Она и в жизни такая же хмурая барышня, эта Кристен Стюарт. Ничем не отличается от своего экранного образа в вампирской саге «Сумерки». Но когда начинает говорить, жестикулировать, преображается, и понимаешь, почему все, кто работал с ней, в восхищении.
Кристен во многом совершеннейший ребенок — в этой жестикуляции, в неумении ни секунды усидеть смирно на стуле. Но при этом она очень взрослая, не по годам умудренная девушка. Что неудивительно. Стюарт в кинобизнесе с девяти лет, и сама о себе говорит, что в двенадцать уже стала сложившейся личностью.
Она снималась с Гленн Клоуз, Джоди Фостер, Дэннисом Куэйдом, Шарон Стоун, Дональдом Сазерлендом. Получала поощрительные награды, но неизвестно, как долго шла бы по дороге, ведущей к славе, не случись в ее жизни эпохального вампирского проекта «Сумерки». Помимо миллионных гонораров и новых интересных ролей, сага принесла ей много разочарований. Главное из них — невозможность быть самой собой, чувствовать себя свободной и делать что хочется. А в двадцать два года хочется так много, гораздо больше, чем себе сегодня может позволить Кристен Стюарт — сидеть дома с книжкой и слушать музыку. Она и влюбиться-то по-человечески не имеет права, каждый ее спутник будет рассмотрен под микроскопом миллионами фанатов.
Поэтому, вероятно, роман с Робертом Пэттинсоном, ее партнером по «Сумеркам», то ли существует на самом деле, то ли нет — иногда кажется, что они и сами уже не знают наверняка, так упорно этой парочке приходится скрываться и скрывать свои чувства от целого мира.
Впрочем, недостаток обычных впечатлений от действительности Кристен с лихвой компенсирует новыми киноработами. Захватывающая дух картина «Белоснежка и охотник» погрузила ее в страшный и прекрасный мир сказки. А фильм «На дороге» Вальтера Саллеса, поставленный по самому знаменитому роману Джека Керуака, и вовсе забросил в 50-е годы. А потом и в Канн — на самый престижный в мире кинофестиваль (эта картина попала в конкурсную программу). Здесь Кристен поджидал Роберт Пэттинсон, и она пришла поддержать его на премьеру фильма «Космополис» Дэвида Кроненберга, где он играл главную роль.
Но надежды тысяч собравшихся у Дворца Люмьер фанатов не сбылись. По фестивальной лестнице и Кристен, и Пэттинсон поднимались поодиночке.
Наше интервью с самой знаменитой актрисой своего поколения проходило до фестиваля, в старинном английском замке Арундел, в графстве Западный Сассекс. Кристен рассказывала о своей роли в фильме «Белоснежка и охотник». Смерти ее героини хочет сама Шарлиз Терон (злая-презлая королева), за ее сердце бьются Крис Хемсворт и Сэм Клафлин. А Кристен — на коня и ну мечом размахивать. Вот такая Белоснежка. Она и на интервью такая же — только успевай уворачиваться от взлетающих в воздух рук.
— Боже, ну что за дурацкое платье, — начинает жаловаться Кристен, едва усевшись на свой стул, — нет, я люблю его, но каждый раз оно все время меня куда-то тащит (она со всей силы тянет за горловину вниз вполне симпатичное платье). Ну вот, я готова, давайте начинать.
— Ваша Белоснежка получилась такая феминистская, не стирает, не готовит для гномов, а с мечом на коне скачет все время…
— Мы и не думали делать феминистский фильм, наша Белоснежка — настоящая женщина. Она сильная не потому, что дерется, как мужчина, ее сила в женственности, в том, что она находится в гармонии с природой. Классическая Белоснежка для всех, я думаю, такая кукла. А я хотела, чтобы она была живой, настоящей. Не сказкой для девчонок.
Возможность обжить по-своему давно знакомый всем образ — это действительно интересная задача для актера. И рассказывать не сказочную историю, а судьбу, которая сначала завернула куда-то не туда, а потом пошла правильной дорогой. Несколько лет пробыла Белоснежка в заточении, ну точно как я! (Смеется.) Пока снималась в «Сумерках», меня зрители словно на другую планету поселили.
— Правильная дорога завела вашу Белоснежку на тропу войны. Вы ведь занимаетесь кикбоксингом, бегаете, вам это помогло во время съемок?
— Да, я знала, что съемки будут тяжелыми, так что подготовилась заранее. Сначала занималась верховой ездой, потом чем-то вроде рукопашного боя — всего понемножку. И могу вам сказать, что никакой кикбоксинг мне не помог. Мне здорово надрали задницу.
Но благодаря этому к началу съемок я чувствовала себя настолько готовой, насколько это вообще возможно. У меня есть приятель, который много лет занимается армрестлингом, он всю жизнь был сильнее меня, больше меня и все такое. Так я почти победила его перед съемками!
— В финальной сцене, где вы деретесь с Шарлиз Терон, вы сами падали, летали или это делал дублер?
— Сама! Это был конец съемок, и я чувствовала себя расслабленной, вроде я уже свою работу сделала и скоро пойду домой. И тут эта сцена. Мне т-а-а-а-к досталось, что я потом двигаться не могла! Мы не хотели притворяться, поэтому во всех сценах я снималась сама. Это было невыносимо! У меня болела каждая мышца, режиссер называл меня «Рокки», что, конечно, приятно, но синяки не лечит.
«А, опять ударилась? Ну, давай, давай еще разочек» — вот так все примерно и происходило. Теперь я больше не завидую героям боевиков. Несмотря на то что все они здоровые, крепкие мужики, у них очень тяжелая работа.
— Ну, наверное, в вашем следующем фильме режиссера Вальтера Саллеса «На дороге» сниматься было не так опасно, к тому же все-таки это Керуак, а не детская сказка!
— Это лучший опыт съемок, который у меня когда-либо был, — вот главное. Вальтер — настоящий гений, он умеет воплощать идеи в жизнь, соединять людей. Я просто попала к нему в сети. Впервые я прочитала роман Джека Керуака лет в пятнадцать, и он стал моей по-настоящему любимой книгой. Открыл мне столько новых дверей, отсек все лишнее. Мои друзья удивлялись: «Как можно так восхищаться пятидесятыми, ты живешь в современном мире, что там такого особенного в этой книге?»
Да как это что! С него, с Керуака, и началось все самое важное в моей жизни! И я обожала обоих этих парней (Роман Джека Керуака «На дороге» описывает путешествие двух друзей, прототип одного — сам автор, другого — его друг Нил Кэссиди. — Прим. ред.). Может, я и роман полюбила, потому что эти парни мне так нравились…
Мы снимались в Аргентине, Канаде и США — Финиксе, Сан-Франциско и закончили в Лос-Анджелесе, дома. И я тут же приступила к съемкам в «Сумерках» и так странно себя чувствовала, потому что «На дороге» — это тот опыт, который надо осмыслить, не прерываясь, а у меня не было на это времени!
— Вы как-то говорили, что вам ваша слава не дает как раз жить собственной жизнью…
— Я хочу жить нормальной жизнью, как и вы. Понимаю, что моим поклонникам важно знать буквально все о каждом моем шаге, и этот интерес ко мне миллионов зрителей во всем мире дает огромную энергию. Это и странно, и прекрасно, я очень счастливый человек. Но не стоит ломать голову каждый раз, размышляя над тем, что обо мне подумают фанаты. Я горжусь тем, что снимаюсь в саге «Сумерки», но не чувствую, что она меня ограничивает, хотя мне часто говорят: «Мы уже не можем себе представить тебя в другом фильме». У меня нет карьерной тактики — сейчас надо играть такую роль, а потом этакую. Я не разрабатываю путей наступления, все идет, как идет, меня это вполне устраивает.
— Вы такую радужную картину нарисовали, а трудные дни у вас бывают?
— Как и у всех нормальных людей. Но в такие дни я просто запрещаю себе думать о плохом! Мне бы не хотелось быть звездой вроде Анджелины Джоли. Нет, она красивая женщина, талантливая актриса, она добилась большого успеха, помогает миру, но я не хотела бы жить так, как она, под прицелом фотокамер. Вообще, сейчас думаю, что глупо стремиться стать знаменитым. Нет, понимаю, что всем интересно, куда ты ходишь и что ты носишь, но к чему эта одержимость? Джоанна Вудворт, жена Пола Ньюмена и сама великая актриса, потрясающе однажды сказала: «Актерская игра сродни сексу. Надо им заниматься, а не болтать попусту».
— Почему вы все-таки никогда не говорите ничего о своих отношениях с Робертом Пэттинсоном — сжалились бы над поклонниками, своими и его…
— Меня это не волнует.
Знаете, я вообще-то эгоистка. Типа это мое, и все тут. Не хочу ни с кем делиться. Пусть остается только моим. Такая маленькая игра, но, конечно, есть в ней скользкие моменты — как на ледяной горке. Но все равно я никогда не стану ничего рассказывать, и по очень простой причине — никаких бонусов или преимуществ лично мне такая откровенность не даст. Да, мне хочется выйти замуж и родить ребеночка. Но за кого — не скажу. И когда мой малыш появится на свет, показывать его фотографам ни за что не буду. Естественно, все захотят узнать его имя. Но я буду молчать... Конечно, когда-нибудь все равно узнают. Но точно не от меня.
— В апреле вам исполнилось 22 года. Как отмечали, расскажете?
— Да ничего особенного. Это ж не юбилей, слава богу. (Облегченно вздыхает.) В боулинг ходила с друзьями. Хотя я совсем не умею с этими дурацкими шарами управляться! (Смеется.)