Режиссер фильма «Отличница легкого поведения» (в нем актриса сыграла свою первую главную роль) сказал еще в 2007 году: «Я готов поспорить с кем угодно на свой дом, что Эмма станет главным достоянием в Голливуде». Дом он не проиграл. Сыграв множество ролей — от подружки Человека-паука до девушки, мечтающей о Голливуде, — Стоун превратилась в символ своего времени.
В Голливуде не так много актрис, получивших «Оскар» до 30 лет. Эмму Стоун удостоили этой высшей награды в мире кино, когда ей было 28, — за роль в мюзикле «Ла-Ла Ленд». Потом снова номинировали — за «Фаворитку», а в этом году прочат еще один «Оскар» за фильм «Бедные-несчастные» того же самого режиссера Йоргоса Лантимоса. Забавная феминистская басня, по-хорошему скандальная, победила на последнем Венецианском фестивале и имеет все шансы стать абсолютным хитом.
Рыжеволосая Эмма Стоун хороша собой и очень талантлива, но гораздо важнее — в ней такое море обаяния, что забыть ее, увидев хотя бы один раз, на экране или в жизни, просто невозможно. Потрясающе низкий хриплый голос (Скарлетт Йоханссон отдыхает) в сочетании с тонкой фигуркой, огромные зеленые глаза и восхитительное чувство юмора и естественность... В общем, харизма этой актрисы просто зашкаливает. Недаром каждая (без преувеличения) рецензия или история о ней начинается с восхищения ее невероятным обаянием. Уилл Глак, режиссер фильма «Отличница легкого поведения» (в этой комедии актриса сыграла свою первую главную роль), сказал: «Я готов поспорить на свой дом, что Эмма очень скоро станет главным достоянием в Голливуде». И он не ошибся. А Билл Мюррэй заверил своего друга Вуди Харрелсона после того, как они втроем сыграли в фильме «Добро пожаловать в Zомбилэнд», что эта «девочка — чистое золото».
Первые фобии случились в семь лет
В городе Скоттсдейл (штат Аризона) Эмма росла в любящей семье, с родителями и младшим братом Спенсером. Джефф, ее отец, прилично зарабатывал, давно возглавляя прибыльную строительную компанию, так что мать Криста могла позволить себе роль домохозяйки. Родители очень любили искусство и кино, особенно старые комедии. Отец самолично прибивал в комнате Эммы постеры с изображением любимых персонажей, вроде Чарли Чаплина.
Почему у Эммы лет в семь начались панические атаки, не мог понять никто. До этого она была тихим и серьезным ребенком, любила петь и танцевать. Теперь же, несмотря на любовь к чтению и учебе, ей было трудно находиться в школе. Каждый день во время ланча Эмма просила разрешения позвонить родителям, чтобы они забрали ее домой. Например, ей казалось, что, пока она в школе, ее мамочка умрет, или дом сгорит, или еще что-то в таком духе. Первая паническая атака, накрывшая с головой, случилась у подружки в гостях. Неожиданно Эмме стало казаться, что в доме начался пожар и все вокруг горит. И такие атаки повторялись регулярно и по одному и тому же сценарию. В конце концов родители отвели ее к специалистам.
Диагноз «синдром общего тревожного расстройства» они дочери, мечтавшей стать актрисой, тогда не сообщили. Возможно, правильно сделали. Хотя Эмма позже убедилась, что повышенная тревожность (мама говорила, что у нее «оголенные нервы торчат прямо из кожи») помогает выдерживать большие нагрузки. «Такие люди, как я, — депрессивные и подверженные паническим атакам — гораздо умнее и гибче других. Мы не только чувствительные и тонкие натуры, но и умеем приспосабливаться. Потому что мир жесток и суров, много всего происходит. Так может обжечь, что живого места не останется. И если ты не очень к этому привык, то можно легко сломаться. А такие, как я, используют свои постоянные страхи в качестве защитного средства. И если не позволить себя разрушить, держать ситуацию под контролем, то отлично можно транслировать фобии в игру, в своего персонажа.
Я и правда весьма восприимчивая и легкоранимая, и поэтому мне легко почувствовать боль, обиду. Это помогает выражать нужные эмоции на экране». Иными словами, Эмма уверена, что даже столь неприятные вещи, как панические атаки, можно обернуть в свою пользу. Главное — отдавать отчет в происходящем и не стесняться своих проблем. Например, Эмма откровенно признается, что она любила бродить по кладбищам — их было около пятидесяти в Скоттсдейле. Эмма говорила, что именно там она почему-то чувствует себя по-настоящему живой. «Я знаю, все умирают. И мне рано еще об этом думать, но что же делать, меня тянет туда как магнитом, только там я перестаю бояться смерти и понимаю, как прекрасно жить», — серьезно объяснила свою позицию психотерапевтам девочка. Словно ей было уже бог знает сколько лет. Недаром главный девиз Эммы с детства звучит так: «Но ведь это нормально, когда не все нормально! Разве не это нас всех и объединяет?»
Родители, люди либеральные в хорошем смысле слова, воспитывали Эмму с братом Спенсером по принципу «лучше горькая правда, чем красивая ложь». Наказывали в одном-единственном случае — если кто-то из детей солгал. Когда перевели дочь на домашнее обучение, она не сильно расстроилась. Появилось больше времени на занятия в городской театральной студии. Кстати, когда она выходила на сцену, панических атак не случалось. Отец сразу согласился с желанием Эммы овладеть актерской профессией (вместо того, чтобы стать врачом) и уехать для этого в Лос-Анджелес. А вот маму пришлось долго уговаривать. В конце концов она сняла на веб-камеру специальное представление — что-то вроде презентации — и в качестве последнего аргумента показала родителям. Это сработало: мама поняла, что все серьезно, и отправилась с 15-летней дочкой в Лос-Анджелес.
Но Эмме удача улыбнулась лишь через три года. Первый агент девушки думала, что, раз ее подопечная натуральная блондинка, надо отправлять ее на кастинги, где требуются «жизнерадостные девушки с метелками». И там Стоун приходилось конкурировать с огромным количеством претенденток, более подходящих для подобных ролей. Постепенно звонков из агентства и приглашений на кастинги становилось все меньше: Стоун не оправдала надежд и потраченных усилий. От отчаяния и чтобы отвлечься, она устроилась на работу в кондитерскую (прямо через дорогу от их жилья), где готовили печенья для собак. Кулинария, а именно выпечка с детства была ее страстью и действовала успокаивающе на нервы.
Но и там ей довелось услышать примерно то же, что и на последнем прослушивании: она никуда не годится (разговор продюсера и режиссера), а ее печенья несъедобны и собаки их не желают есть (разговор хозяев собак). В какой-то момент от отчаяния она решила махнуть на все рукой и даже покрасила волосы в темно-каштановый цвет. И через неделю получила первую роль в фильме. А вскоре продюсер комедии «SuperПерцы» попросил ее перекраситься в рыжий цвет, и с этого фильма началась актерская карьера Эммы Стоун. Ей было 18 лет, рыжие волосы стали одной из ее визитных карточек наряду с огромными зелеными глазами, фарфоровой кожей и убийственным шармом.
Роман с Человеком-пауком
Еще через три года она сыграла свою первую главную роль в «Отличнице легкого поведения», и с тех пор недостатка в работе Эмма больше уже не испытывала. «Эта дурацкая любовь», две картины Вуди Аллена — «Магия лунного света» и «Иррациональный человек», «Бердмэн» мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту (первая номинация Стоун на «Оскар»), «Прислуга», ну и конечно «Новый Человек-паук».
Популярность Эммы Стоун никак не связана с личной жизнью. Даже несмотря на громкий роман с Эндрю Гарфилдом, партнером по блокбастеру «Новый Человек-паук», когда парочке приходилось буквально обороняться от папарацци. А вот как прошла их первая встреча — такое может случиться только в Голливуде. Эмма была последней из множества актрис, претендующих на роль подружки Питера Паркера, кто безуспешно пытался пройти основной тест на этих пробах — на пресловутую «химию». Продюсеры понимали: если «химии» не будет, запустить знаменитую франшизу «с нуля», с новыми актерами (вместо Тоби Магуайра и Кирстен Данст), не удастся. Ставка была сделана не столько на супергеройские приключения Паркера, сколько на романтические переживания.
Надежда на студии таяла не по дням, а по часам. Гарфилд уже терзался сожалением — зря согласился променять театральные подмостки, где пользовался всеобщим уважением, на голливудскую карьеру. И вдруг с появлением Эммы посыпались не искры, а настоящий фейерверк. Эндрю, скромный, застенчивый и серьезный, выглядел так, словно его «поджарили в тостере», по словам режиссера Марка Уэбба. Эмма Стоун, на вид такая невинная отличница, оказалась настоящей «зажигалкой». Импровизируя на ходу так бойко и ловко, что не хватало духу ее прерывать, Эмма отыграла сцену разрыва с Питером Паркером. О такой «химии» на студии могли только мечтать и немедленно одобрили бюджет «Нового Человека-паука» в 220 миллионов долларов. Эндрю и Эмма сумели буквально насытить фильм своей любовной энергией.
Эмма и Эндрю поселились вместе в Нью-Йорке, гуляли по городу, и оба изо всех сил избегали публичности. Во время редких вылазок в ресторан влюбленные придумали брать с собой таблички с названием благотворительной организации. Этот трюк позволял актерам порадовать своим видом фанатов при условии, что поклонники обратят внимание не только на них, но и на тех, кто реально в этом нуждается. Бывшие возлюбленные остались друзьями после расставания (прямо как их герои из «Нового Человека-паука») и самыми большими фанатами друг друга.
«Господи, он же мой кумир!»
В 2014 году Эмма уже несколько недель играла (с блеском) на Бродвее в мюзикле «Кабаре». Продюсеры и режиссер «Ла-Ла Ленда» пришли в театр посмотреть на нее как раз в тот день, когда она простудилась и вышла на сцену, напичканная лекарствами. Но показала свои таланты на все сто. Джазовый пианист, подрабатывающий в ресторанах, и актриса, пытающаяся свести концы с концами в бездушном Лос-Анджелесе, — сюжет оригинального (в кои-то веки) мюзикла пришелся по вкусу всем. И зрителям, и критикам. И не важно, что Эмма Стоун и Райан Гослинг (ее партнер по трем фильмах — тоже «химия», но скорее в данном случае чисто актерская) не профессиональные певцы и танцоры.
Даже самые строгие и принципиальные критики признавали, что на экране случилась редчайшая комбинация: атмосфера, какая бывала вокруг звезд старого голливудского небосвода, органично соединилась с реальностью. Актеры, наделенные тем самым гламуром и отблесками золотого века Голливуда, выглядели при этом нашими современниками из плоти и крови. Фильм получил 14 номинаций на «Оскар». Премию за лучшую женскую роль вручили Эмме Стоун, чему очень радовался ее партнер по фильму Райан Гослинг. Он тоже был номинирован, но статуэтка ему не досталась. А актрисе «Оскар» вручал Лео Ди Каприо. И Эмма уверяла, что по дороге к сцене в голове вихрем проносились такие мысли: «Господи, он же мой кумир! Я же смотрела «Титаник» семь с половиной раз только в кинотеатре. Лео «висел» в моей комнате — его фото с подписью, которую я чудом получила как-то на свой 12-й день рождения!»
А в 2019 году Стоун снова номинировали — за «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса. Фильм об английской королеве Анне, где Эмма сыграла служанку, пробивающуюся в фаворитки королевы, стал сенсацией. Оливия Колман, Рэйчел Вайс и Эмма Стоун блистательно разыграли эту сюрреалистическую историю, рассказанную режиссером, чье видение мира не имеет ничего общего с классическими «корсетными» историями из прошлого. Хотя Эмма не раз жаловалась на то, как ей было тяжело носить корсет. И как ее британские партнерши, переигравшие множество «корсетных» героинь, не понимали ее страданий.
Тайная свадьба и рождение дочки
Годы с Эндрю Гарфилдом и уроки публичности даром не прошли. В 2017 году Стоун начала встречаться с Дэйвом Маккэри, одним из режиссеров и сценаристов популярного в Америке телешоу «Субботним вечером в прямом эфире». Впервые они появились вместе на публике только в 2018 году, по случаю премьеры фильма «Фаворитка», за роль в нем Эмма была снова номинирована на «Оскар». Говорят, Дэйв сделал Эмме предложение после завершения работы в своем студийном офисе, где они впервые увидели друг друга. Только в этот романтический момент там не было никого, кроме них двоих. Эмма лишь выставила в социальной сети помолвочное кольцо, выдержанное в прелестном классическом, отчасти старомодном стиле, — роскошная жемчужина в обрамлении бриллиантов. Влюбленные отложили свадьбу из-за начавшейся пандемии, но в сентябре 2020 года поженились. Эмма была уже беременна и в начале марта следующего года родила девочку. И свадьбу (естественно, абсолютно тайную), и рождение ребенка актриса никак не комментировала.
Счастливые события в личной жизни актрисы совпали с выходом диснеевского фильма «Круэлла», где она сыграла каноническую модницу-злодейку Круэллу-Эстеллу Де Виль, причем в панковском и очень идущем актрисе образе. Все сразу же бросились обсуждать, как Эмма Стоун впервые сыграла отрицательного персонажа. Но актриса заявила: она не смогла бы справиться с ролью настоящей прожженной стервы. Иначе бы не согласилась на сиквел этой истории, который радует ее ничуть не меньше разговоров о грядущих «Оскарах»: «Круэлла не такая уж плохая. Да и вообще, разве настоящие злодеи и злодейки сами верят в то, что они исчадия дьявола? Конечно, нет! Они уверены, что все делают правильно».