Леонид Быков встретил свою любовь еще в институте

Актер и режиссер Леонид Быков был достаточно закрытым человеком и мало с кем сближался. С писателем...
Подготовила Анжелика Пахомова
|
01 Августа 2019
Леонид Быков
С Александрой Завьяловой в фильме «Алешкина любовь». 1960 г.
Фото: East News

Актер и режиссер Леонид Быков был достаточно закрытым человеком и мало с кем сближался. С писателем Глебом Скороходовым судьба их столкнула на творческих киновечерах, когда актер находился в зените славы. Между ними сложилось теплое общение, которое и послужило основой для воспоминаний, написанных Глебом Анатольевичем. С разрешения хранительницы творческого наследия писателя — его сестры Инги Сидоровой — мы публикуем эти воспоминания.

С Леонидом Быковым я познакомился на одном из киновечеров, ему посвященных. В 60-е годы я их часто проводил по поручению Бюро кинопропаганды. Тогда актер был бе­зусловным кумиром публики. Народ валом валил и на «Укротительницу тигров», и на «Максима Перепелицу», и на «Дорогого моего человека». Помню, после «Укротительницы тигров» мы с сестрой сошлись во мнении, что в советском кино появилось редкое дарование. Быков мог сыграть все: комедию, фарс, драму, трагедию, трагифарс, трагикомедию. А как притягивали его глаза — лучистые, мудрые, печальные!

На своем творческом вечере Бы­ков вышел на сцену и обратился к залу с необычным вопросом: «Есть здесь кто-нибудь родом из Западной Сибири?» Поднялось две-три руки. «Земляки… — сказал актер. — Я ведь родился на Украине, а в эвакуации был в Барнауле. И если б не щедрость сибиряков, помер бы с голоду…» Оказалось, что семья Быковых в теплушках докатилась до Сибири к зиме 1941-го, а условия пребывания там сильно отличались от Алма-Аты или Ташкента, куда их первоначально должны были эвакуировать. С собой ни теплой одежды, ни валенок, это в сорокаградусные-то морозы! Семья Алябьевых приютила их, отнеслась к выходцам с Украины как к родным, делилась всем, что у нее было. Разве такое забудешь?

Когда Леонид, будучи уже популярным актером, попал в Барнаул, он разыскал сильно повзрослевшего мальчика, с которым когда-то делил одну кроватку. Хотел помочь ему материально, но гордый сибиряк наотрез отказался взять деньги. Тогда Быков наделил одного из главных героев в фильме «В бой идут одни «старики» фамилией своего спасителя — Алябьев — в знак благодарности.

Леонид Быков с Ниной Тамаровой и Василием Фущичем
С Ниной Тамаровой и Василием Фущичем в фильме «Максим Перепелица». 1955 г.
Фото: РИА Новости

Простые люди, рабочая среда были очень понятны Быкову, он сам вырос среди шахтеров, металлургов. Городок Краматорск никакими достопримечательностями не обладал, отец работал на заводе, семья жила трудно. Леня с сестрой Луизой во всем помогали родителям. Когда они оказались в эвакуации, мальчик загорелся идеей поступить в летное училище. То, что он был лишь в шестом классе, ничуть его не смущало. К небу Леня с детства был неравнодушен. Разгорелся семейный скандал. Отец был согласен с доводами сына, что нечего ждать, пока кончится война, что приписать себе пару лет ничего не стоит… Мама же была категорически против, караулила сына, не выпускала его из дома. Но в 1943 году Леня разузнал, что недалеко — в Ойрот-Туре (ныне Горно-Алтайск. — Прим. ред.) открыт прием в эвакуированное из Ленинграда летное училище, и, недолго думая, отправился туда. Бравого, способного паренька готовы были записать в курсанты, но обман с возрастом раскрылся, да и ростом Быков был маловат — 136 сантиметров. Никакие уговоры и рыдания не помогли, пришлось возвращаться домой. В 1943 году, после освобождения Донбасса, семья Быковых вернулась в родной Краматорск. Через два года упорный Леня снова отправился «учиться на летчика». На этот раз в Ленинград. Поступил, проучился месяц, но тут война закончилась, и училище расформировали…

Однако неугомонный юноша недолго печалился. Второй его страстью было актерство. Еще в школе он организовал дома театр, с вывеской, костюмами, билетами и даже угощением для зрителей. Ставились домашние спектакли. Одобрение и восторги соседей подкрепили решимость парнишки учиться на артиста. Леня поехал в Киев. В новом костюме с бабочкой, в черных хромовых сапогах зашел он в приемную комиссию Киевского государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого… Но преподавателям Леня не показался. И опять позорное возвращение домой. Без денег, в изрядно потрепанном костюме — местным хулиганам парнишка с бабочкой решительно не понравился, они его и ограбили, и бока ему намяли. Но Леня не отступил. «Я буду артистом!» — сказал он себе твердо. И на следующий год снова отправился поступать в театральный, на этот раз в Харьков.

Леонид Быков
На ММКФ. 1970-е гг.
Фото: Legion-Media

Педагоги потом еще долго вспоминали невысокого паренька с детским личиком, в простенькой деревенской рубашке, вздумавшего читать монолог Гамлета! К тому же его Гамлет говорил с сильным южнорусским акцентом. Члены комиссии не могли сдержать смех, да что там смех — хохот. И его приняли: комиков всегда не хватает. А Леня вскоре стал лучшим студентом курса. Научился танцевать, петь, прекрасно фехтовал, занимался спортом, ходил с товарищами в горы. Очень скоро тщедушный паренек превратился в крепкого молодого человека. И по праву стал душой курса. Без него не обходился ни один вечер. Он сам писал тексты капустников, придумывал сценки, не боялся острыми шутками задеть педагогов. Они ему все прощали! В институте Быков встретил свою любовь. Тамара училась с ним на одном курсе. Сначала им негде было жить — разные комнатки в студенческом общежитии, а после окончания института — и вовсе гримерка. В те времена актеры нередко жили прямо в театре. Потом, правда, квартиру им все-таки дали… Студенческая стипендия, затем скромная зарплата начинающих артистов не мешали семье быть счастливой и даже планировать детей. Но, к несчастью, в муках родившийся малыш умер.

Быков был на гастролях, когда Та­мару отвезли в роддом. Роды были тяжелыми. Леонид звонил врачам, умолял: «Главное, спасите жену!» Тамару спасли, а малыш погиб… Но родителями они все-таки стали, позже один за другим родились сын и дочь. Быков был замечательным, внимательным отцом и всегда думал о благосостоянии семьи. Для него это был еще один стимул пробиваться в профессии, искать работу, много работы, добиваться достойного заработка. Надо сказать, что в те годы в творческой среде Харькова были свои звезды, известные в городе всем и каждому. Таким артистом стал и Быков. Его остроты и шутки подхватывали зрители, побывавшие на спектаклях и концертах, они передавались из уст в уста. Неудивительно, что Леонида сразу же приняли в труппу Харьковского академического театра. Но для старожилов молодой «выскочка» стал раздражителем, его невзлюбили. Еще студентом Леонид так играл свои крошечные роли в массовке, что зал взрывался аплодисментами и долго не мог успокоиться. 

Леонид Быков с Сергеем Филипповым и Людмилой Касаткиной
«Руководство театра было недовольно частыми отлучками Быкова на съемки. В конце концов дирекция выдвинула ультиматум: «Или вы играете в театре, или пишете заявление об уходе!» С Сергеем Филипповым и Людмилой Касаткиной в фильме «Укротительница тигров». 1954 г.
Фото: Legion-Media

Это особенно раздражало корифеев. Тем более что, придя в театр, Быков немедленно заявил, что готов сыграть Гамлета. Конечно, роль героя шекспировской трагедии ему не дали, но Павку Корчагина — главную роль в пьесе «Как закалялась сталь» — доверили. Ведущие актеры в открытую травили «наглеца», так стремительно ворвавшегося в их коллектив. Но зритель свой выбор сделал — Быков стал популярен, «на него» приходили, даже если в спектакле у Леонида была крошечная роль без слов! Он мог так выйти на сцену, что зрители сразу же начинали смеяться. До сих пор в городе рассказывают байку, как в каком-то сельском клубе, куда приехал театр, во время спектакля, в самый романтический момент, когда два главных героя объяснялись в любви, на сцену выскочила лягушка. Актеры растерялись… Все внимание зрителей переключилось на земноводное. И тогда из-за кулис вышел Быков с невесть откуда взявшимся чемоданчиком в руках, невозмутимо подошел к лягушке, взял ее за лапку, бросил в чемодан, звонко щелкнул застежками и под аплодисменты зрителей ушел обратно. Уж и не знаю, как дальше проходила ­любовная сцена…

Но, конечно, всенародную славу Быкову принес не театр, а кино. После выхода на экран фильмов «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица» он стал знаменитым, и это не преувеличение. О съемках фильма «Максим Перепелица» Леонид Федорович не раз рассказывал на наших вечерах. Картину снимали в живописном селе Савинцы, и Быков погрузился в атмосферу деревенской жизни. Жил в доме колхозников, уплетал борщ, жареную свежепойманную рыбу. А после съемок даже ходил в деревенский клуб на танцы. Шутки ради приглашал самую высокую и дородную колхозницу на вальс, а сам едва доходил ей до плеча. Все вокруг смеялись, а он был невозмутим… Но и деревенские перед ним не пасовали. Однажды он предложил квартирной хозяйке помощь: «Хотите, корову подою?» Хозяйка указала ему на буренку, которую только что сама подоила. 

С тихой усмешкой наблюдала, как Леонид пытался выдавить хоть каплю молока… Потом призналась, что пошутила. «Ну, тетка!» — только и сказал Быков, взял из ее рук трехлитровую банку парного молока и выдул за один присест. После успеха в кино Быкова и в театре, хочешь не хочешь, стали воспринимать по-другому. Раньше он был один из актеров труппы, а теперь — самый популярный, самый знаменитый. Когда поезд с труппой харьковского театра прибывал на перрон, люди уже бежали за вагоном с цветами, отыскивая кумира… Разумеется, коллег это раздражало. Зависть, как известно, старый и непобедимый грех. Да и руководство театра было недовольно частыми отлучками Быкова на съемки. В конце концов дирекция выдвинула ультиматум: «Или вы играете в театре, или пишете заявление об уходе!» И, как назло, именно в это время Алексей Баталов предложил Леониду сыграть Акакия Акакиевича в «Шинели», которую тогда ставил. От роли пришлось отказаться, и Башмачкина гениально сыграл другой Быков — Ролан...

Леонид Быков с Алексеем Баталовым и Клавдией Блохиной
С Алексеем Баталовым и Клавдией Блохиной в фильме «Дорогой мой человек». 1958 г.

Из театра, с его завистниками, Бы­ков все равно ушел. Актера звали в Ленинград, на «Ленфильм», навстречу новым ролям. Но вот ведь как бывает: пока Леонид сидел в Харькове и снимался урывками, преодолевая кучу препятствий, роли сыпались одна за другой — после «Укротительницы тигров» и «Максима Перепелицы» Быков снялся еще в нескольких успешных картинах: «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Алешкина любовь». А когда переехал в Ленинград, стоящие предложения закончились, будто кран перекрыли. Те роли, что предлагали Быкову, как правило, были повторением пройденного, и это артиста не устраивало. Зато встретили его на новом месте хорошо. Тут же дали просторную квартиру, появилась возможность купить машину... Но Леониду Федоровичу хотелось большего, и отнюдь не материального. Его мечтой было самому снимать кино. Долгое время Быков обивал пороги начальственных кабинетов, пытаясь получить разрешение снимать фильм по собственному сценарию. Но его воспринимали только как актера, и короткометражка, снятая вместе с режиссером Гербертом Раппапортом, не помогла. Только через четыре года после переезда в Ленинград Леониду Федоровичу удалось добиться разрешения снимать самому. Но его комедию «Зайчик», в которой Быков сыграл главную роль, на худсовете разгромили и не разрешили прокат. К такому Леонид Федорович оказался не готов: на фоне переживаний режиссер заработал свой первый инфаркт… Но не сдался, по­ехал в Москву, дошел до министра культуры, и фильм разрешили к выпуску в прокат. Но только по клубам, как картину низшей категории… А ведь ради нее Быков отказался от нескольких стоящих ролей.

Пройдет еще почти десять лет, прежде чем Леонид Федорович сможет приступить к съемкам художественного фильма. А пока все его мечты разбиваются о суровую реальность: ставить ему не дают, хороших ролей почти не предлагают. Вскоре Быков понимает, что в Ленинграде его ничто не держит, и собирается на родину. Тем более что руководство Киевской киностудии имени Довженко сулит артисту золотые горы. Но и тут взаимопонимания достичь не удалось. От него хотели второго Максима Перепелицу, а Быков вынашивал идею лирической комедии. Возник конфликт, и Леонид Федорович снова остался не у дел, впал в депрессию.

Леонид Быков с Людмилой Маркелия
С Людмилой Маркелия в фильме «Осторожно, бабушка!». 1960 г.
Фото: Fotodom.ru

Накануне переезда в Киев вышел еще один фильм, за который Быкова любят, — «Разведчики». В его создании участвовали настоящие фронтовики: автором сценария был Евгений Оноприенко — связист, участвовавший в битве за Днепр и получивший в 1944 году тяжелое ранение. А партнер Быкова актер Алексей Смирнов так и вовсе служил «по профилю» — был на фронте разведчиком. Позже Оноприенко станет одним из авторов сценария самого знаменитого фильма Быкова «В бой идут одни «старики», а Смирнов сыграет в нем прон­зительную роль механика Макарыча.

Как бы то ни было, но окончательно замысел новой картины у Леонида Федоровича сформировался после встречи с летчиком, дважды Героем Советского Союза Виталием Попковым. Артисты приехали, чтобы дать концерт в честь юбилея 5-го Гвардейского авиационного полка, в котором воевал Попков. При встрече с Быковым выяснилось, что летчика он знает — они виделись в первый раз на концерте детского ансамбля, участником которого был Леня. Тогда, в 1944-м, юные артисты выступали перед полком в недавно освобожденном Краматорске. Быков рассказал герою о своих мечтах о небе, о том, что всю жизнь мечтал снять фильм о летчиках, а Попков — о своей «поющей эскадрилье», в которой к концу войны из четырнадцати летчиков одиннадцать стали Героями Советского Союза.

Вскоре родился сценарий о капитане Титаренко и его однополчанах «В бой идут одни «старики», который столкнулся с упорным сопротивлением цензуры. От Быкова ждали героической «агитки», а он хотел снять фильм о живых людях, которые совершали подвиги, но при этом спорили, конфликтовали, дружили, влюблялись, пели и погибали. Наконец в 1972 году начались съемки. Картина снималась на одном дыхании, режиссер жалел только о том, что не все рассказы прославленных летчиков, ставших прототипами героев фильма, удалось «экранизировать». Наконец-то сбылась детская мечта Леонида Федоровича: он ездил на аэродром как на работу, общался с настоящими пилотами, сидел за штурвалом. Истребители, выделенные для съемок, вызывали у актера почти детскую радость. Конечно, небольшой опыт не позволял ему вылетать одному, но немного порулить получалось.

Леонид Быков с Ольгой Красиной
«Комедию «Зайчик» на худсовете разгромили и не разрешили прокат. К такому Леонид Федорович оказался не готов — на фоне переживаний режиссер заработал свой первый инфаркт» С Ольгой Красиной в фильме «Зайчик». 1964 г.
Фото: Legion-Media

Каково же было удивление всех собравшихся на первом просмотре уже готовой картины, когда министр культуры Украины наложил на фильм «вето». «На войне так быть не могло», — заявил он. «А вы были на войне?» — спросил его Попков. «Нет, не был, но это не имеет значения. Я знаю, что так быть не могло. Они все там поют, танцуют и влюбляются. А кто же тогда Родину защищал?» Переубедить этого деятеля ни Попкову, ни его друзьям — летчикам, присутствовавшим на просмотре, не удалось. Но фронтовики дали бой чиновникам — ходили по инстанциям, доказывали, что это нужная, хорошая картина. На повторный просмотр пригласили замминистра обороны. Когда в зале включился свет, он оглядел собравшихся и спросил: «Ну и какой же дурак не выпускает этот фильм?»

После премьеры Быкова несли на руках. Люди смеялись, восхищались и плакали. Потому что узнавали в этих молодых талантливых актерах своих однополчан, сыновей, дочерей и отцов, не вернувшихся с войны…

Остается только догадываться, какой крови стоили Леониду Федоровичу все эти перипетии с его лучшим детищем. Но после триумфа вновь начались хождения по мукам. Один за другим сценарии, представленные Быковым, жестко отклонялись. Особенно тяжелой была история с повестью Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», которую Леонид Федорович хотел экранизировать. Один из руководителей Госкино СССР буквально кричал Быкову в лицо: «Вы никогда не будете снимать этот фильм!» И Леонид Федорович решил снова обратиться к теме войны, взяв за основу реальные события. Так героическая история взвода лейтенанта Широнина, остановившего в бою под Харьковом танки противника ценой многих жизней, стала основой для его последнего фильма — «Аты-баты, шли солдаты...».

Леонид Быков с Иваном Гаврилюком и Владимиром Конкиным
«Снимали в чистом поле, в лютую стужу. Быков актеров не жалел, да и они, проникнувшись энтузиазмом режиссера, готовы были работать на износ» С Иваном Гаврилюком и Владимиром Конкиным в фильме «Аты-баты, шли солдаты…». 1976 г.
Фото: Legion-Media

Снимали в чистом поле, в лютую стужу. Быков актеров не жалел, да и они, проникнувшись энтузиазмом режиссера, готовы были работать на износ. Леонид Федорович создал на съемках условия, максимально приближенные к боевым, было задействовано большое количество солдат в массовке. Стремление к достоверности было таким, что Владимир Конкин, игравший в фильме главную роль, чуть не погиб на съемках. В одном эпизоде ему нужно было лечь в специально вырытую ямку под приближающийся танк. Но актера буквально загипнотизировал вид огромной военной машины, еще секунда, и его раздавило бы гусеницами. Спас Конкина ассистент оператора, в отчаянном броске толкнувший актера ногой в спину. Владимир упал в окоп, его противотанковое ружье попало под гусеницы, гимнастерка была изодрана в клочья, а бутафорская кровь смешалась с настоящей. Конкина откопали из окопа, очнулся он в машине «скорой помощи». Слава богу, серьезных травм удалось избежать, но съемки во­зобновили только через два дня.

Леонид Быков
«От Быкова ждали героической «агитки», а он хотел снять фильм о живых людях, которые совершали подвиги, но при этом спорили, конфликтовали, дружили, влюблялись, пели и погибали...» «Осторожно, бабушка!». 1960 г.
Фото: Fotodom.ru

За месяц отсняли более полутора километров пленки. Но при проявке на студии забыли поменять рамку с обычного кадра на широкоэкранный, отснятый материал пошел в корзину. Все нужно было начинать заново. Леонид Федорович снова поехал на поклон в Министерство обороны, просил маршала Гречко еще раз прислать на съемочную площадку солдат. Но услышал в ответ ругательства. Потом министр сменил гнев на милость, и военнослужащих для массовки все-таки выделил. Конечно, для тонкой, эмоциональной натуры Быкова все это не могло пройти бесследно. На съемках этой картины у него случился очередной инфаркт…

О знаменитом письме-завещании Леонида Федоровича и об автокатастрофе, унесшей его жизнь через месяц после завершения работы над фильмом, сказано много. Не хочется повторять домыслы и версии о том, почему он написал письмо, которое его близкие должны были прочитать после смерти. Можно лишь с уверенностью сказать, что фильмы, которые мы так любим, стоили режиссеру очень дорого. Не поэтому ли у них такая долгая жизнь?

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог