Хамфри Богарт: поздняя слава, четыре брака и любовь до гроба

Нежелание играть по правилам и антагонизм со студией, полностью им владевшей, не позволили актеру...
Мария Обельченко
|
23 Апреля 2023
Хамфри Богарт. Фото
Хамфри Богарт
Фото: Legion-Media

Нежелание играть по правилам и антагонизм со студией, полностью им владевшей, не позволили актеру получить достаточно по-настоящему звездных ролей. Однако участие в фильмах «Касабланка», «Мальтийский сокол», «Высокая Сьерра», «Сабрина» плюс необычайная экранная харизма превратили Богарта в культурную икону 1940—1950-х годов.

Хамфри Дефорест Богарт родился 25 декабря 1899 года, в канун нового, XX века. Существует миф, что студия Warner Bros., где почти всю свою голливудскую карьеру снимался актер, пыталась изменить его дату рождения — из тех соображений, что Хамфри, родившийся в священный праздник, не должен ассоциироваться у публики с гангстерами и прочими злодеями, которых долгое время студийные боссы предлагали играть Богарту. Сам он отмечал день рождения всегда 25 декабря и шутил, что ему достается всего один подарок в год.

Отец Хамфри был уважаемым хирургом, мать, Мод Богарт, — суфражистка, известный иллюстратор, получившая образование во Франции и Нью-Йорке у самых знаменитых художников. Позже она стала арт-директором популярного модного журнала. Доходы Мод Богарт от рекламных контрактов значительно превышали заработки мужа. Мать Хамфри была дамой с характером, почти не уделяла внимания своим детям и уж тем более домашним заботам. Впрочем, для этого в их роскошном доме на Манхэттене было множество слуг под началом вышколенного английского дворецкого, а у Хамфри и его сестер — отличная ирландская няня. Помимо манхэттенской квартиры, у Богартов был дом, расположенный на 20 гектарах земли у озера на севере штата Нью-Йорк.

Родители, занятые своими карьерами и отчасти соревнуясь друг с другом, часто ссорились, и их крики не могли заглушить толстые стены и пушистые ковры (чтобы не слышать, Хамфри приходилось закрывать голову подушкой). И ни комфорт, ни серебро на столе, ни горы игрушек не могли в полной мере компенсировать отпрыскам Богартов отсутствие эмоционального контакта с родителями. Мод (она велела детям так себя называть) в качестве поощрения похлопывала сына по плечу как взрослого, а поцелуй с ее стороны был настоящим событием. Редкий случай, когда мать лично отправлялась в парк гулять с маленьким Хамфри, и тот она использовала с пользой — заставляла сына позировать ей для набросков. В результате Богарт попал в известную рекламу детского питания и успел прославиться, еще сам того не зная. Дети дразнили маленького Хамфри за его кудри и костюмчики а-ля лорд Фаунтлерой, в которые наряжала его мать. В то время как мальчишка мечтал быть похожим на отца с его любовью к рыбалке, яхтенному спорту и прочим чисто мужским занятиям. Позже Хамфри унаследует эти увлечения от отца, как и талант сражать собеседников в любом споре, великолепно подвешенный язык, виртуозное остроумие на грани сарказма и пристрастие к волевым женщинам.

Хамфри Богарт с Петером Лорре, Мэри Астор и Сидни Гринстритом
С Петером Лорре, Мэри Астор и Сидни Гринстритом в фильме «Мальтийский сокол». 1941 г.
Фото: Legion-Media

Помощник боцмана

Богарт учился в самых престижных частных школах, а потом благодаря родительским связям попал в закрытую школу-пансион — Академию Филлипса, куда принимали лишь избранных учеников из старинных семейств, ведущих начало от первых поселенцев Новой Англии. Но пробыл там недолго. Надежды родителей на сына и его поступление в Йельский университет, где учился отец, не оправдались. Богарт был начитан, обладал отличными манерами, великолепно играл в шахматы, но ни малейшего интереса к учебе и достижению каких-либо успехов не выказывал. И в 1918 году, к глубочайшему разочарованию отца и особенно матери, записался в военно-морской флот. Большую часть времени на флоте он служил на кораблях, перевозивших войска из Европы обратно в Америку после завершения Первой мировой войны. (Во время Второй мировой войны Богарт пытался вновь попасть на флот, но его не взяли из-за возраста. Тогда он вызвался патрулировать Калифорнийское побережье на своей яхте и участвовал в работе морской береговой охраны).

Вернувшись со службы в чине помощника боцмана, Богарт продолжил свой бунт против того общества, где ему согласно происхождению отводилась роль привилегированного члена. Перебивался на разных работах, а когда деньги заканчивались, играл в шахматы — в Центральном парке и везде, где опытные шахматисты зарабатывали по паре долларов за выигранную партию.

Богарт не выносил лицемеров и снобов, отвергая условности высших сословий, титулы и авторитеты. Хотя и был обладателем хороших манер, воспитанным, пунктуальным и несколько высокомерным на вид, вел непритязательный образ жизни. Свободное время проводил в барах и театрах, где впервые вышел на сцену с парой реплик в спектакле, поставленном одним из его приятелей. Там же, в театре, где Хамфри стал регулярно получать небольшие роли, он познакомился с актрисой Хелен Менкен. Они поженились в 1926 году с тем, чтобы через год с небольшим развестись. Но несмотря на причину развода, указанную Хелен — «ценит карьеру превыше брака и проявляет пренебрежение к обязанностям супруга», — остались друзьями. В 1928 году Богарт вновь сочетался браком — с актрисой Мэри Филипс, давней приятельницей и партнершей по одному из спектаклей.

Хамфри Богарт с Одри Хепберн
С Одри Хепберн на съемках фильма «Сабрина». 1954 г.
Фото: Legion-Media

«Настаиваю на Богарте»

Хотя в его семье относились к актерской профессии с пренебрежением, рассматривая ее как одну из низших ступеней в карьере, Хамфри любил все, что было связано с актерской жизнью. «Я был рожден беспечным и ленивым, и актерство стало для меня самым приемлемым из всех сомнительных источников дохода».

Театр после биржевого краха 1929 года и начала Великой депрессии терпел большие убытки, и шансов сделать там карьеру было мало. Поэтому многие актеры отправились пытать счастье в Голливуд. В их числе был и Богарт. Его второй брак не стал идеальным, а депрессия лишь усугубляла привычку заливать неудовлетворенность жизнью и работой нескончаемым потоком виски и бурбона. В 1934 году, когда Богарт уже вовсю снимался в Голливуде, заключив кабальный контракт с братьями Уорнер, умер его отец. Незадолго до его ухода сын успел все-таки признаться ему в своей любви. Хамфри выплатил долги Богарта-старшего и с тех пор всегда носил на пальце его золотое кольцо.

Удача, как часто бывает, пришла неожиданно. «Он вечно играл допотопных персонажей в белых брюках с коктейлем или теннисной ракеткой в руке, — говорил режиссер спектакля «Окаменевший лес». — Куда уж дальше от образа хладнокровного убийцы-бег­леца. Но его голос, сухой и усталый, настойчиво-упорный — это был голос Дюка Манти». Постановка в 1935 году стала хитом, ее 197 раз сыграли в знаменитом бродвейском Broadhurst Theatre. Богарта впервые всерьез сла­­­­­ви­ли и критики, и зрители. «Эта пье­са ознаменовала мое выбытие из рядов ничтожных, сибаритствующих, «накрахмаленных» ловкачей во фраках, которых я, казалось, был обречен изображать до конца своих дней». Для студии Warner Bros., известной своей специализацией на социально-реалистических картинах, в том числе основанных на жизни и судьбе преступников вроде Джона Диллинджера, эта пьеса была просто идеальной. Но Богарта в кино приглашать и не подумали. Он все еще числился в ряду запасных или игроков второго плана, не способных привлечь публику. И неизвестно, сколько бы это продлилось, если бы не актер Лесли Говард (у нас он стал известен ролью Эшли в «Унесенных ветром»), игравший в спектакле «Окаменевший лес» и купивший права на экранизацию пьесы. Когда на студии утвердили его на роль, Говард отбил продюсеру Джеку Уорнеру короткую телеграмму: «Настаиваю на Богарте. Нет Богарта — нет сделки». Фильм «Окаменевший лес» вышел в 1936 году и превратил Хамфри в звез­ду. Ведущие критики писали: «Актер смог стать психопатом-гангстером даже больше, чем сам Джон Диллинджер. Опасность и скрытая угроза, исходящие от Богарта, не оставляют простора для воображения». Сам актер гордился этой работой, но переживал, что успех пришел к нему из «преступной» роли.

Хамфри Богарт с Лорен Бэколл
В мае 1945 года Хэмфри женился на Лорен Бэколл, скромная церемония прошла в доме Луиса Бромфилда, близкого друга актера, писателя, лауреата Пулитцеровской премии
Фото: Legion-Media
Хамфри Богарт с Ингрид Бергман
«Касабланка» получила «Оскар» как лучший фильм года, а Богарт — номинацию на престижную статуэтку и первое место в студийном актерском реестре. Более чем в два раза повысилось и его жалованье — к 1946 году он получал около полумиллиона долларов в год, став самым на тот период высокооплачиваемым актером в мире С Ингрид Бергман в фильме «Касабланка». 1942 г.
Фото: Legion-Media

Несмотря на огромный успех, на Warner Bros. не торопились менять отношение к Богарту, по-прежнему используя его в гангстерских картинах и не позволяя играть главных героев в романтических. «В первых 34 картинах меня убивали из огнестрельного оружия 12 раз, восемь раз вешали или сажали на электрический стул, и я становился заключенным еще в девяти». Ведущим актерам — Джорджу Рафту, Эдварду Робинсону и Джеймсу Кэгни — доставались не только главные роли, но и лучшие сценарии, Богарту — «объедки с барского стола». Актерская жизнь на Warner Bros., не отличавшейся заботой о приличных рабочих условиях (в отличие от MGM, например, где все площадки были оборудованы кондиционерами), не имела ничего общего с прежними представлениями Богарта о Голливуде. Снимаясь иногда в двух картинах одновременно, он часто приходил в собственной одежде, чтобы не одеваться в дешевые студийные костюмы. Но будучи профессионалом до кончиков ногтей, за эти непростые годы Хамфри выработал тот образ, который останется на экране и в истории кино навечно (в отличие от большинства героев-любовников из уорнеровской «конюшни»), — циничного, обаятельного, не слишком счастливого самоироничного стоика-одиночки с собственным кодексом чести.

«Мне нравится ревнивая жена»

В 1937 году Хамфри расстался со второй женой. Актриса не захотела распрощаться со своей успешной бродвейской карьерой ради мужа и Голливуда. В 1938 году Богарт вступил в свой третий брак, женившись на актрисе Майо Мето, женщине живой, дружелюбной и преданной — до тех пор, пока она в состоянии алкогольного опьянения не становилась агрессивной и патологически ревнивой. По словам их друга, этот брак был «сиквелом Гражданской войны». Супругов в Голливуде прозвали «сражающимися Богартами» и не всюду пускали вместе, справедливо опасаясь скандала с битьем посуды и прочими подобными выходками. Майо в припадке агрессии могла запустить в мужа пепельницей, цветочным горшком, наброситься на него с кулаками, вынуждая защищаться, однажды устроила в доме пожар, ранила его кухонным ножом, резала себе запястья... До поры казалось, что обоих привлекает столь нетрадиционное супружеское поведение, недаром Богарт часто сознательно дразнил и провоцировал жену. «Мне нравится ревнивая жена... Мы так хорошо ладим именно потому, что не питаем иллюзий в отношении друг друга. И я не дам и двух центов за даму с отсутствием темперамента». Талант подкалывать и выводить из себя людей он в полной мере унаследовал от своего отца, которого считали лучшим спорщиком в высшем обществе Нью-Йорка. Как саркастически заметила известная колумнистка Луиза Брукс: «За исключением Лесли Говарда, никто так не вложился в успех Хамфри, как его третья супруга». Имея в виду тот факт, что ее пристрастие к выпивке (Майо умерла от алкоголизма) усугубляло эту же давнюю привычку актера.

Базовый ингредиент

Хамфри Богарт с женой и сыном
С женой Лорен Бэколл и сыном Стивеном. 1954 г.
Фото: Legion-Media

Реальный переход Богарта из второстепенной актерской лиги в высшую случился благодаря его сотрудничеству с выдающимся сценаристом и режиссером Джоном Хьюстоном. Хамфри восхищался его умом, образованностью, и хотя сам был никудышным студентом, мог блеснуть начитанностью и цитировать наизусть Платона, Шекспира и многих американских и английских поэтов. Его лучшими друзьями были писатели и сценаристы, а Хьюстон писал отличные сценарии к фильмам. И получал не меньшее, чем Богарт, удовольствие от споров и провокационных бесед под крепкую выпивку, розыгрышей и бунта против студийной системы и студийных начальников. Их первый фильм «Мальтийский сокол» по повести известного автора детективов Дэшила Хэммета 1941 года стал классикой нуар-фильмов. Но изначально продюсеры планировали на главную роль любимца студии Джорджа Рафта, и только когда тот отказался, Хьюстону удалось утвердить Богарта.

Настоящий триумф случился, когда после множества препятствий Бо­гар­та впервые утвердили на роль романтического героя в драме «Каса­бланка» — одном из самых легендарных фильмов в истории кинематографа. Захватывающая история и сюжетные повороты, уникальные диалоги, создающие характеры героев, и, конечно, особое очарование, не поддающееся анализу, — все эти базовые ингредиенты качественного кино присутствуют в «Касабланке». В 1942 году, когда фильм вышел на экраны, он стал завуалированным вызовом фашизму и конформизму. По сюжету владелец популярного ночного клуба Рик («Все приходят к Рику» — так называлась пьеса, легшая в основу фильма) в Касабланке пытается спрятаться от самого себя, своего прошлого и от обоих режимов — гитлеровского и коллаборационистского французского правительства Виши. Стремится забыть свою бывшую возлюбленную Ильзу и оставаться нейтральным к любой власти. Но однажды Ильза вместе с новым мужем приходят в его заведение. Они выбрались из оккупированной немцами Франции. Рик и Ильза, похоже, по-прежнему любят друг друга, но она должна спасти мужа, борца Сопротивления, за которым охотятся фашисты, и Рик помогает ей, едва не потеряв собственную жизнь...

«Касабланка» получила «Оскар» как лучший фильм года, а Богарт — номинацию на престижную статуэтку и первое место в студийном актерском реес­тре. Более чем в два раза повысилось и его жалованье — к 1946 году он получал около полумиллиона долларов в год, став самым на тот период высокооплачиваемым актером в мире.

Настоящая любовь

Хамфри Богарт с Кэтрин Хепберн
Съемочная группа «Африканской королевы» пережила нападение гиппопотамов, некачественную еду, муравьиные набеги, пожары и экстремальную жару. Почти все переболели дизентерией, кроме Богарта и Хьюстона. «Мы ели печеную фасоль, консервированную спаржу и пили виски. Любая муха, покусившаяся на меня или Хьюстона, немедленно падала замертво» С Кэтрин Хепберн в фильме «Африканская королева». 1951 г.
Фото: Legion-Media

Если третья жена зря беспокоилась на предмет интрижки мужа с партнершей по «Касабланке» Ингрид Бергман — их отношения отличались полным равнодушием друг к другу, то она не напрасно безумно ревновала Богарта к юной старлетке Лорен Бэколл, бывшей модели, чей дебют состоялся в фильме «Иметь и не иметь». 44-летний Богарт был очарован 19-летней партнершей, ее красотой и зрелым взрослым умом, самообладанием и редкостной для Голливуда честностью и откровенностью. Их эмоциональная связь и «химия» стали очевидны с самого начала. «Я только что посмотрел вашу пробу. Мы неплохо повеселимся», — сказал он Лорен на кастинге. Вопреки типичной голливудской «норме», Богарт не практиковал романы с партнершами по съемкам. И любовь с Бэколл, которую приходилось тщательно скрывать, была исключением.

Режиссер фильма по мотивам романа Хемингуэя Говард Хоукс и сам был увлечен юной старлеткой, и ему не нравилось, что роль ментора и наставника перешла к Богарту. История едва не закончилась закрытием проекта — там были и угрозы актрисе, и выяснение отношений между Хамфри и Говардом. Фильм спасло личное вмешательство Джека Уорнера. По словам Хоукса «Боги влюбился в героиню, которую она играла, и Лорен продолжала играть ее до конца жизни». Публика была счастлива увидеть Бэколл и Богарта вместе еще в трех фильмах — «Глубокий сон», «Черная полоса» и «Риф Ларго». В четвертом браке Богарту благодаря мудрости жены удалось не только сохранить любовь, чувства, но и не поступиться своими принципами. По признанию актрисы, он ей сказал: «Если ты больше всего мечтаешь о карьере, я сделаю все, чтобы тебе помочь. Но я не женюсь на тебе. Я уже не раз это проходил. Не работает». И он был прав. Он любил меня и хотел, чтобы я была с ним. Я согласилась и не отступала от нашего договора. И рада, что так сделала».

Хамфри Богарт с Уолтером Хьюстоном и Тимом Холтом
С Уолтером Хьюстоном и Тимом Холтом в фильме «Сокровища Сьерра-Мадре». 1948 г.
Фото: Legion-Media

Через несколько месяцев после расставания Богарта с третьей женой, в мае 1945 года они с Лорен поженились, скромная церемония прошла в доме Луиса Бромфилда, близкого друга актера, писателя, лауреата Пулитцеровской премии. Бэколл вспоминала, что по щекам Хамфри текли слезы в тот момент, когда их провозгласили мужем и женой... Этот брак был, безусловно, счастливым, если не считать пагубного пристрастия Богарта к выпивке, нелюбви Лорен к яхтам (ее мучила морская болезнь) и ее увлечению ночной жизнью. Богарт по-прежнему часто уходил на своей яхте «Сантана» в море, но в целом старался соответствовать жене в ее жажде развлечений. Именно они стояли у истоков знаменитой «крысиной стаи», как позже стали называть голливудскую компанию актеров во главе с Синатрой. По легенде, такое название компании дала острая на язычок Бэколл, как-то на рассвете прощаясь со страдающими от похмелья друзьями. Любовь к увеселениям и вечеринкам оставалась одной из немногих сфер их союза, где сказывалась разница в возрасте и состоянии здоровья.

Без своей «худышки» и «детки» Бо­гарт чувствовал себя не в своей тарелке, словно бы незавершенным. «Если бы Худышка меня сейчас видела... Если бы Худышка услышала это...» «Когда ты приедешь, а ты очень скоро, детка, будешь со мной, привезешь с собой все самое важное, что есть для меня в мире... Я хочу, чтобы все друзья, которых я потерял, встретились с тобой и полюбили тебя, как люблю я... Так боюсь, что ты перестанешь меня понимать, проявишь нетерпение и я тебя потеряю — но даже если это случится, я никогда не перестану тебя любить. Ты моя последняя любовь, и я буду любить тебя до конца своих дней...» — писал Богарт жене.

Хамфри Богарт с женой
С женой Лорен Бэколл в фильме «Глубокий сон». 1946 г.
Фото: Legion-Media

Еще одну из его последних картин — «Босоногую графиню» Джозефа Манкевича снимали в Италии, и после съемок они с Лорен путешествовали по этой стране. Завершил — и очень достойно — карьеру Богарта фильм «Тем тяжелее падение», история немолодого журналиста от безысходности и бедности взявшегося раскручивать бездарного боксера. Снимался Богарт уже тяжело больным, у него развивался рак пищевода. Мучительные операции и химиотерапия лишь ухудшили его состояние. В доме пришлось все переделать для инвалидного кресла, в котором с трудом перемещался актер, весивший к концу жизни 36 килограммов...

Богард умер через 20 дней после своего 57-го дня рождения. Один из мифов гласит, будто его последними словами были: «Не следовало мне переходить с виски на мартини». Но это легенда. На самом деле его последние слова были обращены к жене: «До встречи, детка. Возвращайся быстрее». Лорен нужно было выйти ненадолго из дома и оставить мужа.

Они прожили вместе почти 12 лет, и Лорен осталась вдовой в 32 года. «Я понятия не имела, что делать и как жить дальше. Если бы не маленькие дети, не знаю, что бы я сотворила с собой». Скромная церемония прощания прошла в епископальной церкви Всех Святых под музыку Баха и Дебюсси — любимых композиторов Бо­гарта. Народу было так много, что легче, наверное, сказать, кто из голливудских звезд не пришел с ним проститься... Близкий друг Хамфри Спенсер Трэйси был не в состоянии сказать прощальную речь из-за того, что не мог удержать рыданий. Тогда слово взял Джон Хьюстон: «Он никогда не принимал себя и свою работу слишком всерьез. Воспринимал свой статус кинозвезды с удивлением и веселым цинизмом. А вот к профессии относился с глубоким уважением... Его стрелы попадали лишь во внешние слои самодовольства и самоуверенности и не проникали туда, где могли бы реально ранить... Он незаменим. Второго такого не будет больше никогда».

Богарта похоронили с маленьким золотым свистком, который он подарил Бэколл. На нем была выгравирована надпись: «Если тебе что-то нужно, только свистни»...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Готовим быстро и худеем
Что делать, когда нет времени на готовку полезной еды?



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог