Константин Хабенский: «В моей жизни были моменты, которые переворачивали все»

Эксклюзивное интервью актера журналу «7 Дней».
Наталья Николайчик
|
21 Октября 2020
Константин Хабенский. Фото
Константин Хабенский

Константин Хабенский нечасто бывает настолько откровенен. И всё-таки на сей раз он приоткрылся и сумел удивить.

— Константин, 22 октября выходит в прокат фильм «Доктор Лиза», в котором вы сыграли одну из главных ролей. Как в вашей жизни появился этот проект?

— Поучаствовать в этой истории было делом чести. С разных сторон показывается один день жизни Елизаветы Глинки и людей, которые с ней соприкасались. К подбору актеров на проекте отнеслись очень внимательно. Было сразу обозначено, что главную роль сыграет Чулпан. А я свою роль сам выбрал.

— Роль предателя.

— Можно, конечно, и так сказать. У него своя правда. Нельзя осудить человека за то, что он когда-то помогал, а сейчас не может. Я специально и сознательно пошел на эту роль, потому что такие врачи тоже есть, я с ними часто сталкиваюсь, и их тоже надо понять. Система не всегда догоняет жизнь. Другое дело, что люди, которые работают в фондах, стараются сделать систему помощи пациентам более мобильной и гибкой.

— Для вас, как и для Хаматовой, фонд — одно из главных дел в жизни. Вы с ней обменивались опытом во время съемок, между сценами?

Константин Хабенский. Фото
Константин Хабенский
Фото: Арсен Меметов

— Мы прекрасно знаем, как фонды существуют, нам для этого не надо обмениваться опытом между сценами. По большому счету мы с Чулпан подключаемся, только если очень нужна наша помощь, если вопрос сложный. И у меня в фонде, и у Чулпан, и в других фондах работают команды профессионалов, они занимаются огромным количеством ежедневной работы. Вместе с коллегами мы обсуждаем какие-то глобальные инициативы, например, поправки в законодательство, которые могут улучшить работу благотворительных фондов. А лично с Чулпан чаще пересекаемся в связи с какими-то благотворительными акциями. Она поддерживает меня, я ее. Помимо этого у нас есть совместные акции и с другими благотворительными фондами, например, #рубльвдень, первосентябрьской акцией «Уроки добра» и другими.

— Время сейчас для фондов не самое благоприятное по разным причинам, стало сложнее собирать деньги…

— Проблемы всегда были, есть и будут. Тут вопрос, что за команда у вас и как она решает задачи. Не секрет, что фонд является бизнес-моделью и ставит себе задачу не только собрать деньги, но и расширить программу деятельности. Например, раньше мы занимались только онкологией головного мозга, а теперь еще и спинного мозга. И возраст подопечных мы подняли до 25 лет. Мы продолжаем вести ребят, которым помогали, не бросаем их. В каких-то местах система косная, а фонды стучатся в дверь: система, давайте вместе работать!

— Сложно с системой работать?

— Местами легко, а местами очень сложно, иногда на это уходит не то что не один год, а не одно десятилетие.

— В «Докторе Лизе» четко показано: без личных отношений, в том числе с властью, — никуда. Но это фильм и о том, что жизнь человека может быть или бессмысленной, или со смыслом. И каждый в состоянии в любой момент поменять вектор своей жизни, как сделал это герой Бурковского.

— И в моей жизни были моменты, которые переворачивали все. Когда псевдоценности улетали, становились не интересны, не нужны. С меня как будто отваливалась глина, чернозем, шелуха и все что угодно. И я шел дальше.

— А что сейчас для вас ценно?

Константин Хабенский с Чулпан Хаматовой
«Поучаствовать в этой истории было делом чести. Сразу обозначили, что главную роль сыграет Чулпан. А я свою роль сам выбрал. Сознательно, потому что такие врачи тоже есть» С Чулпан Хаматовой в фильме «Доктор Лиза». 2020 г.
Фото: НТВ

— Здоровье моих близких. И человеческое общение. Сейчас огромная нехватка общения.

— Когда Чулпан начинала свою историю с фондом, она говорила, что не раз встречала чудеса — человек не должен был жить, в это не верили врачи, отправляли ребенка умирать домой, а потом он приезжал и говорил: «Привет, все в порядке».

— Иногда сталкиваешься действительно с чудесами… Это все вопрос веры. Я не говорю сейчас о религии. Это личная вера человека, личная воля, личное желание, которое, как бы мы ни смеялись над этим, материализуется. Есть девочка, которая до болезни занималась боксом и после вернулась в бокс. Она со своей болезнью не носилась, она пошла дальше. Многое зависит от отношения к этой страшной штуке. Наше общество поражено канцерофобией (иррациональный страх онкологического заболевания. — Прим. ред.). Даже подростки страдают от нее. Ее вливают в уши средства массовой информации и взрослые, находящиеся рядом. И поэтому важно, чтобы те же ребята из «Доктора Клоуна» и наши коллеги из других эстрадных цехов приходили в больницы, общались с детьми и избавляли от лишних и ненужных мыслей о болезни. Должен быть такой подход: ну подумаешь, ты повалялся в больнице. Что ты с гипсом там повалялся, что с этой болезнью.

Константин Хабенский
«Огонь» — отличный материал. Когда прочитал сценарий, понял: это крепкий, хорошо сбитый боевик. Давненько я после «Дозоров» не снимался в блокбастерах» В фильме «Огонь». 2020 г.
Фото: Централ Партнершип

— Это придумка вашего фонда — ролики с известными людьми, которые победили рак? Допустим, Познер говорит, что он победил рак, но не победил страх акул, и этот страх не лечится…

— Да, кампания называется #ЭТОНЕЛЕЧИТСЯ, #РАКЛЕЧИТСЯ. Нужны вот эти маленькие шажочки в общество, чтобы люди не отчаивались, не сходили с ума от канцерофобии. Там очень много интересных размышлений, зарисовок по поводу того, что не лечится: страхи из детства, увлечения или привычки, ставшие частью нашего «я», особенности характера, страстные увлечения, например татуировками. Вот это не лечится, а рак лечится.

— Но некоторым детям просто невозможно помочь. Как с этим быть?

— Не скажу, что я прохладно и спокойно воспринимаю подобные вещи. Но жизнь есть жизнь, надо дальше идти и дальше помогать. Нельзя зацикливаться на своих чувствах, иначе остановится вся работа. К счастью, у нас очень много волонтеров, которые нам помогают.

— Сейчас, когда фонду 12 лет, помощников много, но было и по-­другому…

— Конечно, было. Я один начинал и все тащил на себе, когда еще не было команды фонда и я еще не говорил публично о том, чем занимаюсь. Все было официально оформлено, но я просто был один. И, конечно, когда я не мог помочь ребенку, было тяжело невероятно. Я был наедине с этой болью и отчаянием. Но теперь у меня команда.

— А кто генерирует идеи? Вы?

Константин Хабенский
«В моей жизни были моменты, когда все псевдоценности улетали. С меня как будто отваливалась глина, чернозем, шелуха и все что угодно. И я шел дальше»
Фото: Арсен Меметов

— Когда нужен какой-то мозговой штурм, меня зовут. Идею #ЭТОНЕЛЕЧИТСЯ мы крутили все вместе. А потом я обзванивал звезд, просил поучаствовать.

— Кто ваше плечо, ближний круг, который всегда поможет в любых обстоятельствах?

— Семья… Друзья, очень много людей. Вот не поверите, это может показаться какой-то фантастической картинкой, но все, к кому я обращаюсь для помощи фонду, никогда не отказывают. Бывает отказ только в одном случае: «К сожалению, у меня работа в этот день, она не переносится. Там тоже люди, и они тоже ждут». Это или спектакль, или гастроли, или съемка, которую нельзя отменить. Но иногда актеры отпрашиваются с поклонов на спектакле. «У меня спектакль заканчивается в десять, но я могу отыграть начало второго акта и свинтить, договорюсь с режиссером» — мне такое говорили. С одной стороны, я понимаю, это некое неуважение к зрителю, но с другой стороны, тут вопрос приоритетов… У нас есть спектакль с Юрием Абрамовичем Башметом — «Не покидай свою планету». Мы там регулярно собираем приличные суммы. Во время пандемии, конечно, очень много возможностей ушло. Но мы научились орудовать онлайн. Правда, это не может заменить живое выступление и живой сбор пожертвований.

— У вас в Кремле запланирован благотворительный музыкальный спектакль «Поколение Маугли». Надеюсь, он состоится.

— Да, там будет задействовано 130 детей и 5 взрослых артистов. Это дети частично из Детского музыкального театра юного актера, частично из театрального колледжа имени Леонида Филатова, а частично просто с улицы. Все объединились в одну сборную команду и должны были выступать 1—2 июня, но не получилось из-за пандемии. Во время карантина мы репетировали дистанционно, даже пластическую хореографию. Было сложно, потому что половина — непрофессионалы. Но нам все же удалось удержать и подготовить команду. Надеюсь, мы «выстрелим» в Кремлевском дворце. Сборы пойдут в фонд на помощь ровесникам наших артистов — детям, которые в данный момент находятся в тяжелейшей ситуации.

Константин Хабенский в благотворительном детском мюзикле
В благотворительном детском мюзикле «Поколение Маугли». Санкт-Петербург, 2015 г.
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

— Вы это здорово придумали: дети включаются в историю благотворительности, помощь другим становится для них естественной. А то, что с детства вошло в привычку, остается на всю жизнь. Круг замыкается.

— Это вышло случайно. Отдельно были студийцы в разных городах, а потом возникла идея приобщить их к благотворительности. И важно, чтобы это был не прямой контакт с детьми, которые лечатся. Потому что даже не все взрослые готовы идти на прямой контакт. Но когда мы выступали в Кремле с прошлой версией спектакля, ребята, для которых собирались деньги, зашли за кулисы и сказали юным актерам спасибо. И вот это было на разрыв аорты! После этого армия благо­творительности в разных городах стала делать какие-то свои спектакли. Это не обязательно связано с моим фондом, есть и другие фонды, которым тоже нужна помощь… А чтобы закончить историю с «Поколением Маугли» в Кремле — получается, что и зрители, в том числе дети, являются соучастниками благо­творительного движения. Потому что они пришли, потому что куплен билет. И значит, они тоже помогли. И у них чуть-чуть самооценка поднимается, и некоторые из них идут потом дальше по дороге благотворительности. Я горд и доволен. (На момент публикации интервью спектакль перенесен на 23 мая 2021 года, в связи с рекомендациями властей Москвы. — Прим. ред.)

— Скажите, а на весеннем карантине вы чем занимались, кроме того, что репетировали дистанционно? Что вы делали для себя?

— Карантин дал то, чего в моей жизни никогда не было и, возможно, никогда больше не будет, — паузу в несколько месяцев. Я научился готовить уху на костре. Купил токарный станок и наточил все ножи. Я люблю чинить, ремонтировать что-то, крутить, вертеть, ошибаться, ломать, восстанавливать.

— Что вы можете сделать?

— Ну, дом построить я не могу, не хватает навыков. Локальными вещами занимаюсь. Подключить стиральную машину — пожалуйста, подключу. Повесить турник на стенку, починить электропроводку — пожалуйста! Это все то, чему нас учили еще на уроках труда и что, я считаю, мужчина должен уметь делать…

Константин Хабенский
«Страх, что перестанут звонить и приглашать, есть. И это нормальный страх. Это у всех. Именно поэтому, не останавливаясь, из фильма в фильм актеры прыгают…»»
Фото: НТВ
Константин Хабенский
«Кто-то хвастается, что успел выучить на самоизоляции иностранный язык. Я хвастаюсь, что не успел забыть свой родной, потому что и такое возможно было»
Фото: Арсен Меметов

На карантине я провел очень много времени в семье. До этого график был таков, что дети видели меня в основном по скайпу или в какой-то видео­конференции. Когда я уходил, они спали, приходил — спали. А тут они, можно сказать, увидели меня при свете дня. Я считаю, что это большое достижение.

— В какие игры научились играть с детьми?

— Ну, у них сейчас возраст такой, что мы больше фантазировали. И это было прекрасно… Знаю, кто-то хвастается, что успел выучить на само­изоляции иностранный язык. Я хвастаюсь, что не успел забыть свой родной, потому что и такое возможно было. Впрочем, к достижениям еще можно отнести возникновение мужского хора творцов имени Гагарина.

— В вашем хоре: Верник, Миронов, Пореченков, Трухин, Кравченко, Бе­лый, Дужников, Стоянов, Бурковский и Хабенский. А чья была идея?

— Клич кинул я. Этот симпатичный союз театральных мужчин возник к годовщине дня, когда Гагарин полетел в космос. Идея была в том, чтобы финансово помочь коллегам-актерам. Мы просто скидывались из своих карманов и премировали Гагаринской премией, как мы ее назвали. Но надо было, чтобы получилась еще и какая-то творческая акция. И вот Игорь Верник написал поэму небольшую, мы ее раскидали, на коленке быстренько с листа прочитали, как-то смонтировали и отправили нашим дорогим коллегам премию и видео. А потом родилось еще одно соображение: «Давайте не только актерам помогать, но и вахтерам, и лифтерам, и билетерам, и осветителям, и мамочкам молодым нашим». Так Гагаринская премия стала распространяться на работников самых разных служб нашего театра…

— Как зритель хочу сказать: бе­зумная расточительность — иметь в труппе Хабенского, у которого всего один спектакль в репертуаре.

— Как-то не складывалось больше. Плюс моя избирательность, потому что от чего-то я отказывался. Хотелось выбрать материал, который был бы мне очень интересен. И я его выбрал. В январе мы приступим к репетициям спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Эта история не имеет отношения к пьесе Григория Горина, она по рассказам Распе и по реальной биографии барона. Режиссер и автор этой фантазии — Виктор Крамер. И я соавтор. В театре по-другому не бывает. Так же было у нас с Виктором Крамером на спектакле «Не покидай свою планету» по Сент-Экзюпери — мы это вместе сочиняли, хотя большую часть делал он.

— Это правда, что, когда вам предлагают какую-то роль, вы мысленно обращаетесь к Олегу Ивановичу Янковскому и думаете, согласился бы он или нет? Он ведь сам практически безошибочно выбирал материал.

Константин Хабенский
В спектакле «Контрабас» в МХТ им. Чехова. 2014 г.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

— Нет. Но в непростых творческих ситуациях я иногда пытаюсь представить, как бы он поступил.

— В какой момент артист становится легендой?

— Не знаю.

— Янковский — легенда?

— Знаете, я не отношусь к Олегу Ивановичу как к легенде. Он — человек, с которым мне довелось немножко пообщаться. Человек, которым я восторгаюсь как актером. Человек, который являлся отцом моего друга и дедом моего партнера по фильмам. Но легенда? Нет… Я не интересуюсь легендами и сам не хочу быть легендой. Очень не хочу слышать бронзовый топот своих ног.

— Но хотите вы или нет, а для многих вы — кумир. Вас осаждают просьбами об автографе или совместной фотографии…

— Сейчас я вам объясню. Такое время безумное, что из десяти человек, которые подходят с просьбой сфотографироваться, только один, дай Бог, скажет: «Мне нравится, что вы делаете. Как дела у вас? Всего вам самого хорошего». Один! Остальные просто подбегают фотографироваться. Я уверен и продолжаю настаивать на том, что фотография требует обоюдного согласия. Это момент, скажем так, какого-то этапа знакомства, когда вы пообщались с человеком, может быть, год, а может быть, день, или час, или десять минут, но вам хватило времени, чтобы возник­ло взаимное желание на память сфотографироваться. В общем, я считаю, что это как-то неправильно. Все понимаю прекрасно, но не делаю снисхождения никому.

Константин Хабенский с Викторией Исаковой
С Викторией Исаковой в фильме «Трое». 2020 г.
Фото: The Walt Disney Company CIS LLC

— Может быть, просто кто-то очень волнуется и не может спросить, как дела? Может быть, он не способен из-за эмоций в такие моменты вести беседу?

— Бывают и такие, я вижу, да. Ну даже если ты волнуешься, ты же не забываешь об элементарных правилах приличия и о тоне, которым говоришь. И плюс был неприятный опыт много лет назад. Один из последних звоночков, когда я решил, что лучше без нужды не фотографироваться: неизвестные люди мои совместные с ними фотографии использовали в личных целях. И мне потом звонили и с меня спрашивали за тех людей, которых я не знаю. Там были какие-то серьезные финансовые махинации. Я не буду говорить, что все так делают. Но вот такой еще пример: раз, два, три раза сфотографировали и говорят: «Ой, у нас не получилось, ой, подождите, ой, а давайте еще кадр…» А моя жизнь и мое время уходят. Если суммировать такие моменты, получится много. И поэтому я решил не тратить свое время на «раз, два, три, ой, не получилось». Фотографируюсь с людьми, которых знаю и которые мне нравятся.

— Популярность вы получили благодаря кино. Вот и сейчас много снимаетесь. Кроме «Доктора Лизы» недавно на «Кинотавре» был представлен фильм «Трое», а «За час до рассвета» вы еще доснимаете…

— Да, накопилось много всего. Еще «Суворов», это мультфильм. Я озвучиваю его уже три года. Создатели меняют концепцию, диалоги, историю, сейчас уже третья версия. Но надеюсь, все, что ни делается, — все к лучшему и выйдет хороший такой, боевой, патриотический в хорошем смысле анимационный фильм.

— Еще начались съемки «Чемпиона мира», где вы шахматиста Корчного играете… А ваш персонаж в «Огне» — пожарный, и у него роскошные усы. Я сразу вспоминаю фото моего прадеда, который был пожарным в Минске еще в начале прошлого века, и у него тоже были усы.

— Усы раньше были у всех пожарных. Перед тем как войти в горящее помещение, они смачивали усы и дышали через них. Это такой своеобразный фильтр. «Огонь» — отличный материал. Когда я прочитал сценарий, понял — это плотный, крепкий, хорошо сбитый боевик. И подумал: а почему бы и нет? Давненько я после «Дозоров» не снимался в блокбастерах. И пошел на встречу с режиссером Алексеем Нужным. Мы пообщались, потом начали фантазировать, и нафантазировался у нас некий герой, который не является Героем блокбастеров. Он обычный покупатель из сетевого магазина. То есть получился какой-то очень живой персонаж. Помню, я сказал: «Понимаешь, Алексей, вот эти крепкие ребята, которых ты хочешь сделать героями этого фильма, скорее, и поджигают леса. Пилят их, продают и сжигают, заметая следы. А всякие одержимые мужики бегают по лесу, летают на вертолетах и пытаются лес потушить и спасти. И эту работу они выполняют за три рубля. Поэтому давай пофантазируем в этом направлении». В итоге у нас получилась, мне кажется, простая человеческая история на фоне фантастических съемок и невероятного количества живого огня в кадре. Мы там даже чуть-чуть подгорели. Фильм еще потом будет дорисовываться на ­компьютере.

Константин Хабенский
«Карантин дал то, чего в моей жизни никогда не было и, возможно, никогда больше не будет, — паузу в несколько месяцев. Я наконец-то провел очень много времени в семье»
Фото: Арсен Меметов

— Это правда, что один из главных консультантов погиб в предпоследний день?

— Да. Молодой парень погиб на тушении пожара. Не на съемочной площадке. У него остались жена и маленький ребенок...

— Как-то помогли им? Может быть, сбрасывались?

— За всех ответить не могу. Я немного помог.

— Давно хотела вас спросить: а зачем вам режиссура? Чтобы решиться на съемки «Собибора» в качестве режиссерского дебюта, надо смелость и наглость иметь. Такой материал поднять с первого раза!

— Я не скажу, что одержим режиссурой. Но просто не так много хороших режиссеров, с которыми я бы мог расти. И приходится очень много придумывать самому… Я уже выдержал паузу и, думаю, продолжу свой эксперимент с режиссурой.

— И наверняка это будет что-нибудь совершенно другое, типа романтической комедии?

— В правильном направлении копаете.

— Я не копаю, а предполагаю… А еще режиссура для любого актера — прекрасный способ избавиться от страха быть невостребованным. Хотя в вашем случае об этом беспокоиться не стоит…

— Почему же? Страх, что перестанут звонить и приглашать, есть. И это нормальный страх. Это у всех. Именно поэтому, не останавливаясь, из фильма в фильм актеры прыгают… К счастью, такое рваное расписание, которое нам подкинула жизнь в последнее время, научило меня успокаиваться. Я выдохнул: ну не звонят, ну и ладно. Но тем не менее я как-то еще умудрился пару проектов на перспективу выудить из этих наших вынужденных каникул.

— Сейчас пока карантина нет. Существует опасность, что вы снова станете белкой в колесе своих безумных графиков, когда с детьми общаться можно только онлайн?

— Теперь я потихонечку пришел к тому, что лучше все разложить по полочкам. Пусть будет время и для работы, и для фантазий, и для игр с детьми. Другое дело, что сейчас график до Нового года такой, что я даже боюсь в него лишний раз заглядывать. Там не то что дни расписаны — часы! Я посмотрел один раз и охнул — оказывается, у меня будет только один выходной в октябре.

— Как выжить в таком графике?

— Нормально. Нужно работать, и все. И вообще, мне нравится правило, которым со мной поделился Филипп Янковский, когда снимал «Статского советника». Он сказал: «Я понял одну очень правильную вещь в нашей профессии». — «Что ты, Филипп Олегович, понял?» — «Главное — вовремя приходить на работу, а дальше уже как пойдет».

События на видео
Дочь Киркорова не вернулась в Россию — выбрала другую страну
Филипп Киркоров продолжает проходить курс реабилитации после осложнений, развившихся на фоне полученного ожога на руке. Певец сократил количество появлений на публике, но совсем от работы не отказывается. На днях он выступил на свадьбе миллионеров в Узбекистане, где ведущими вечера были Ксения Собчак и Иван Ургант. А его дочь в это время осваивалась в США, куда она прилетела на днях.




Новости партнеров

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Клава Кока
автор песен, певица, видеоблогер
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель