Клим Шипенко: «Опаснее ездить по Москве за рулем, чем слетать в космос»

«Жена волновалась гораздо больше, чем я. Она меньше знает о космических полетах. Меньше знаешь —...
Клим Шипенко
На съемках фильма «Вызов». 2021 г.
Фото: Централ партнершип

«Жена волновалась гораздо больше, чем я. Она меньше знает о космических полетах. Меньше знаешь — больше страха. Я говорил ей: «Слушай, даже если во время старта происходит нештатная ситуация, в наших ракетах срабатывает специальная система аварийного спасения экипажа», — рассказывает Клим Шипенко, режиссер первого художественного фильма, снятого в космосе.

— Клим, вы часто носите толстовку с надписью Impossible is nothing, что можно перевести как «Невозможное возможно». Что оказалось невозможным для вас на съемках фильма «Вызов», который скоро выходит на экраны?

— Изначально, когда мы приступали к работе, все казалось невозможным, включая наш с Юлей полет в космос. В режиме Impossible is nothing мы все время работали на МКС, поэтому я иногда носил эту футболку. Но слишком манящим был азарт создать такое художественное произведение! И вот невозможное стало возможным, у нас получилось снять сцену. Потом другую… Прекрасно чувствую груз ответственности, которая на мне лежит. «Вызов» — это большие ставки, большая в каком-то смысле игра, и мне она очень нравится.

— Как родился сценарий?

— Надо отметить, что фильм «Вы­зов» — совместный проект Первого канала, Госкорпорации «Роскосмос», «Главкосмоса», студии Yellow, Black and White и онлайн-кинотеатра START. Сценарист Бакур Бакурадзе работал со мной не в первый раз: раньше мы делали фильм «Салют-7», так что опыт съемок космических фильмов у нас уже был. Это очень важно, что он знал тематику. Потому что прежде, чем ты начнешь писать, надо хорошо разобраться в вопросе. Мы оба уже понимали, как устроена космическая индустрия. Поэтому, когда появился этот проект, я сказал Бакуру: «Давай снимем что-то еще про космос, только уже на самом деле в космосе». И он согласился.

— Ничего себе — «что-то еще»! Фильм «Вызов» — это действительно вызов мировой киноиндустрии.

— Ну посмотрим, надеюсь, так и будет. Но изначально не было такого, что мне принесли готовый сценарий и сказали: «На, снимай». Была идея. В команду я взял многих с «Салюта-7», все-таки тогда мы уже сделали большое дело, и почему бы этим опытом не воспользоваться? Творческая команда, которая участвовала в «Салюте», во многом сократила нам сложный путь. Потому что тогда нам приходилось тыкаться, мыкаться, а сейчас мы уже точно знали, куда надо идти, как это делается, и не тратили время. Конечно, были в команде и новые люди, в том числе оператор-постановщик Боря Литовченко, который помогал мне разрабатывать световое решение. Я же сам должен был снимать на МКС. Он мне подсказывал. Ну и конечно, нам очень помогли эксперты и консультанты — специалисты ракетно-космической отрасли.

Клим Шипенко с Антоном Шкаплеровым и Юлией Пересильд
«Изначально, когда мы приступали к работе, все казалось невозможным, включая наш с Юлей полет в космос. Но слишком манящим был азарт создать такое художественное произведение!» С Антоном Шкаплеровым и Юлией Пересильд на Международной космической станции. 2021 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— А зачем вообще понадобилось лететь в космос? Современная графика, казалось бы, дает столько возможностей… Вот, например, голливудскую «Гравитацию» почти всю снимали в студии, не так ли?

— Почему «почти»? Всю! Но зачем мы должны на кого-то равняться? Как это делается в студии, мы и так знаем. А как по-другому? Надо было попробовать... Я, кстати, большой поклонник фильма «Гравитация». Когда снимал «Салют-7», в каком-то смысле с ним соревновался. Понимал, что нахожусь в большом проигрыше, хотя бы по той причине, что у нас бюджет в десять раз меньше. А в «Вызове» у меня появилась возможность снять все по-настоящему, в космосе, и это было большим пре­имуществом. Зритель точно увидит эту разницу, ее сложно не заметить.

— «Интерстеллар» Кристофера Нолана тоже в студии снимали?

— Да. В космосе не снимали до нас ничего, если мы говорим про художественные фильмы.

— Клим, скажите, а вам важно, чтобы создатели «Гравитации» и «Интерстеллара» узнали о том, что вы сняли?

— Я уверен, что они уже знают. Человек, который снял фильм про космос, всегда следит за этой темой. И он точно посмотрит наш фильм. Том Круз, который хотел быть первым актером в космосе, наверняка уже видел трейлер нашего фильма… Конечно, мне было бы интересно узнать мнение режиссеров и «Гравитации», и «Интерстеллара». Ну и мнение Рона Ховарда, который снял очень хорошее кино «Аполлон 13», было бы любопытно услышать, конечно. Еще — отзывы космонавтов. Хотя вообще-то это все делалось ради того, чтобы по­нравилось простым зрителям. Я очень надеюсь, что благодаря этому фильму дети снова будут мечтать стать космонавтами.

— Порадовать зрителей — прекрасное желание! Но, Клим, скажите, разве хоть на секунду не промелькнула мысль: а если что-то пойдет не так?

Сандра Буллок и Джордж Клуни
«Я большой поклонник картины «Гравитация». Когда снимал «Салют-7», в каком-то смысле с ней соревновался. Понимал, что нахожусь в большом проигрыше, хотя бы потому, что у нас бюджет в десять раз меньше» Сандра Буллок и Джордж Клуни в фильме «Гравитация». 2013 г.
Фото: Outnow

— Понимаете, я достаточно много знал про то, как все устроено на космическом корабле, и я точно знал, что мы вернемся. Когда у нас были трудности со стыковкой, я подумал, что в крайнем случае мы вернемся, вообще ничего не сняв. Еще был страх, что не получится снять хороший материал. Нельзя было кому-то позвонить и спросить: «Слушай, а что с фокусом в космосе, как вообще кинокамера тут себя ведет?» До нас не существовало людей, знающих ответы на вопросы о съемках художественного фильма в космосе.

— Кстати, а действительно, как камера на станции себя ведет? Летает?

— Человек летает и при этом держит камеру и крутит фокус, потому что кино снимают на камеру без автоматического фокуса. Ну представляете, здесь вы ходите, а там висите, и не на одном месте, потому что есть еще и инерция движения. Я прекрасно понимал, как много людей наблюдают за процессом, какую мы взяли на себя ответственность. Мысли были скорее об этом, а не о том, вернемся мы или нет. Статистически опаснее ездить за рулем по Москве, и во много раз!

— Ну да, в космосе неаккуратный водитель тебя не «подрежет».

— Конечно!

— А ваша жена Софья проявляла такую же стойкость характера?

— Нет, она волновалась гораздо больше. Опять же, Софья меньше знает о космических полетах. Меньше знаешь — больше страха. Я говорил ей: «Слушай, даже если во время старта происходит нештатная ситуация, срабатывает специальная система аварийного спасения экипажа. У наших ракет есть время, чтобы это сделать». Я пытался это объяснить и ей, и маме. Это было непросто. Конечно, они очень (мягко говоря) переживали, когда у нас возникли сложности со стыковкой, напряглись, как и все, кто за нами наблюдал. Скорее всего, больше всех. К счастью, наш наставник космонавт Антон Шкаплеров взял ситуацию буквально в свои руки и пристыковался.

Энн Хэтауэй
«В космосе не снимали до нас ничего, если мы говорим про художественные фильмы. Конечно, мне было бы интересно узнать мнение режиссеров и «Интерстеллара», и «Гравитации» Энн Хэтауэй в фильме «Интерстеллар». 2014 г.
Фото: Outnow

— Как на орбите обходиться с какими-то вещами, привычными на Земле? Например, как Юлия Пересильд, исполнительница главной женской роли, красилась?

— Самостоятельно, конечно. Можно было бы обойтись и без мейка, но Юля — девушка, она хотела оставаться красивой и привлекательной в любых обстоятельствах, и я обеими руками был за. Она взяла с собой свою косметику и каким-то образом ее накладывала, уж каким — известно только ей самой.

— А космическая еда — какая она? Это вкусно или просто съедобно?

— Еда там специфическая: банки, тюбики, сублимированная пища. Вкус­но ли это? Ну, не все. Хотя такого, чтобы уж совсем не вкусно, мы не ели. А то, что связано с рыбой, было вполне себе ничего. Опять же, с чем мы сравниваем, с мишленовским рестораном на берегу моря? Понятно, что свежевыловленная рыба лучше… Достаточно неплохо шло и то, что связано с мясом, там даже использовались какие-то специи. Обычно я очень много употребляю соусов, ничего почти не ем без них, а в космосе как? Не нальешь же себе в тюбик соевый соус! Он разлетится. Поэтому ешь как дают. Но ингредиенты в космических блюдах, надо сказать, подобраны очень сбалансированно. И в том же соевом соусе особой потребности не возникало. Были даже десерты, хотя на Земле мне особенно не хочется сладостей, а вот в космосе почему-то хотелось.

— Клим, ваше имя в переводе с латинского означает «гуманный»…

— Интересно, я не знал!

— А на площадке при этом говорят, вы чуть ли не диктатор!

Юлия Пересильд и Максим Виноградов
«У меня появилась возможность снять все по-настоящему, в космосе, и это большое преимущество. Зритель точно увидит эту разницу с другими фильмами, ее сложно не заметить» Юлия Пересильд и Максим Виноградов в фильме «Вызов»
Фото: Централ партнершип

— Я так не думаю. Может, я просто лучшего о себе мнения? Но на площадке я уж точно один из самых тихих людей. Не ору, никого не унижаю. Другое дело — в работе действительно требовательный. Но способы достижения этих требований у меня свои, и они довольно человечны. Я стараюсь. Изначально собираю такую команду, которая работает, как мне нужно. И имею на это право. Я достаточно быстро меняю людей, если они меня не очень устраивают. Второй шанс всегда можно дать, но третий — нет.

— Как именно человек должен оплошать, чтобы вы не дали ему второй шанс?

— Потерять очень много съемочного времени. Что-то перепутал, не выучил роль, мы все ждем его… Вот это самые страшные косяки. Халатность непозволительна. Если час за часом тратится впустую, значит, я чего-то не сниму, не успею, не сделаю. Для меня время равняется тем кадрам, которые вы потом увидите на экране. Чем меньше у меня времени, тем менее разнообразен и менее совершенен будет фильм. Если ты снял плохой дубль и не успеваешь переснять, ты вынужден дальше с ним жить. Так что, когда люди тратят мое время не на улучшение, а на свои косяки, мне с ними не по пути.

— Как долго вы подбирали команду для «Вызова»?

— Команду кого? Это важный вопрос.

— Творческую.

— Творческая команда достаточно быстро подобралась, если иметь в виду костяк съемочной группы. Но если говорить про главную актрису, то кастинг был долгий, это не секрет. Артистки пробовались на роль как знаменитые, так и совсем никому не известные. Это был такой масштабный всероссийский кастинг под патронажем Первого канала. Большую продюсерскую поддержку нам оказал Константин Львович Эрнст.

Сергей Гармаш и Елена Яковлева
«В какой-то момент казалось, что наша киноиндустрия скорее мертва, чем жива. И тут вдруг — бац, такие новости по прокату «Чебурашки». Я безумно рад за коллег! Есть надежда, что зритель придет и на мои фильмы» Сергей Гармаш и Елена Яковлева в фильме «Чебурашка». 2022 г.
Фото: Централ партнершип

— На космической съемочной площадке «Вызова» главным, по большому счету, были не вы, как обычно, а космонавт Антон Шкаплеров. Легко ли вам было в роли подчиненного?

— Антон был главный, естественно, потому что он управлял кораблем. Я очень спокойно подчиняюсь, когда понимаю зачем. У меня нет такой амбиции — везде быть главным. Мы прилетели и зашли на их территорию. Когда Антон приходил ко мне на съемочную площадку на Земле, он находился на моей территории, и тогда я говорил ему, что делать, как двигаться. А в космосе я не вправе решать, что здесь можно, а что ни в коем случае нельзя, на какую кнопку нажимать, а на какую нет. На самом деле мы слушались не только Антона Шкаплерова, но и Олега Новицкого. Олег — наш командир на спуске, и он командовал российской частью станции, когда мы там были.

— Как вас готовили к полету?

— Была физическая подготовка. Но мы с Юлей в этом плане были оба достаточно тренированные, спортивные люди. Мы плавали несколько километров в бассейне, бегали и так далее. Но не в том смысле, что вот ты прошел медкомиссию, а теперь тебе нужно три километра пробежать не за пять минут, а за три минуты, тренируйся! Нет… Мы просто бегали и плавали, нормально. Еще нам проверяли вестибулярный аппарат, нужно было соответствовать нормативам медкомиссии. Центрифугу прошли? Хорошо. Еще раз прошли перед вылетом? Прекрасно. И, кроме этого, была серьезная подготовка теоретическая — кто за что отвечает, как устроен корабль, где располагаются тумблеры. Антон, наверное, мог бы всю необходимую работу сделать и один, без нас. Но, тем не менее, я научился вовремя нажимать на все кнопки и нужные рычаги — это пригодилось в полете.

— Мало ли что может пригодиться во время полета… Я читала, что на Луне астронавты оставили пару мячей для гольфа. Как вы думаете, зачем?

— Знаете, в космос не всегда летают предметы, которые предназначены для космоса. На МКС есть разные вещи, о которых думаешь: а это что здесь делает?

— Режиссерскому ремеслу вы обучались в Америке. Чем обучение там отличается от российского варианта?

Сергей Аброскин, Александр Самойленко, Мария Миронова и Иван Охлобыстин
«Я не считаю эту картину главным достижением своей жизни. В какой-то момент я даже заговорил, как герой комедии Гайдая: «Что это вы всё «Холоп» да «Холоп»?» Сергей Аброскин, Александр Самойленко, Мария Миронова и Иван Охлобыстин в фильме «Холоп». 2019 г.
Фото: BLACK AND WHITE, YELLOW

— Для того чтобы честно ответить на этот вопрос, надо поучиться и там, и там. А я же не учился, например, во ВГИКе, поэтому странно было бы, если бы я начал сравнивать. Может, меня во ВГИКе еще лучше научили бы, кто знает! А так я только могу сказать, что у меня была замечательная школа.

— Как на Западе проходят студенческие годы?

— По-разному, в каждом университете по-своему. Я грыз гранит кинематографа и все, что к нему прилагалось. Это не то что дым коромыслом, веселье и вечеринки. Я достаточно скромно там жил: занятия, уроки актерского мастерства, да еще и подрабатывать надо было. Здесь, в России, думаю, я бы веселился сильно больше. И когда я приезжал сюда на каникулы, естественно, так и поступал.

— Вы азартный человек?

— Да, если говорить не о казино, а о профессии. Я сравниваю, смотрю, что было сделано до меня, пытаюсь делать по-другому, и, если понимаю, что по-другому возможно, значит, нужно сделать лучше, чем было сделано. Ну да, это соревнование. Но того же самого ждет от меня и зритель. Он никогда не приходит в кинотеатр с ощущением, что вот сейчас ему обязательно все понравится. Его настрой другой: «Ладно, я дошел до кинотеатра, потратил час на дорогу, теперь удивляйте меня». Это же больше, чем просто включить фильм дома!

— У вас уже немало всяческих наг­рад. Важны ли все эти статуэтки, которые вы получаете на фестивалях?

— Когда я получал награды, это было важно, приятно. Они же как подарки, а мы все их любим. Но дальше перед тобой встает вопрос следующих достижений. Задумываешься, а каким будет новый фильм? У меня никогда не возникало желания расставить на полочке все мои награды и наслаждаться, глядя на них. Не знаю, может, это поз­же случится, в какой-то момент… Пока нет. И потом, я хочу как-то совершенствоваться. Мне кажется, это не пик моих возможностей, и то, что я делаю, — еще не предел.

Клим Шипенко
«У меня никогда не возникало желания расставить на полочке все мои награды и наслаждаться, глядя на них. Мне кажется, это не пик моих возможностей. Космосом дело не ограничится, можно же и на Земле достигать высот» На вручении премии «Золотой орел». 2018 г.
Фото: Legion-media
Клим Шипенко с женой и дочерью
С женой Софьей и дочерью Клементиной. 2019 г.
Фото: Legion-media

— Да куда же дальше космоса?

— Ну, космосом же дело не ограничивается, можно и на Земле достигать каких-то высот. Это же не значит, что теперь нам надо еще дальше лететь: на Луну, а потом на Марс... Есть жизненные вещи, которые я хочу на Земле сделать.

— Скажите, стало ли для вас неожиданностью, что «Чебурашка» режиссера Дмитрия Дьяченко в два раза больше собрал в прокате, чем снятый вами «Холоп», до этого считавшийся лидером проката?

— Не стало. Мне, наоборот, было важно, чтобы «Чебурашка» собрал в прокате побольше! Потому что в какой-то момент казалось, что наша киноиндустрия скорее мертва, чем жива. Я волновался за прокат: у меня в ближайшей перспективе выходят фильмы «Вызов», «Декабрь» и «Холоп-2», который мы сейчас доснимаем. И тут вдруг — бац, такие новости по прокату «Чебурашки». Конечно, я безумно рад за коллег! Зритель наконец понял, что можно вернуться в кино и получать удовольствие. Значит, есть надежда, что он придет и на мои фильмы. Это очень хорошая новость — что индустрия, оказывается, жива. «Чебурашка» — детский фильм, его героя знают все. Кого дети знают больше? Ну, может, Тома и Джерри. Классно же, что сейчас в моде снова Чебурашка. И потом, я не считаю «Холопа» главным достижением своей жизни. В какой-то момент я даже заговорил, как герой комедии Гайдая: «Что это вы всё «Холоп» да «Холоп»?» (Смеется.) Никогда не считал, что эта картина должна войти в историю как лучшая всех времен и народов, как самый кассовый проект. Кто бы мог подумать, что все так изменится, и сразу в лучшую сторону? Тем более проект сняли мои друзья, партнеры, и, конечно, я с удовольствием передаю лавры «Чебурашке». Пусть лучше на пьедестале будет ушастый, чем «Холоп»!

— Признайтесь, а об «Оскаре» вы мечтаете?

— Тот, кто говорит, что о нем не мечтает, врет.

События на видео
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая