«Посреди аэропорта стоят Шон Коннери, Марина Влади и Владимир Высоцкий — и все взоры обращены на них, как на экзотических зверей в зоопарке. Наконец, одна девушка толкнула своего парня: «Иди попроси автограф». Шон достает ручку, а парень протягивает открытку Высоцкому! Володя расписывается, следом парень протягивает бумажку Влади, она расписывается, парень благодарит и уходит. А Шон стоит с ручкой в одной руке, другой придерживая челюсть», — рассказывает организатор кинопроизводства, директор популярных картин Борис Криштул.
— Борис Иосифович, в вашей фильмографии картины самых разных жанров, которые давно стали классикой, — «Экипаж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Красная палатка» и другие. Но особое место в этом списке и для вас, и для режиссера Евгения Гинзбурга занимает картина «Рецепт ее молодости», где вам довелось поработать с Людмилой Гурченко.
— Да, Гинзбург до того снимал лишь телевизионные картины, это была его первая работа на «Мосфильме». А в моей фильмографии это единственный музыкальный фильм. И вообще — редчайший случай в советском кинематографе, когда актерский замысел породил картину. С идеей фильма на киностудию пришла Людмила Гурченко. Нас познакомили, и я стал ей помогать на добровольных началах. При мне она звонила Михалкову: «Никита, ты видел «Средство Макропулоса» в Малом театре? Я хочу сыграть Эмилию Марти, которая живет триста лет. Будешь режиссером?» Михалков ответил, что занят, но дал совет: «Люсенька, ты должна найти сценариста, и уже с готовым сценарием, а не с пьесой идти на «Мосфильм». Если сценарий примут, картину поставят в план». Гурченко тут же набрала Александра Адабашьяна — они дружили. Он согласился написать сценарий бесплатно. «Но если нас запустят, — говорила Люся, — ты получишь все деньги, ты же понимаешь!»
Под это обещание мы и начали работать. Адабашьян писал сценарий, а мы с Гурченко стали обсуждать кандидатуры режиссеров. На «Мосфильме» в штате тогда было 160 режиссеров. Перебрали всех и оказались на нуле! Половина режиссеров занята, а другая половина делится на три категории: первая — боится характера Гурченко, вторая — режиссеры, которых не признает сама Гурченко, и третья — те, что не хотят браться за мюзикл. И тогда у Людмилы родилась идея: пригласить Евгения Гинзбурга! Он снимал для ТВ музыкальные программы и бенефисы, например, для Ларисы Голубкиной, Веры Васильевой, Татьяны Дорониной, самой Гурченко, наконец… И кандидатуру Гинзбурга утвердил генеральный директор «Мосфильма» Николай Сизов. Жаль лишь, что в итоге наша картина не достигла того уровня, на который мы замахнулись, задумывая ее.
— Кто артистов утверждал? Гурченко сама выбирала партнеров?
— Да. Все шло через нее. Она и неофициальным соавтором сценария была, и художником по костюмам — сама для себя придумывала наряды. Когда сократили бюджет картины — а все деньги киностудии в то время шли на фильм «Красные колокола» Сергея Бондарчука, — Люся пошила наряды за свой счет.
— Где снимали заграницу?
— Во Львове. Еще перед поездкой Гурченко меня предупредила: «Боря, на время съемок никаких выступлений, встреч со зрителями. Ни за какие деньги! Я очень устала». Приезжаем во Львов, и нас селят в плохую гостиницу. Я — в обком партии: «Я директор съемочной группы из Москвы! У меня такие артисты: Гурченко, Ромашин, Абдулов, Шакуров, Борисов, Джигарханян! Что же нас так плохо разместили?» — «А пусть Людмила Марковна выступит у нас, тогда и поможем». Возвращаюсь в гостиницу, робко стучусь к Гурченко в номер: «Людмила Марковна, надо выступить». Она все поняла, даже не стала мне напоминать о нашей договоренности: «Надо, директор? Поехали!» И на следующий день в зале обкома партии был аншлаг. Гурченко начала выступление по-русски. Рассказывает про нашу картину, а по залу побежал какой-то шепоток. Она сразу все поняла: «Так вы думаете, шо я на мове не могу?» И как дала по-украински. Зал грохнул аплодисментами! И нас перевели в хорошую гостиницу.
Популярность у Гурченко была фантастическая А как мы прятали ее от поклонников! Снимаем на улице, идут мимо люди: «Ты дывысь — Гурченко сама!» — «Та не может быть!» — «Да вон же, вон!» Каждый раз собиралась толпа. Конечно, ставили милицейское оцепление. Но как Людмилу Марковну с площадки вывезти? Придумали! Гурченко ложилась на заднее сиденье, а мы ее полностью укрывали газетами. Так машина и выезжала. Но если бы поклонники увидели, что внутри — Гурченко, они бы машину не пропустили, а подняли бы на руки.
— А что мужская часть группы?
— С Сашей Абдуловым я впервые работал. Можно было не спрашивать, в каком номере живет Абдулов. Это было слышно на всю гостиницу. Где он — там всегда веселье. Саша — кладезь анекдотов, на каждый случай жизни у него был анекдот.
Когда Олег Борисов первый раз приехал на студию на примерку костюма, сказал: «Не дам согласия на съемку, пока не поговорю с директором». Нас познакомили, и Олег Иванович мне признался: «Боря, у меня рак крови, лейкемия, мне каждый день нужна будет машина в поликлинику на процедуры и обратно. И чтобы никто об этом не знал, я это держу в тайне». Вот так он и снимался, не прерывая лечения.
А Сергею Шакурову я пытался запретить прыгать с крыши на крышу. Он меня уговаривал: «Боря, я кандидат в мастера спорта по акробатике — я хочу сам делать трюки!» — «Сережа, если это правда, то покажи мне удостоверение, и тогда я тебе разрешу». — «Ну ты что, не веришь мне? У меня удостоверение в Москве дома. Я тебе потом принесу». В итоге он исполнил все трюки сам — без каскадера.
Армен Джигарханян снимался параллельно в трех или четырех картинах. Вот уж точно написал Гафт: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян». «Так, я завтра от вас в Кишинев лечу, оттуда в Москву, — информировал меня Армен. — У тебя я буду во вторник утром, а вечером улетаю в Ленинград. Организуй мне транспорт». Невероятная работоспособность!
— Чем еще вам запомнилась Людмила Марковна?
Интересный факт
Высоцкий и Влади познакомились в 1967 году на ММКФ. Внешне Высоцкий не произвел впечатления на кинодиву, но когда он взял в руки гитару и запел — она посмотрела на него другими глазами. Чтобы чаще видеться с любимым, Влади вступила во французскую компартию: это позволяло в упрощенном порядке получать визы в СССР. В 1970 году они поженились в Москве, а медовый месяц провели в Грузии по приглашению Зураба Церетели.
— Своим трудолюбием и профессиональным подходом. Она и коллегам, которые с ней в кадре, не позволяла халтурить. Но один раз сама сорвала съемку. Они поругались с Женей Гинзбургом прямо на площадке. В итоге Гурченко ушла, хлопнув дверью. Все были обескуражены, такого Люся никогда не позволяла себе ни до, ни после. А на следующий день она вошла в павильон, как будто ничего и не было.
— Ссорились они с Гинзбургом по творческим вопросам?
— Да. И так поссорились на монтаже, что Люся отказалась приезжать на премьеру. Я ей звонил, уговаривал прийти. Но она сказала: «Я с ним никогда не выйду на сцену!» Правда, мне говорили, что на премьеру она все же пришла, но смотрела фильм из зала, замаскировавшись с помощью темных очков и парика.
— Как в итоге оценили картину на студии?
— Дали вторую категорию. Но данные проката были не очень…
— Но вы же получали гонорар не на основе результатов проката.
— Да, оплата зависела от категории фильма. На основе проката я получил премию лишь однажды — за «Экипаж». Сборы оказались очень высокими.
— Здорово! А как вы на эту картину попали?
— Митта меня звал еще на предыдущую — «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», но я был занят — работал тогда на картине «Фронт за линией фронта». А потом мы с Александром Наумовичем случайно встретились в коридоре «Мосфильма», и он предложил: «Запускаемся с новой картиной. Жанр — катастрофа…»
— А был прецедент, на основе которого писался сценарий?
— Нет. Это была абсолютная фантазия Митты. Наверное, к этой идее его подтолкнули роман «Аэропорт» Артура Хейли и популярные зарубежные фильмы «Тора! Тора! Тора!» и «Ад в поднебесье». Сценарий писали Валерий Фрид и Юлий Дунский — авторы такой гениальной картины, как «Служили два товарища». Вообще собралась интересная компания: Георгий Жженов, 7 лет отсидевший в сталинских лагерях, Фрид и Дунский, отсидевшие по 10 лет, и Александр Митта, у которого была сослана мать...
Конечно, сразу возникли сложности. Министром гражданской авиации тогда был бывший личный летчик Брежнева Борис Бугаев, и до него дошли слухи, что «Мосфильм» хочет снять фильм о катастрофе «Ту-154» — гордости нашего самолетостроения. И он пригрозил сделать все, чтобы фильма не было. Звонит мне директор студии и говорит: «Вас с режиссером ждет Бугаев, требует объяснений». Министр час читал нам лекцию, что советская гражданская авиация лучшая в мире, что мы на 38-м месте по количеству катастроф: «Вы снимайте уж тогда про страну, которая входит в первую десятку. А у нас все в порядке, мы скоро будем вслепую самолеты сажать!» А еще он сказал: «Лучший фильм, который снят про нашу авиацию, — это «Небесный тихоход». И если вы обещаете сделать такой же фильм — мы во всем вас поддержим». Представляете, вспомнил «Небесный тихоход» 1945 года, а шел 1979 год! А что делать? Пообещали снять такой же.
— И сценаристы решили перенести действие…
— В некую африканскую страну. А подвиг экипажа, естественно, оставить на территории Советского Союза.
— Помог министр?
Интересный факт
«Наталья Гундарева не хотела играть в фильме «О бедном гусаре…» модистку Жужу. До нее от этой роли уже отказалась Светлана Крючкова. Но Рязанов уперся: «Не хочу других актрис. Только Гундареву!» И послал в Москву на переговоры меня (картина снималась в Ленинграде). Я приехал в гости к Наташе, и за чаем-кофе мне удалось уговорить ее. В то время она снималась в Баку в «Дульсинее Тобосской», и за одну смену, с переработкой, мы отсняли все, что было нужно», — рассказал Борис Криштул.
— Да. Он дал для картины консультанта, своего заместителя — Павлова Сергея Сергеевича. Нам бесплатно разрешили снимать в Шереметьево, в Домодедово. Сегодня на это ушли бы миллионы. Только вот мы не учли, что самолет «Ту-154» — новая модель и нет ни одного нерабочего или списанного самолета, в котором мы могли бы снимать. Нам предложили: «Снимайте в рейсовом». Я спрашиваю: «Это как?» — «А вот прилетает «Ту-154» из рейса и два часа стоит, пока его убирают, пока экипаж отдыхает или меняется. Это время ваше». — «Нет, нам это никак не подойдет».
Мы с Миттой стали маниакально искать самолет. С девушкой, бывало, знакомишься, а между тем спрашиваешь ее: «У вас родственников в авиации нет?» И наконец подарок судьбы: из Киева летел самолет, в котором разлилась ртуть. А ртуть опасна — разъедает алюминий. Я еду на ремонтный завод. Директор говорит: «Нет, мы проводим исследования, съемку не разрешаем». — «Ну а кто может дать разрешение?» — «Министр», — сказал он в надежде, что мне до министра, как до луны. На следующее утро я был у Бугаева. Борис Павлович нажал кнопку на пульте: «Там у тебя ртутный самолет… Ты его исследуй, а параллельно «Мосфильм» пусть поснимает свои кадры».
— А там кадры — полкартины.
— Мало того, мы этот самолет потом подняли в воздух, и он перелетел в Домодедово, где снимали пожар аэродрома. После всех наших съемок и «испытаний» самолет сняли с рейсов и отдали для обучения.
— Как снимали катастрофу на самолете?
Интересный факт
Клаудия Кардинале включена в список 50 самых красивых актрис в истории кино. Она снялась более чем в 120 фильмах. Среди ее партнеров были такие звезды, как Марчелло Мастроянни, Генри Фонда, Марлон Брандо, Ален Делон, Джереми Айронс, и многие другие. «Красная палатка» стал первым совместным для СССР фильмом, финансировавшимся западной стороной. Для съемок выбрали хорошо известного на Западе режиссера Михаила Калатозова: его «Летят журавли» получили «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Для советского зрителя Шона Коннери дублировал Юрий Яковлев, а Клаудию Кардинале — Инна Выходцева.
— Построили маленький макет размером со стол. Целый год его делали! Пока конструировали, успели картину смонтировать. Сдавали с проклейками — «а вот здесь у самолета хвост оторвется». Делал макет конструктор Театра Образцова, кукольник. Начинили электронным оборудованием — нажимаешь кнопочку, хвост отваливается.
— Какие сцены были самыми сложными на натуре?
— Сель с гор. В природе это грязевой поток с камнями, с деревьями, со всем, что попадается на пути. Начали художники химичить. Масса должна быть мягкой, чтобы не поранить каскадеров, которые будут в нем барахтаться. Ничего не могли подобрать, то слишком жидкий, то не похож на натуральный. Тем временем в Ялте, в горах нашли подходящий склон, установили два водосброса по полторы тонны. Кнопочку нажимаешь, водосброс открывается, и оттуда все выливается. Этот прием мы нашли в голливудском журнале. Но сбрасывать было нечего — «сель» никак не получался. Параллельно строили декорацию — макеты зданий и аэродрома, которые должен смыть сель, — маленькие домики, маленькие самолетики, даже мини-чемоданчики. Все это должно было гореть, ломаться, рушиться...
И вот однажды едем на нашу площадку, и вдруг художник спрашивает: «А что это за здание за окном?» — «Это завод по производству комбикорма», — отвечает местный. «А что такое комбикорм?» — «Ну это такая консервированная масса травы с витаминами для животных. Силос». — «А можно посмотреть?» Автобус свернул, нас пропустили на завод… Взял художник немного этой массы, смешал с водой — похоже на сель! Я к директору: «Здравствуйте, нам бы три тонны комбикорма». — «А у вас разнарядка есть?» — «Мы с «Мосфильма»!» — «Ну что вы… Во-первых, комбикорм дорогой. А во-вторых, на него очередь — это дефицит!»
Понимаю, что срочно нужна какая-то легенда. И говорю: «Мы снимаем фильм, как немцы в оккупации у крестьян угоняют скот. А коровы у нас все худые, одни ребра торчат, умереть могут». — «Ладно, пишите бумагу и оплачивайте три тонны…» При помощи пожарной машины закачали мы по полторы тонны разведенного комбикорма в водосбросы. В качестве каскадеров пригласили спортсменов, даже из цирка двух гимнастов взяли. Митта им объявил: «Вы сейчас будете бороться за жизнь, вас понесет сель. Это последние мгновения вашей жизни, поэтому никто в камеру не смотрит, никто не улыбается, все будет по-настоящему». Они посмеиваются: «Ага, кино, а по-настоящему…» Но когда их понесло нашим «селем», уже было не до шуток. Потом у них этот комбикорм был в ушах, в носу, во рту, они плевались, матерились. А все тело было в микропорезах.
Сели смотреть материал с Миттой. Мне нравится, снято здорово. А Митта говорит: «Плохо. Одни мужики в кадре — это явно подстава. Женщина нужна!» — «Саша, уже вся Ялта говорит об этих съемках. Те люди, которые снимались, второй раз не пойдут точно». А со мной на просмотре была знакомая из Москвы Лена Кузьмина — она приехала в Ялту отдыхать. И вот она слышит наш разговор и говорит: «Я готова». При Митте я ничего не мог ей сказать, а когда он уехал в гостиницу, я на нее набросился: «Дура, ты понимаешь, на что идешь?! Это ужасно! Каскадеры все после съемки были в крови». Но согласие уже было дано, и все повторилось. Залили еще три тонны в водосбросы. И тащило «селем» эту Леночку… Она на пляж больше ни разу не вышла — вся была в порезах. Зато Митта снимал ее потом в эпизодах своих следующих картин.
— После этого фильма Леонид Филатов получил звание секс-символа страны.
— Ленечка потрясающий человек и актер. Он говорил: «Вот Жженову легко — ему ничего играть не надо. Такой стержень у человека — прошел лагеря — идеальный командир экипажа. А из меня какой плейбой? Я одну женщину люблю!» Для постельной сцены Филатов отказался даже джинсы снимать. А Яковлева сразу разделась, полностью, без разговоров. Обычно бывает наоборот — актрисы смущаются, просят всех лишних выйти из павильона…
— После выхода «Экипаж» произвел фурор! Картина получилась масштабной и реалистичной. Но вам доводилось работать и на масштабных международных проектах! Например, на картине Михаила Калатозова «Красная палатка».
— Да, и ради этой картины я даже уволился с Киностудии имени Горького, где проработал семь лет. Ушел вслед за выдающимся директором картин Владимиром Мароном, который и взял меня в группу «Красной палатки» своим замом. А со стороны Италии главным продюсером был Франко Кристальди — женой которого тогда была Клаудия Кардинале, сыгравшая в картине одну из главных ролей.
— За что лично отвечали вы?
— Перелеты, машины, обеды, порядок на съемках. Для иностранцев была нанята кухарка, которая готовила для них отдельно. Но пару раз я видел, как Юра Визбор, Боря Хмельницкий и Никита Михалков пробирались не в свою столовую. Они проходили мимо охранника, имитируя английскую речь, — ведь в лицо их, начинающих актеров, в те годы еще никто не знал.
— Значит, и иностранных звезд вы встречали и курировали?
— Да. Приезжаю в Шереметьево встречать Шона Коннери и замечаю, что все люди смотрят не на табло прилета-отлета, а уставились на одного человека. И это Володя Высоцкий — приехал встречать Марину Влади. Я подхожу: «Привет». — «Привет, ты кого встречаешь?» — спрашивает. «Главную мировую звезду». — «Ты, — говорит
Володя, — ее уже встретил». — «Не, не тебя». — «Хамишь», — отвечает Высоцкий. «Звезда иностранная». — «Мою жену встречаешь, что ли?» Я говорю: «Нет. Джеймса Бонда, агента 007 — Шона Коннери. Слыхал?» — «Да ну! Познакомь меня с ним!» Я, честно говоря, не знаю, откуда Высоцкий его знал. Наверное, видел фильмы про Бонда во Франции. Но рядовые советские зрители Коннери не знали, потому что фильмов про агента в прокате не было. Мы же обиделись на второй фильм бондианы, который назывался «Из России с любовью», когда Джеймс Бонд победил советскую разведчицу. Наконец прилетели, и Коннери из Нью-Йорка, и Влади из Парижа. Представляю Володю и Марину Шону: «Это самый популярный актер нашей страны, бард, певец, поэт. А это звезда французского кино Марина Влади». «И моя жена!» — встревает Володя. Шон никакого интереса не выразил, но вежливо поцеловал Марине ручку.
Интересный факт
«Экипаж» занимает шестое место по прокату среди всех советских фильмов (посмотрели более 71,1 миллиона зрителей). Говорят, что Леонид Брежнев остался недоволен трагическим финалом, и концовку пришлось изменить. Символично, что роль стюардессы в картине Александра Митты была первой в кино для Александры Яковлевой. А последним ее фильмом стал «Экипаж» Николая Лебедева 2016 года: она сыграла в эпизоде повзрослевшую Тамару.
И вот сцена: посреди аэропорта стоят Коннери, Влади и Высоцкий – и все взоры обращены на них, как на экзотических зверей в зоопарке. Даже таксисты снаружи прилипли к окнам аэропорта. «Высоцкий, Высоцкий!» — слышится вокруг. Наконец, одна девушка толкнула парня: «Иди попроси автограф». А теперь представьте: Шон Коннери достает ручку из кармана, а парень протягивает открытку Высоцкому! Володя расписывается, следом парень протягивает бумажку Влади. Она расписывается, парень благодарит и уходит. Шон стоит с ручкой в одной руке, другой придерживает челюсть. Он обалдел. Но это было только начало… К Высоцкому выстроилась очередь, а на Коннери даже никто не взглянул. Шон держался, а потом все-таки спросил меня: «А что, меня совсем не знают? У вас не показывали Джеймса Бонда?» — «И не покажут, — говорю, — наше руководство обиделось».
— А откуда вы были знакомы с Высоцким, если не работали у Митты на «Арапе...»?
— Когда я еще работал на Киностудии имени Горького, меня избрали председателем автокружка. Обучаться вождению записались 32 человека, и капитан ГАИ сказал: «Боря, прекращай запись. Все, предел!» И вот в коридоре студии меня вдруг останавливает невысокий, крепкий парень: «Слушай, ты староста?» — «Мест нет». — «Не надо так грубо. Мне позарез нужны права. Я Высоцкий Володя из Театра имени Пушкина. Ну я тебя очень прошу». — «Я твои песни слышал», — говорю. А Высоцкий тогда только блатные пел, он еще даже в Театре на Таганке не работал. «А когда ты отсидеть-то успел?» — спрашиваю. «Да не сидел я! В общем, давай я принесу тебе пленку со своими записями, а ты меня запишешь в кружок». На свой страх и риск я Высоцкого вписал 33-м. Походил он на занятия три-четыре раза и пропал.
Иду я как-то по студии и заглядываю из любопытства в павильон, на котором написано «Карьера Димы Горина». И вдруг мне кто-то свистит. Смотрю — Высоцкий. Я Володе кулак показываю: «Чего же ты не ходишь на занятия? Тебе же права были нужны!» А он говорит: «Вон видишь, у стенки милиционер сидит и дремлет? Это мой охранник. Был я в ресторане, один тип подошел — спой да спой. Ну я ему в рыло и дал, чтобы отстал. И арестовали меня на 15 суток. Звонили самой министру культуры Фурцевой, но единственное, что разрешили, — под конвоем возить меня на съемки. Вот ты спрашивал: сидел я или нет? Так вот уже сижу!»
— У вас на «Красной палатке» экспедиций было много.
— Да, Таллин, Зеленогорск под Ленинградом. Мне удалось побывать на Шпицбергене — первая моя заграница. А во время экспедиции на Землю Франца-Иосифа мы жили на корабле в каютах. Гримерные, костюмерная — все на корабле.
— И иностранцы ездили?
— Нет, в Арктику иностранных актеров не пустили, КГБ считал это закрытой зоной. Там снимали дублеров. А иностранных коллег сняли на берегу Балтийского моря в Зеленогорске.
— На Земле Франца-Иосифа вас, наверное, нередко сопровождали белые медведи?
— Да, они нам сорвали несколько съемок. Приходили к кораблю, а отогнать можно было лишь с помощью вертолета. Они боялись шума работающего винта. Помню, однажды Никита Михалков бросил мишке банку недоеденной сгущенки. Медведь ее вылизал и захотел еще, пошел к кораблю, а Никита стал спускаться к нему по трапу. И вот когда они поравнялись, медведь как поднялся на задние лапы! Каким-то чудом Никита увернулся от объятий.
Вообще, медведи представляют смертельную опасность. И нас сопровождал охотник, который по инструкции мог застрелить медведя в случае его нападения на человека. В иных случаях белых медведей убивать нельзя — Красная книга.
— Какие сложности были с иностранными звездами, с тем же Коннери, с Кардинале?
— Никаких. Я тогда понял, что звездность актера, наоборот, определяют дисциплина и профессионализм. С Коннери был забавный случай. В первый же день, когда он оказался на площадке, приехала съемочная группа с американского телевидения делать сюжет. И вдруг вместо того, чтобы обратиться к Коннери по имени, корреспондент или продюсер окликнул его: «Джеймс…» И актер превратился в зверя! «Ты почему меня не назвал, например Руалем? (Коннери играл в «Красной палатке» Руаля Амундсена. — Прим. ред.) Ты почему меня не назвал Шоном? Какой я тебе Джеймс?! Все, никакой съемки!»
Для всех иностранцев у нас была стандартная культурная программа: балет с Плисецкой в «Большом», Театр на Таганке и магазин «Березка». Шон посмотрел наше «меню» и говорит: «Ничего не надо, я хочу посмотреть «Андрея Рублева». А картина была закрыта, ее даже Тарковскому не давали. Шел 69-й год, а с полки ее сняли только в 71-м — через два года. Я пошел к Калатозову… Он каким-то чудом договорился о просмотре, но меня предупредили: «Отвечаешь головой! Чтобы никого, кроме Шона Коннери и переводчика, не было!» Но я нарушил наказ… Мой друг — капитан сборной СССР по хоккею Борис Майоров, двукратный олимпийский чемпион — тоже мечтал посмотреть «Андрея Рублева». И я его с женой провел на показ… Посмотрели. Майоров с супругой быстренько ушли, пока их не засекли. А Коннери вдруг говорит мне: «Я узнал, кто сидел со мной в зале, это биг рашн спортсмен». Я обалдел: «Шон, я потрясен, что ты узнал нашего хоккеиста! Но об этом нельзя говорить, потому что меня…» Шон перебил: «Я все понимаю. Я Джеймс Бонд. Ничего не объясняй».
— С Кардинале тоже было легко?
Интересный факт
В основу сюжета положены реальные события: побег в 1967 году трех политзаключенных-коммунистов из тюрьмы в Венесуэле. Натурные съемки проходили в Баку, Ялте и в Чили. Ирине Мирошниченко для роли Марии покрасили волосы в черный цвет. После съемок в этой картине Ирина Петровна развелась со своим мужем драматургом Михаилом Шатровым и вышла замуж за режиссера фильма Витаутаса Жалакявичюса.
— К концу съемок Клаудию Кардинале я называл уже просто Клавой. Правда, была одна неувязочка с… туалетом. По райдеру артистке полагался отдельный. Но я не мог ей это обеспечить на натурных съемках. А тут директор с итальянской стороны за три дня до выезда на съемки на Клязьминское водохранилище напоминает: «А вы кабинку заказали для Клаудии? Это очень важно!» А мы в СССР никаких туалетных кабинок в глаза не видели, биотуалетов не выпускали. На следующий день мой коллега сел на телефон. Нашли какую-то фирму в Швейцарии. Говорят: «Через две недели доставим». — «А нам нужно через три дня. У нас съемка Клаудии Кардинале». Там сразу заинтересовались. Это же реклама! И через три дня самолетом нам доставили кабинку! И я торжественно вручил Клаве ключ от биотуалета, будто от «Ламборгини»!
— Коннери и Кардинале, конечно, хорошо. Но не будем забывать и про Юрия Визбора, с которым вы подружились на тех съемках.
— Да, Юра потрясающий человек. Фантастического сердца и обаяния. Ночи напролет на корабле мы слушали его песни под гитару и никак не хотели расходиться. Примерно в полседьмого Юра говорил: «Ну ладно, давайте хоть часок поспим, а то если кто-то из вас опоздает на съемку, казнить будут меня». В Москве мы ходили друг к другу в гости слушать зарубежные пластинки — оба увлекались джазом. В его квартире меня поразила огромная карта на стене, испещренная стрелками в места, где он бывал. Как мне тогда показалось, Визбор объехал весь мир. Он же был профессиональным журналистом. Одна точка была даже посреди Северного Ледовитого океана. «А там ты как мог очутиться?!» — изумился я. Оказалось, он туда заплыл на атомной подводной лодке!
— Борис Иосифович, вы работали с такими легендарными режиссерами, как Калатозов, Жалакявичюс, Рязанов, Митта, Лисициан, Натансон... Но с каждым из них лишь по одному разу. А с кем вы были бы рады встретиться на съемочной площадке еще раз?
— С Витаутасом Жалакявичюсом. Жаль, что вторая наша картина не была закончена и не вышла.
— А говорят, у него был стальной, жесткий, даже жестокий характер. Чем же он вам приглянулся?
— Да, характер у него, я бы сказал, литовский. Но мы сработались, на невербальном уровне поняли друг друга. Бывало, что даже он меня успокаивал, чего не делал ни один другой режиссер. На картине «Это сладкое слово — свобода!», если что-то не ладилось, он подсаживался ко мне на скамеечку и утешал: «Не нервничай. Сейчас все привезут, сделают, покрасят, построят, забьют…»
Вообще-то на этой картине был другой директор, но он «загремел на 15 суток», и меня на «Мосфильме» поймал заместитель генерального директора Николай Иванов: «Спасай! Жалакявичюс на меня по телефону уже наорал!» И отправили меня на полтора месяца в Ялту. Приезжаю на съемочную площадку, и ко мне тут же подлетает Регимантас Адомайтис: «Так как вы наш новый директор, должен вам сказать, что в театре я взял на год отпуск. Год прошел, а фильм не снят! Что мне делать?» Говорит с таким красивым акцентом, но с литовским напором. Отвечаю: «Я всего несколько часов на картине. Должен во всем разобраться». Он отошел и больше ко мне с этим вопросом не подходил.
В Ялте мы снимали сцены в декорации тюрьмы некой латиноамериканской страны. К моему приезду все уже было построено замечательным художником Леваном Шенгелия. И эта тюрьма была сделана так фундаментально, что можно было настоящих заключенных запускать. Но мы никак не могли начать съемки. Отменяли раз пять из-за погоды — что нонсенс, так как Ялта для кинематографистов была незаменима. Даже если зимой кому-нибудь требовалось доснять лето — это всегда можно было сделать в Ялте. А тут и не зима, а осень — бархатный сезон. Но вдруг зарядили тропические ливни. Наш второй оператор — гениальный Вадим Алисов — через черное стеклышко смотрел на небо: «Так, через две-три минуты будет солнце…» Солнце выходило буквально на несколько секунд, снова скрывалось, и целый день мы простаивали.
— Исполнительница главной роли в этой картине Ирина Мирошниченко вскоре вышла замуж за Жалакявичюса. На съемках было заметно, что у них роман?
Интересный факт
Первой картиной Бориса Криштула, на которой он работал администратором, стала «Вечера на хуторе близ Диканьки». Потом были «Возмездие», «Софья Перовская», «Чайка», «Егор Булычов и другие». Фильм «Право на прыжок» стал последним, на котором Криштул был заместителем директора. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров с 1975 года он уже работал директором. А с 1979 года преподает во ВГИКе. Он автор книг «Профессия — директор фильма», «Кинопродюсер», «В титрах последний».
— Это было видно сразу. Ведь Ирина вела себя как прима.
— Но брак их оказался недолгим…
— Да, ей нужен был режиссер, а ему — жена. Как-то раз в перестроечные годы я позвонил Мирошниченко с предложением: «Мой приятель снимает картину. Для вас есть яркий эпизод. Один съемочный день». — «Тысяча долларов!» — был ответ. Я так растерялся… Ирина Петровна оказалась молодцом, быстра встала на рельсы рыночной экономики.
— Директор вернулся на картину «Это сладкое слово — свобода!»?
— Да. А я вернулся в Москву. Но через пару лет раздался звонок: «Вы не читали роман Владимира Богомолова «Момент истины» (я сразу узнал интонации Жалакявичюса)? Почитайте. Мы, кажется, сможем с вами поработать». И мы запустились с картиной «В августе 44-го…». Но как только появился режиссерский сценарий, Богомолов встал в оппозицию. Это неправильно, то нехорошо. Он не понимал, что при переводе литературного произведения на язык кино изменения и сокращения неизбежны. Богомолов человеком был очень темпераментным, если не сказать взбалмошным, поэтому сразу встал на линию скандала. С Жалакявичюсом он уже не разговаривал, а Витас просил меня оградить его от общения с автором. Ему бы сразу бросить этот сценарий… Но мы зашли слишком далеко. Провели пробы, утвердили актеров: Сергея Шакурова, Анатолия Азо, Бронислава Брондукова. Поехали в экспедицию в Белоруссию — отсняли не меньше половины картины…
А потом у нас на съемках случилась трагедия — повесился актер Бронюс Бабкаускас, звезда литовского кино. Он был неизлечимо болен. Богомолов ухватился за это ЧП, как за повод, и подал на группу в суд. Решение суд вынес такое: «Пока истец и ответчик не придут к соглашению, производство фильма остановить!» А для меня было очевидно — режиссер и автор романа никогда уже не помирятся.
Спустя 25 лет, в 2000 году режиссер Михаил Пташук, снял свою картину «В августе 44-го…» с Евгением Мироновым, Владиславом Галкиным и Юрием Колокольниковым в главных ролях. А материал нашей картины смыли. Представляешь? Тогда был план по серебру… Я так жалею! Считаю Жалакявичюса одним из лучших отечественных режиссеров. Посмотрите картину «Никто не хотел умирать» и сами в этом убедитесь.