко меняет жизнь, и сразу начинаются домыслы.

— Почему ваша мама ушла из профессии?

— Это вопрос к ней, но я думаю, что ей просто стало неинтересно.

Такое бывает. Ведь чтобы быть счастливой, не обязательно быть артисткой. Она нашла себя в другом: в изучении российской истории, занятиях с детьми, поэзии. Мама близко дружит с Валентином Иосифовичем Гафтом — они обожают читать друг другу стихи. Это ее путь, в нем нет ничего странного.

— Вы у нее в Судогде бываете?

— Раньше бывала чаще, сейчас нет времени. Прежде не могла там долго находиться — скучала, а в последнее время полюбила. Там дивная русская природа, там легко дышится, хорошо спится.

— Вы хорошая дочь?

— Хорошей дочерью себя назвать не могу.

Екатерина Градова в роли радистки Кэт в фильме «Семнадцать мгновений весны». 1971 г.
Екатерина Градова в роли радистки Кэт в фильме «Семнадцать мгновений весны». 1971 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Да, я несу ответственность за все, что в жизни мамы происходит. Но мне хочется общаться с ней каждый день вживую, а получается три минуты по телефону. Она скучает и, как ребенок, волнуется каждый раз, когда я уезжаю на съемки. Вот недавно сказала мне: «В детстве, когда мама уходит на работу, ребенок просит: «Мамочка, останься!» А в старости все меняется: ребенок уходит, а маме хочется сказать: «Может быть, ты не поедешь? Не уезжай!»

— С возрастом вы с мамой стали больше похожи?

— Мы и похожи, и отличаемся. Если я больше человек дела, то мама — более эмоциональная.

«Мама бросила театр, но зато нашла себя. Ведь для того, чтобы быть счастливой, необязательно быть артисткой». (Мария Миронова с мамой Екатериной Градовой, братом Алексеем и сыном Андреем. 2008 г.)
«Мама бросила театр, но зато нашла себя. Ведь для того, чтобы быть счастливой, необязательно быть артисткой». (Мария Миронова с мамой Екатериной Градовой, братом Алексеем и сыном Андреем. 2008 г.)
Фото: Елена Сухова

Так было всегда. Если я жалею, то сразу задаю вопрос: что от меня требуется? А мама будет молиться, сочувствовать. Это понятно: я молодая, работаю, у меня есть какие-то организационные ресурсы. У мамы их гораздо меньше. Но у нее настолько развито чувство сопереживания, она так быстро «подключается» к чужой боли, что подчас я боюсь за нее, волнуюсь за ее сердце. Кто-то из наших друзей пошутил: «Ты, Катюша, переживаешь даже за детей Никарагуа». Такие люди сейчас уже редко встречаются.

— Каким женским премудростям вас научила мама?

— Готовить потрясающий банановый торт. А бабушка, мамина мама, хорошо вязала, и я, когда мне было лет шесть, под ее руководством тоже что-то там соорудила.

Но мне ее любовь к вязанию, увы, не передалась…

— Это они вам внушали, что для женщины дом и семья — это номер один в жизни?

— Нет, этого они мне как раз и не внушали. В противном случае я бы точно не пошла в артистки. (Смеется.)

— Почему? Так сложно совмещать сцену и семью?

— Думаю, да. Удачные актерские семьи — это скорее исключение, чем правило.

— Сейчас вы загружены работой с утра до ночи. Многие актрисы об этом мечтают…

— Я перестала слишком серьезно относиться к этой профессии. Существую в ней легко и радостно, не идеализируя.

Но постоянно чувствую какую-то внутреннюю вину, что у меня нет времени вкладывать силы в людей, в живых людей, а не в метафизику (при всем моем уважении к искусству) — для женщины это основное.

— Но ведь это так приятно — потакать своим желаниям?

— Когда ты делаешь то, что ты хочешь, тебе вначале очень приятно — какое-то время. Как правило, недолгое. Потом дает о себе знать совесть, и становится не очень приятно. Лучше, когда происходит наоборот.

— Это как в спортзале...

— Да, абсолютно точно, как в спортзале. Сначала легкое насилие, а потом адреналин и наслаждение. (Смеется.) — В чем еще вы себя пересиливали, в каких моментах?

— У меня ничего выдающегося нет, я не прыгала с парашютом.

«Я не люблю рисковать непонятно ради чего. Жизнь мне устраивает проверки каждый день, и дополнительно себе искать их глупо»
«Я не люблю рисковать непонятно ради чего. Жизнь мне устраивает проверки каждый день, и дополнительно себе искать их глупо»
Фото: Филипп Гончаров. На Марии платье Elen Dan

Я не люблю рисковать непонятно ради чего. Жизнь нам устраивает много проверок, и дополнительно себе их искать глупо.

— Какие проверки вам лично жизнь устраивала?

— Она их устраивает каждый день… У меня в жизни только одна важная проверка, которую я, по моему ощущению, не выдержала, не прошла… Одной семьи на всю жизнь у меня не получилось. И по такой семье у меня крайняя тоска. Я искренне восхищаюсь людьми, которые нашли в себе силы сохранить семью навсегда. Меня это завораживает. Такая семья была у Олега Ивановича Янковского. Такая же — у его сына Филиппа. У Веры Васильевой, Леонида Куравлева…

В жизни мне встречались многие прекрасные люди, обладающие даром сохранения семьи, которого у меня нет. Я у них учусь… У меня есть очень близкие друзья, совершенно фантастическая семья. Жена — врач, она спасает людей. Муж — ее опора. Они вместе взяли на себя ответственность за большое количество усыновленных детей. Они помогают всем вокруг, служат людям. И когда приезжаешь в их дом, ощущаешь неимоверное счастье, погружаешься в атмосферу любви… Такой атмосферы я, к сожалению, не чувствовала никогда. Я к этой семье тянусь, и другие люди тоже. Когда ты чувствуешь запах и вкус счастья, ты туда летишь, как на мед…

— Вы впервые вышли замуж за Игоря Удалова в 17 лет, в 18 стали мамой. Вы могли бы прожить в этом браке всю свою жизнь?

— Может быть, и не могла бы… Но, в любом случае, Игорь — человек, которому я буду благодарна по гроб своей жизни. Понимаете, он из редкой породы бескорыстных людей. Он многое мне дал — огромное количество поддержки, любви, и делал это абсолютно бескорыстно. В нем не было вот этого чувства собственничества, он не на­деялся потом что-либо с меня получить. А для меня бескорыстие — одно из самых ценных человеческих качеств.

— Вы как-то говорили: «Стремление определяет мое бытие». Если у вас есть такая тоска по семье, то, может, все еще будет?

— У меня нет тоски по семье! У меня сейчас все в порядке, у меня абсолютно все есть. Я говорю о тоске, что я не смогла сохранить цельную единственную семью навсегда. Я чувствую, что, когда эта цельность существует — когда у ребенка есть отец и мать, — это правильно.

«В «Родине» у меня неоднозначный персонаж. Жена, у которой роман с братом ее мужа, правда, пропавшего без вести много лет назад». (Мария Миронова и Владимир Машков на съемках сериала  «Родина». 2014 г.)
«В «Родине» у меня неоднозначный персонаж. Жена, у которой роман с братом ее мужа, правда, пропавшего без вести много лет назад». (Мария Миронова и Владимир Машков на съемках сериала «Родина». 2014 г.)
Фото: ВайТ Медиа

Это такой «домик», основа. А иначе строение чуть-чуть покосившееся… Начинаешь его со всех сторон укреплять — получается довольно сложная конструкция… У меня сейчас есть семья, в ней дружба, любовь и мир. Но целостности нет. И это единственное…

— …о чем вы жалеете?

— Не то что жалею, просто я это профукала в какой-то момент. Чтобы сохранить, не хватило тогда осознания и зрелости. У каждого свой путь.

— Вы снялись в картине «Сын», которая скоро выходит на Первом канале. Она как раз о семейных ценностях…

— Я искренне болею за режиссера Славу Росса.

Он удивительный человек, с очень серьезными, глубокими ценностями. То, о чем он хочет говорить, очень важно… Когда я пришла на нашу первую встречу, сразу сказала: «Слава, знаете, я буквально накануне посмотрела спектакль Марка Анатольевича Захарова, который называется «Небесные странники». Спектакль для меня грандиозен своим смыслом: это щемящий рассказ о целостности человеческой, о чистоте, о верности. И, знаете, он очень перекликается с вашим сценарием, в нем та же суть...» Сценарий фильма Слава писал сам. Очень простым языком он рассказывает о вещах, которые лежат на поверхности, — о тотальном разрушении основ. Это реалистичная история о женщине, которая вышла замуж за финна. По доносу ювенальная юстиция страны отнимает у нее сына.

— К сожалению, сейчас это очень распространено…

— Да. И для того, чтобы выжить, ей приходится этого ребенка красть и увозить в Россию. На фоне этого рушится все. В первую очередь семья, потому что муж у нее политик и занимается предвыборной кампанией, и для него эта предвыборная гонка важнее, чем то, что происходит в их семье. И у героини, которую я играю, ощущение, что она сходит с ума. Потому что эта подмена ценностей настолько выстроена, настолько внутренне оправданна, что это уже установка, система. Моя героиня пытается найти здравый смысл и не находит, у нее эмоциональный срыв. А эмоция в окружающем ее мире — это слабость. Значит, ты сумасшедшая, ненормальная. И механизм все закручивается... Трудно поверить, что в Европе все это считается нормой, как и легализация наркотиков, как и однополые браки.

«Это актуальная история — о женщине, которая выходит замуж за финна. И когда по доносу у нее забирают сына, она вынуждена его украсть и бежать в Россию». (Мария Миронова и Юозас Будрайтис в драме «Сын». 2014 г.)
«Это актуальная история — о женщине, которая выходит замуж за финна. И когда по доносу у нее забирают сына, она вынуждена его украсть и бежать в Россию». (Мария Миронова и Юозас Будрайтис в драме «Сын». 2014 г.)
Фото: amalgama

У меня живет приятельница во Франции, Натали, она больше чем наполовину француженка. И она говорит, что в какие-то моменты у нее начинает съезжать крыша от того, что политика не укладывается в разумный трезвый смысл. Слава Росс поднял тему о том, что сейчас все нормы стараются перевернуть, опрокинуть с ног на голову. Поэтому для меня это важный фильм, знаковый. Мне не интересно делать что-то просто так. Я в этом смысле, наверное, не очень лицедей.

— Иными словами, к выбору ролей вы подходите довольно придирчиво.

— Мне важно не просто сняться, а какую-то суть донести до людей. И при этом хочется, чтобы оставалось время просто жить. (Смеется.) Могу какую-то роль и не взять, если вижу, что уже загоняю себя.

Хотя иногда отказаться бывает выше моих сил. Например, как можно не сыграть в сериале Лунгина «Родина»?

— Лунгин говорил в одном интервью, что, мол, Маша Миронова для меня — как любимая кость для собаки. И что я сразу схвачу ее и понесу, как только будет материал для Маши.

— (Смеется, потом продолжает очень серьезно.) И я его очень люблю. Вот поэтому не смогла сказать «нет», несмотря на загрузку.

— Насколько я знаю, «Родина» — это детектив?

— Не просто детектив, а семейная драма. Там у меня тоже очень неоднозначный персонаж. Жена, у которой роман с братом ее мужа, правда, пропавшего без вести много лет назад.

Ее муж возвращается, и моя героиня фактически из пепла возрождает семью, жертвуя своим счастьем…

— А как лично вы относитесь к такой жертвенности?

— Это важно, когда ты наступаешь на свое «хочу». Как в жизни бывает? Я люблю, люблю! И увела от троих детей или ушла от троих детей сама. Хочется спросить, в чем заключается такая «любовь», когда от этого страдают люди? В трезвом разуме это не укладывается. Это существовало и раньше, но все было завуалировано, за кадром, со стеснением, с пониманием, что, наверное, это не очень нормально, морально и правильно. А теперь это воспринимается как брюзжание о моральных ценностях, которое просто мешает наслаждаться жизнью. И в этом тоже картинка мира стала перевернутой...

«Люблю» — значит «я даю». Это гораздо больше, чем какое-то «мое женское счастье». Есть много возможностей свое «люблю» реализовать. И не важно, есть у женщины мужчина рядом или нет»
«Люблю» — значит «я даю». Это гораздо больше, чем какое-то «мое женское счастье». Есть много возможностей свое «люблю» реализовать. И не важно, есть у женщины мужчина рядом или нет»
Фото: фото из личного архива Марии Мироновой. Диван «Roy Bosh»

Знаете, все сумасшествие нашего мира заключается в мелочах… Недавно ехала по подмосковной трассе и увидела огромный рекламный щит: «Мы создаем рыбу». Хочется спросить — кто создает рыбу? Ты можешь ее разводить, коптить, убить — все что хочешь ты можешь сделать. Но создаешь рыбу не ты… Перестановка акцентов дает ощущение легкой шизофрении…

— Когда вы в своей жизни стояли перед выбором между «хочу» и «надо»?

— Каждый день.

— И что выбирали? Раньше вы говорили: «Невозможность сделать так, как я хочу, приводит меня в исступление. Слова «нет» для меня не существует».

— Говорила наверняка, но мы учимся, растем.

Я много думала на эту тему… Сейчас мне кажется, если слова «нет» для человека не существует — это очень большая трагедия. Потому что все-таки, как показывает жизнь, лучше это «нет» изначально принять.

— Смириться?

— Мне ближе слово «принять»… Смирение — это абсолютно четкое понимание закономерностей жизни, это благодарность за все. Это разумное состояние, ненасильственное. В последние годы оно стало мне ближе. Но все равно вся моя жизнь сплошняком состоит из борьбы «надо» и «хочу». Мне многое приходится делать через «не хочу».

— Например?

— Мне всегда было лень рано вставать. Я не жаворонок по природе. Но пытаюсь себя как-то воспитывать…

У меня сейчас был безумный график — озвучание у Росса, съемки у Лунгина, а еще в замечательном проекте Сергея Олеговича Снежкина под названием «Следователь Тихонов». Репетиции в родном театре «Ленком» в постановке Константина Богомолова «Борис Годунов». Плюс подготовка благотворительного концерта «Признание в любви», который мы впервые с фондом «Артист» провели в Санкт-Петербурге. Валентин Гафт, Ольга Остроумова, Лиза Боярская, Максим Матвеев, Игорь Верник и мы с Женей Мироновым читаем отрывки из «Евгения Онегина». Напряжение и загрузка большие… И я вдруг заболела. И испытала от этого большое счастье. Потому что четыре дня могла без мук совести абсолютно оправданно лежать в кровати. Но когда на пятый день пришла мысль: «Еще я посплю», то здесь уже пришлось сказать себе внутреннее жесткое «нет»…

Мария Миронова с участниками благотворительного концерта: Натальей Шагинян-Нидэм, Игорем Верником, Евгением Мироновым, Валентином Гафтом и Максимом Матвеевым. Санкт-Петербург, 2014 г.
Мария Миронова с участниками благотворительного концерта: Натальей Шагинян-Нидэм, Игорем Верником, Евгением Мироновым, Валентином Гафтом и Максимом Матвеевым. Санкт-Петербург, 2014 г.
Фото: Андрей Федечко

Конечно, бывают моменты какого-то спада, когда мне даже думать тяжело, что сегодня спектакль. Часто это случается. И по поводу домашних дел подобное бывает. Но я как-то стараюсь брать себя в руки в такие моменты. Потому что, будучи даже трижды актрисой, я в первую очередь ответственна за свое основное женское поле деятельности. А остальное — это уже, можно сказать, хобби.

— Ваша семья сейчас — это кто?

— Мама, мамин муж, брат, сестра, сын. У меня даже практически есть невестка, которую я обожаю.

— Какие у вас сложились отношения с маминым мужем?

— Дивные, дружеские. Я отношусь к нему с большим уважением и теплотой, и это взаимно.

Видно, что он очень хороший и верный человек. Он любит мою маму, заботится о ней и оберегает.

— Ваш сын уже взрослый, и у него своя самостоятельная жизнь. А вы ведь молодая женщина, можно строить семью, можно рожать.

— Как Бог даст.

— Но вы влюблены?

— Я влюблена всегда, перманентно. Вернее, «влюблена» — неправильное слово. Скорее, я люблю… Когда у меня спрашивают: «Вы любите?» — вспоминаю совершенно потрясающую реплику психолога и врача Олега Геннадьевича Торсунова. Он говорил: «В русском языке слово «любовь» обозначает буквально все. «Я люблю салат «Цезарь», я люблю курочку». Что это значит? Что курицу убили, потом ее зажарили, а потом я отрываю ножку и ее ем и говорю: как я ее люблю!

Настоящее «люблю» — это когда я не ем эту ножку от курочки. А если же я ее ем, то курочку не люблю по определению». (Смеется.)

— В таком случае, что для вас «я люблю»?

— «Люблю» — это «я даю». Это гораздо больше, чем какое-то «это мое, мое, мое… мое женское счастье…». Вот есть женщина, а у нее больной старичок-сосед. Она принесла ему какую-нибудь котомочку с пирожками. Вот что значит: я люблю. Есть множество возможностей свое «люблю» реализовать. И не важно, есть ли у женщины мужчина рядом или нет. Мужчина — это одна маленькая часть любви… Иногда мужчина возводится в целое. Есть мужчина — я счастлива, нет — несчастна. Вот в это я не верю. Мужчина — это уже такая сахарная вишенка на торте.

«Да никакая я не сильная! Когда устаю, могу и капризничать, и жаловаться. От сострадания часто плачу. А слезы жалости к себе терпеть не могу»
«Да никакая я не сильная! Когда устаю, могу и капризничать, и жаловаться. От сострадания часто плачу. А слезы жалости к себе терпеть не могу»
Фото: Филипп Гончаров. На Марии платье Van Laack

Как бы такое идеальное завершение.

— Так все-таки есть у вас вишенка на торте?

— У меня все слава богу. Вишенка, я могу сказать точно, всегда будет, когда тебе есть что отдать людям. Вот если просто ждешь вишенки, то, к сожалению, судьба ее не дает. А зачем тебе вишенка, если ты еще торт не испекла? (Смеется.)

— Вы производите впечатление человека чрезвычайно сильного, закаленного жизнью…

— Да никакая я не сильная! Когда устаю, могу и капризничать, и жаловаться…

— А из-за чего вы можете заплакать?

— От сострадания очень часто плачу. Слезы жалости к себе терпеть не могу. Потому что первый шаг — это когда ты себя жалеешь, второй — уныние, а третий — депрессия, выбраться из которой очень сложно. А начинается все с жалости к себе. Я это уже проходила, больше не хочу.

— Давно ли вы чисто по-женски пускали слезу из-за какой-нибудь ерунды?

— Недавно. Причем в свой день рождения. Это был мой единственный выходной за месяц, и я решила весь его посвятить близким. Специально поставила телефон на беззвучный режим — чтобы не отвлекаться. Видела, что мне постоянно звонят и пишут СМС безумно дорогие для меня люди, например, обожаемая мною Таня Друбич, но не отвечала — понимала, что, если начну брать трубку, опять не останется времени для семьи.

В конце концов это все-таки выбило меня из колеи, и вечером я расплакалась, потому что просто не было сил ответить на их поздравления, на их любовь. Кстати, Друбич я так и не успела перезвонить. Пожалуйста, напишите в интервью: «Таня, я тебя люблю! Прости, что не подошла к телефону в свой день рождения!» Может быть, она это прочтет. И все, кто до меня в тот день не дозвонились.

Благодарим ресторан «Веранда 32.05» и Московский городской сад «Эрмитаж» за помощь в организации съемки.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Это по-русски! Олег Рой познакомил страну с новыми супергероями
В Сочи завершился Всемирный фестиваль молодежи-2024, который в этом году объединил 20 тысяч участников из 188 стран. Фестиваль проходил с 1 по 7 марта на федеральной территории «Сириус»: за первую неделю весны здесь прошли гала-концерты, выставки работ художников из Донбасса, тренинги, лекции и кинопоказы, а поделиться опытом с молодежью приехали известные политики, спортсмены, артисты, режиссеры и общественные деятели.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог